Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Несмотря на то что Примаков не назвал регион, с которым, по его мнению, должна объединиться ЕАО, некоторые СМИ уже «женили» автономию на Амурской области. Впрочем, эксперты не исключают и возможность присоединения региона к Хабаровскому краю. АП решила узнать у амурских политиков, ученых и экономистов, как они оценивают потенциал объединения регионов и кому это может быть выгодно.

За объединение аграриев

Амурские экономисты согласны с мнением Евгения Примакова — в настоящее время нет необходимости в выделении Еврейской автономной территории. Так, по мнению министра экономического развития Приамурья Василия Орлова, предложение по укрупнению региона в целом верное, так как, по данным переписи населения 2012 года, в Еврейской автономии проживало всего 170 тысяч человек, в том числе 1600 евреев. «Такой низкий процент субъектообразующей нации говорит о том, что необходимости выделения автономной области в составе Федерации нет. Изначально решение о создании Еврейской автономной области принималось руководством СССР для поддержки еврейского населения, значительно пострадавшего во время Второй мировой войны», — пояснил он.

— Подобные разговоры идут давно: как выделять регионы, как ими управлять? Обычно в России субъект выделяется как федеративное образование, если численность населения региона составляет не менее 1 миллиона человек. В Еврейской автономной области население, конечно, очень мало и в основном сосредоточено в  Биробиджане, — прокомментировала высказывание бывшего вице-премьера РФ профессор кафедры финансов АПК ДальГАУ Наталья Симутина.

Несмотря на то что Примаков не назвал регион, с которым должна объединиться ЕАО, некоторые СМИ уже «женили» автономию на Амурской области.

Однако, по словам экспертов, потенциал присоединения региона к Приамурью очень неоднозначен. Один из доводов в пользу слияния субъектов — экономическая близость двух регионов. Как заметил Василий Орлов, экономика Еврейской автономии опирается на сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых и лесопереработку, все эти отрасли активно развиваются в Приамурье, поэтому объединение двух субъектов пройдет безболезненно.

— К плюсам можно отнести и оптимизацию управления регионом, в том числе экономию бюджетных средств, направляемых на содержание ряда представительств федеральных органов власти в двух субъектах, — добавил Василий Александрович.

«Это наша исконная территория»

Депутат амурского Заксобрания и бывший губернатор области Анатолий Белоногов идею слияния Амурской и Еврейской областей поддерживает обеими руками. По его мнению, это принесет пользу и автономии, и Приамурью, а кроме того, восстановит историческую справедливость.

— Это наша исконная территория.  Указом российского императора, когда образовывалась Амурская область, территория Еврейской автономии входила в ее состав. В музее есть копия указа, там четко прописаны границы Приамурья. Объединение регионов  восстановит историческую справедливость, — рассказал экс-губернатор. — Кроме того, от этого все только выиграют. У нас стройки ведутся, а цемент — у Еврейской автономии. У них есть сельхозугодья, а у нас земледелие на значительно более высоком уровне, мы сможем увеличить урожайность на их земле. И население автономии ничего не потеряет, мне кажется, у нас соцобеспечение лучше, чем у них.

Амурской области это не нужно

Однако многие сомневаются в том, что жителям Еврейской области будет хорошо с амурчанами. Так, по мнению профессора кафедры финансов АПК ДальГАУ Натальи Симутиной, для Еврейской автономной области выгоднее присоединиться к Хабаровскому краю. Перспективы от слияния для Приамурья также пока сложно просчитать. Как отметила Наталья Леонидовна, сейчас главный козырь ЕАО — развивающийся горно-обогатительный комплекс и запланированное под него строительство моста через Амур в Ленинском районе.

— ГОК дает довольно большие доходы в бюджет, и благодаря этому Еврейская автономная область сейчас растет довольно большими темпами. В этом для нас может быть плюс. Особенно учитывая большой государственный долг Приамурья, который регион должен сократить, — считает ученый. — Однако этот плюс неоднозначный. Если учитывать предыдущее развитие, до 2015 года, — да, это было бы выгодно, но как будет развиваться предприятие в условиях кризиса — пока не ясно. 

Во многом согласен с коллегой и кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления БГПУ ЮрийМоскаленко.

— Транспортно и географически ЕАО гораздо ближе к Хабаровску. Если они войдут в состав Амурской области, жителям будет очень неудобно, хотя бы с точки зрения транспортных расходов, добираться до Благовещенска. Кроме того, область изначально входила в состав Хабаровского края, — заметил он. — Впрочем, если говорить о структуре экономики, то Еврейская автономная область — аграрная, сельское хозяйство занимает у них заметное место, также как и у нас, и в этом смысле она ближе к Амурской области.

По мнению сенатора Совета Федерации от Амурской области Юрия Кушнаря, ни для Амурской области, ни для Еврейской автономии объединение особой пользы не принесет.

— Если с кем-то и объединять Еврейскую автономную область, то проще с Хабаровским краем, а не с Амурской областью. У них есть общие интересы, была общая экономика, да и географически они ближе. А нам бы со своими проблемами справиться, если честно, — признался амурский сенатор. — Хотя вопрос укрупнения все-таки правильно поставлен, с точки зрения экономики и управления. Я думаю, что, может быть, и нет особого экономического и политического смысла в таком маленьком субъекте, как Еврейская автономная область. Но с кем ее объединять  — это другой вопрос.

Между тем губернатор Еврейской автономии Александр Винников еще в апреле прошлого года выступил в СМИ против слияния регионов. В частности, он комментировал слухи о присоединении ЕАО к Хабаровскому краю. Как подчеркнул глава автономии, одно дело объединиться с регионом-донором — Сахалинской областью или Красноярским краем, и другое — слияние с таким же дотационным субъектом. «Если к одному бедному присоединяется другой бедный, получается бедный в квадрате», — заметил Александр Винников.

Идея слияния не нова

Идея объединить субъекты в районе бассейна Амура существует уже около 10 лет. Еще в 2004 году Константин Пуликовский, который в то время занимал пост полпреда в Дальневосточном федеральном округе, говорил о возможном слиянии сразу трех регионов: Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной областей, «если на то будет воля народа». В 2006 году новый полпред в ДФО Камиль Исхаков также заявил, что одобряет идею объединения регионов округа, в частности Амурской и Еврейской автономной областей, но назвал это делом будущего. Идею укрупнения высказывал и Виктор Ишаев во время работы губернатором Хабаровского края. Он предложил оставить на Дальнем Востоке три региона: Амурская область должна была объединиться с Хабаровским краем, ЕАО — с Сахалином,  Камчатка — с Корякией и Приморьем, Якутия — с Магаданской областью и Чукоткой. В последний раз волна обсуждения поднялась в июле 2014 года, после того, как губернатор Приамурья Олег Кожемяко во время онлайн-трансляции на сайте АП заметил, что является сторонником создания Амурского края, так  как это дает больше возможностей для развития. В качестве примера он привел Камчатский край, который образовался после слияния Корякии и Камчатской области. Об объединении Приамурья с другим регионом Олег Кожемяко не говорил, но после его выступления эксперты активно обсуждали версию возможного слияния Амурской и Еврейской областей. 

Между тем решение об объединении регионов должны принимать жители субъектов на референдуме. Если проект слияния одобрило население обоих регионов, президент РФ выносит вопрос об образовании нового субъекта.

Регионы, которые уже объединились:

2005 год — образован  Пермский край, в который вошли Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ

2007 год — образован Камчатский край из Камчатской области и Корякского автономного округа

2007 год — в состав Красноярского края вошли Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа

2008 год — объединились Иркутская область и Усть-Ордынскый Бурятский автономный округ

2008 год — образован  Забайкальский край, в состав которого вошли Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ 

МНЕНИЕ:

Евгений Примаков, бывший премьер-министр России, академик РАН:  

— Очевидно, существуют предпосылки для рассмотрения целесообразности присоединения отдельных национальных образований к субъектам Федерации, созданным на территориальной основе. Политическим анахронизмом является, например, существование Еврейской автономной области, где «титульная» нация составляет меньше 1 процента населения. В 2000-е годы имело место объединение некоторых административных национальных округов с территориальными субъектами Федерации. Образовался ряд краев. Смысл таких объединений, безусловно, заключается в поисках пути для более эффективного решения социально-экономических проблем. Однако при продолжении процесса вхождения некоторых национальных образований в административно-территориальные субъекты следовало бы твердо исходить, что дело касается тех национальных объединений, в которых «титульная» нация не только малочисленна, но занимает крайне небольшой процент населения. Вместе с тем объединение с другими субъектами Федерации ни в коем случае нельзя рассматривать как процесс отказа от этнических особенностей того или иного народа. Влияние на них русской культуры будет происходить без навязывания сверху.

Возрастная категория материалов: 18+