Чистое зеркало
— За два года мы вбухали в этот проект 800 тысяч рублей. Я за кредиты своей пенсией расплачиваюсь, помощи нет, никому ничего не нужно. Все ждут, что мы сами все сделаем, но мы уже выдыхаемся, — делится наболевшим руководитель КФХ «Рыбовод» Тамбовского района Иван Хаустов.
Большое озеро появилось на въезде в Козьмодемьяновку десятилетия назад. В начале семидесятых годов прошлого века местные власти перекрыли дамбой реку Гильчин. Образовавшаяся ниша быстро заполнилась водой. Была необходимость в постоянном источнике для орошения полей. Буквально сразу возникла идея создать рыбоводное хозяйство и зону отдыха. На берегу появился пляж, за разведение ихтиофауны взялся специально приглашенный ихтиолог-рыбовод. Им стал молодой специалист, ныне известный в научных кругах Анатолий Николаевич Гриценко. В считанные годы водохранилище превратилось в настоящий оазис благополучия для любителей рыбной ловли.
— Это 610 гектаров «чистого зеркала» (площадь поверхности), 21 миллион кубометров воды. Такие возможности было глупо не использовать, — продолжает Иван Максимович. — Впервые в южных районах Приамурья развели щуку, завезли сазана, появились сом, змееголов, карась. Рыбопродуктивность достигала 150 килограммов с одного гектара, 120 рыбопромысловых бригад работало. Потом это стало никому не нужно. Даже десяти лет не прошло, как местный колхоз, отвечающий за водоем, потерял к нему интерес, все забросили. Остались обманутыми как промысловики, так и местные жители, для которых все это делалось.
За несколько десятилетий расположенный на берегу рыбопитомник порос быльем, но сейчас пытается пережить второе рождение. За два с небольшим года своего существования арендатор питомника в лице КФХ «Рыбовод» расчистил территорию, здесь появился вагончик администрации, есть линия электропередачи. Пришлось перетаскать тысячи тонн земли, выкорчевать десятки деревьев.
Дорогая молодь
Среди ключевых объектов сегодня — зимовальный пруд. Это небольшое озеро, в котором особи-производители готовятся к весеннему нересту. С наступлением тепла планируется запустить в работу еще шесть небольших водоемов. Весной появится молодь, причем разведение сазана уже опробовано и дало исключительные результаты. В перспективе выпуск молоди в большую воду. Это не все водохранилище, а всего лишь небольшой ограниченный участок озера площадью всего в 17 гектаров. Однако здесь начинаются бюрократические неувязки.
80
тонн карася может давать Козьмодемьяновское водохранилище ежегодно
— Нам сейчас «Амуррыбвод» говорит, что эта водная площадь входит в состав рыбопромыслового участка Тамбовского водохранилища. То есть получается, что я плачу аренду за землю, а недра, то есть вода, остаются государственными, — недоумевает фермер. — Как после этого работать? Мы ведь все говорим о продовольственной безопасности, необходимости импортозамещения, но на каждом шагу препоны. Научно-производственная организация «Экосистема» провела исследования. По его результатам Козьмодемьяновское водохранилище единственное в Приамурье, которому требуется хозяин. Они прямым текстом сказали: здесь нужно строить рыбзавод. При этом из нашего малька сможет разводить рыбу вся Амурская область. Закупать молодь в Хабаровске дорого и неудобно.
Я дважды участвовал в конкурсах на получение грантов от регионального минсельхоза. Недобрал баллов, хотя составлял бизнес-план, производил все необходимые расчеты. Сейчас нам нужна хоть какая-то поддержка, потому что работы еще много. Мы остро нуждаемся в технике для землеройных работ, есть вопросы по электроэнергии.
Стоимость киловатта для нас 5,85 рубля, при этом зимой необходимо периодически проводить аэрацию зимовального пруда. Я говорю о работе компрессора. Пока включаю его на несколько часов, но уже в конце зимы рыба подо льдом начнет задыхаться, и тогда придется «гонять воздух» круглосуточно. А если пруд будет не один? В них еще надо закачивать воду. Кстати, их недавно было два. Второй пришлось «законсервировать» после набега местных наркоманов. Я пока в городе был, они всех сазанов палками перебили. Приезжаю, а рыба вся по берегу разбросана. Там уже большие, взрослые особи были. То есть нужно думать еще и об охране.
Вода на прорыв
Житель Козьмодемьяновки пенсионер Сергей Сечнов стоял у истоков создания водохранилища в далеком 1975 году. Будучи колхозником, выполнял еще и роль егеря, охранял озеро от браконьеров. Сегодня, спустя четыре десятка лет, вновь посвящает ему все свободное время. Работает не за зарплату, ради детей и внуков.
— Я здесь родился и здесь вырос, поэтому хорошо помню, как создавалось водохранилище. Его можно считать народным, ведь не только государство финансировало работы по зарыблению. Мы, колхозники, в полях пахали, а 30 процентов своего заработка отчисляли сюда. Знали, что для себя стараемся. В период нереста все село выходило на берег браконьеров гонять, своими руками каждую предупреждающую табличку делали, — с болью в голосе делится Сергей Кузьмич. — Сейчас в Козьмодемьяновке 2,5 тысячи человек проживает, работы не так много, да и в свободное время заняться нечем. Так бы мужик с удочкой сидел, удовольствие получал, а не водку пил. Детям искупаться негде. Опять же — штрафовать все горазды, а помочь некому. И так никто не хочет за озером следить, так бесконечные проверяющие еще и по рукам бьют. Здесь, как и в любом деле, хозяин нужен.
Иван Хаустов считает, что при должном подходе Амурская область в состоянии обеспечить себя озерной рыбой. По его подсчетам, на Козьмодемьяновском водохранилище можно добывать до 80 тонн одного только карася ежегодно. При этом не исключено разведение карпа, сазана, змееголова и других видов рыб. В перспективе забытое всеми озеро может вернуть себе статус культурного места отдыха. В мечтах пенсионера возродить пляж, оборудовать прокат орудий лова, сделать автопарковки, наладить прочий сервис для активного отдыха на природе. В центре Тамбовки можно поставить небольшой торговый павильон для продажи свежей рыбы. Немаловажный факт — рыбопитомник может обеспечить полноценной работой полтора десятка местных жителей. И это только на начальном этапе.
По словам руководителя КФХ «Рыбовод», на Козьмодемьяновском водохранилище можно добывать до 80 тонн одного только карася ежегодно. При этом не исключено разведение карпа, сазана, змееголова.
По мнению фермера, в ближайшем будущем может возникнуть вопрос безопасности многострадального водоема. Берега разрушаются, а шахтовый водосброс, призванный регулировать уровень воды, давно разворован «металлистами». Если миллионы кубометров воды пойдут «на прорыв», то наводнение 2013 года покажется детским садом для многих ближайших сел.
— Мы не просим много, нам нужна только поддержка районных и областных властей. За все время существования КФХ к нам ни разу не приехал глава района, сельский совет тоже не проявляет интереса. Сейчас мы работаем в тесной связке с Анатолием Николаевичем Гриценко, который когда-то стоял у истоков создания этого рыбопитомника, лично участвовал в зарыблении водохранилища. Однако нам на двоих уже 140 лет. Кредиты в банке выдаются под 27 процентов годовых, да и не даст нам никто больших денег. Обоим «отъезжать» скоро, поэтому не для себя, а для других людей стараемся. Вы людей поспрашивайте, все ждут возвращения озера. Многие в свободное время приходят к нам бесплатно помочь. Кто чем может, любую поддержку оказывают, но этого мало, — говорит на прощание глава «Рыбовода». — Мы очень благодарны Благовещенскому судостроительному заводу и лично директору Вячеславу Степановичу Попову. Это предприятие поддержало нас на начальном этапе, как оборудованием, так и ссудами. Сейчас мы надеемся на заинтересованность других представителей малого и среднего бизнеса. От лица всех жителей Козьмодемьяновки приглашаем к сотрудничеству инвесторов. Всем миром мы сможем сделать действительно хорошее и нужное дело.
Увлечение должно быть эффективным
Сергей Вологдин, министр сельского хозяйства Амурской области
— Иван Максимович Хаустов очень увлеченный человек, это очень приятно видеть, у нас таких не много. Видно, что у него душа болит и он живет своим делом. К большому сожалению, у нас в бюджете не предусмотрена отдельная поддержка данной категории фермеров.
В то же время ситуация не безвыходная. В подобных случаях можно кредитоваться через банк и получить субсидирование процентной ставки. На эти цели, по словам Президента РФ, будут выделены 500 миллиардов рублей. Учитывая возраст Ивана Максимовича и другие факторы, понятно, что кредит ему получить крайне сложно.
Наилучшим выходом в его ситуации остается борьба за грант. Хаустов дважды участвовал в конкурсах, однако в конкурсной комиссии работают профессионалы, это опытные фермеры, имеющие стаж работы на селе и практические знания. Это достаточно серьезный конкурсный состав. Они видят, что человек занимается интересным и нужным делом, однако в его документах слабо отражена эффективность вложения средств. Мы говорим про государственные деньги, поэтому подход очень серьезный. Я надеюсь, что Иван Максимович учтет сделанные комиссией замечания, исправит все ошибки и вновь примет участие в очередном конкурсе. В нынешнем году у нас ничего не меняется. Победители из числа начинающих фермеров вправе рассчитывать на господдержку в размере полутора миллионов рублей. В случае с семейными фермами сумма гранта может достигать 21 миллиона рублей.
Я родом из этих мест, рыбак со стажем, зная этого человека лично, прочитав статью пришел к выводу, что человек делая благое дело возродить водоем на который в настоящее время смотреть без слез не возможно, сталкивается с финансовыми проблемами и непониманием местных властей. Почему и разве так сложно поддержать этого человека возродить это на сегодняшней день это болото.
— aleksandr