Первым этапом планируется прокладка участка от Казани до столицы России. Китайские эксперты уверяют, что при правильном проектировании, строительстве и подборе подвижного состава из Москвы в Казань по скоростной дороге можно будет доехать всего за 3 часа 30 минут, а не за 14 часов, как это возможно сейчас.
Однако возникает вопрос: действительно ли Поднебесная обладает необходимыми технологиями для проведения строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ), в том числе в районах Сибири, в зонах вечной мерзлоты? Многое указывает на то, что для Китая подобный проект не кажется чем-то грандиозным или суперсложным. КНР на сегодняшний день является абсолютным мировым лидером по протяженности скоростных железных дорог — более 16 тысяч км. Недавно вступила в строй самая длинная из скоростных магистралей в мире, связавших Пекин с крупным приморским городом Гуанчжоу, расположенным на юге Китая, протяженностью 2 298 км. Средняя скорость движения поездов по ней — 350 км/ч. Причем планы дальнейшего развития сети ВСМ на следующую, 13-ю пятилетку (2016—2020 гг.) еще более амбициозны.
Десять лет назад, когда китайское руководство поставило задачу крупномасштабного развития сети скоростных железных дорог, мало кто предполагал, что события будут развиваться столь стремительно. Если на первом этапе Китай активно заимствовал технологические решения таких авторитетов в сфере строительства, как «Сименс» (Германия), «Кавасаки Хеави Индастриз» (Япония) и другие, то к настоящему времени страна располагает всеми необходимыми технологическими и производственными возможностями для укрепления своего лидерства. При этом важно отметить, что китайские компании производят подвижной состав железных дорог мирового уровня. Недавно, в частности, Китай заключил контракт на поставку 284 вагонов для метро в Бостоне.
Еще в 2003 году в Шанхае была запущена 30-километровая линия на магнитной подвеске для поездов, следующих из мегаполиса в аэропорт. Скорость движения такого транспорта — 430 км/час. Так что дорога в аэропорт занимает чуть больше 7 минут.
16
тысяч километров — протяженность скоростных железных дорог в КНР
Сделав упор на развитие сети скоростных железных дорог, власти КНР стимулировали экономическое развитие периферийных регионов страны. Не случайно Пекин активно расширяет сеть ВСМ в направлении отдаленных провинций в целях ликвидации диспропорции в развитии восточных и западных регионов страны.
Мощный положительный импульс получила индустрия туризма. Иногда даже сама железная дорога в такой стране, как Китай, может стать туристическим объектом. В августе прошлого года китайские строители сдали в эксплуатацию очередной участок железной дороги вглубь Тибета. Хотя эта дорога и не является в строгом смысле высокоскоростной, однако она уникальна во многих отношениях. Во-первых, это самая высокогорная железнодорожная магистраль в мире — отдельные ее участки проложены на высоте более 5000 метров над уровнем моря. Для данной дороги изготовлены специальные локомотивы, способные работать в разряженном воздухе, а также герметичные пассажирские вагоны с кислородным наддувом, чтобы защитить путешественников от горной болезни. Во-вторых, уникальность строительных решений в сложнейших горно-геологических условиях Тибета.
Учитывая, что дорога пересекает обширные районы вечной мерзлоты, рельсы укладывались на специфически устроенную насыпь, что предотвращало оттаивание почвы под ней и последующую деформацию. В этих же целях на отдельных участках полотна устраивались скважины, заполненные жидким азотом.
Добившись впечатляющих успехов в железнодорожном строительстве внутри страны, Китай активно выходит на внешний рынок. Некоторые западные СМИ даже заговорили о «китайской экспансии» в сфере строительства высокоскоростной магистрали. Действительно, компании КНР заключили немало контрактов на строительство скоростных дорог и в Африке, и в Латинской Америке, и в Юго-Восточной Азии. Причем эти контракты активно реализуются.
В связи с этим предложение нашего восточного соседа по строительству ВСМ Пекин — Москва представляется очень перспективным и, безусловно, отвечает нашим внутренним интересам. Жаль только, что это так далеко от нас, и сегодня амурчанам предлагают передвигаться в Читу или Хабаровск автобусом.
Возрастная категория материалов: 18+
И мост через Амур давно бы китайцы уже построили, если бы наша власть умнее была.
— Поддерживаю (гость)России нужно соглашаться на этот проект! Наши такого не построят! Только разворуют всё! Поезд в Шанхае до аэропорта это НЕЧТО! Ездили, знаем!
— России нужно соглашаться на этот проект! (гость)