Фото: Андрей АнохинФото: Андрей Анохин

Проездной для зайца

Водитель — мужик средних лет, здоровый, основательный, хрестоматийного вида. Водила, в хорошем смысле. По-другому не скажешь. Молчаливый и, кажется, абсолютно невозмутимый. Тоже сплошь примелькавшийся, как те пацаны-боксеры. Когда изо дня в день пользуешься одним и тем же маршрутом, шоферы городского транспорта становятся узнаваемыми и почти родными.

Нужная остановка, мальчишка семенит к выходу, волоча здоровенный баул. Протягивает водиле пластиковую карту с магнитной полосой. Я плохо в них разбираюсь, но, кажется, это проездной. Водила достает свою «пикалку» для считывания информации, прикладывает к проездному...

— Ты зачем эту карточку с собой возишь? — вдруг басит водитель.

Мальчишка вопросительно и по-детски наивно смотрит в глаза шоферу.

— Я говорю — за проезд платить надо!

Пацан совсем теряется и открывает рот.

— Денег на твоей карточке нет!

Чтобы понять человека, нужно прикинуть его рубашку на своих самых близких людей.

Наблюдаю за этой сценой, держась за поручень. В руке сотня, мелочи не нашел. В какой-то момент начинаю понимать суть происходящего. Со стороны фигура здоровенного водителя, нависшего над мальцом, выглядит угрожающе.

— Давай заплачу за него, — протягиваю рулевому свою купюру.

— Да не в этом дело, — отмахивается тот. — Ты за него заплатишь, а обратно он как домой доберется?

Водитель еще какое-то мгновение смотрит на перепуганного пацана, ныряет здоровенной ладонью в лоток с мелочью и протягивает ему несколько монет.

— И маме скажи, чтобы карточку обновила, — говорит на прощание своему юному пассажиру. При этом сурово сдвигает брови.

Пацан на ватных ногах выбирается из автобуса. Долго стоит на остановке, разглядывая горсть мелочи в своей ладони. Кажется, не подозревает, сколь паршивая ситуация только что пронеслась мимо него. Будь за рулем другой человек, последствия трудно предугадать. Когда дело касается денег, то принципиальность часто берет верх над человечностью.

Маши-растеряши

Дальше едем молча.  Здоровенный и невозмутимый водила по привычке хмуро смотрит вперед, вцепившись потемневшими пальцами в баранку. На безымянном пальце —  золотое обручальное кольцо. На —  панели незатейливый детский карандашный рисунок в маленькой декоративной рамке.

Сколько таких «зайцев» он провез за сегодняшний день? За неделю? За месяц? Сколько денег не принес в свою семью, своим детям? А может, как раз представил на месте незадачливого маленького пассажира своего ребенка. Со всеми бывает, с каждым случается. Иногда, чтобы понять и простить постороннего человека, нужно  примерить его рубашку на себя. А лучше — на самых близких людей. Может, им кто поможет, протянет несколько монет в трудную минуту.

Дети — это Маши-растеряши. А бывает, возьмут денег у родителей на дорогу, потратят на чипсы — хитрят. Ставят водителей городского транспорта перед фактом, давят на жалость. Когда сталкиваешься с подобными вещами из рейса в рейс, трудно сохранить доверие к окружающим. Не важно, что в них метр с кепкой и нелепые уши в разные стороны. С пластиковой картой проездного проще — это не наличка.  Проездной на чипсы не потратишь. Однако сути это почти не меняет. За бесплатно повезет не каждый. И уж точно не каждый добавит из собственного кармана на обратную дорогу. Принципиальность, будь она неладна.

Жизнь форму автобусного маршрута имеет. Рано или поздно все в одном салоне встретимся.

Вышел из автобуса около универмага. Солнышко светит, тепло. Тротуары оккупировали попрошайки. Молодые и старые, калечные и вполне здоровые. Раньше одному-двум протяну и иду дальше. Здесь не удержался, раскошелился ради спортивного интереса.

Пока прошел два квартала до «Элеганта», каждому бросил в стаканчик по десятирублевой монете. Кому-то реально поможет, кто-то банально пропьет. Когда сталкиваешься с подобными вещами ежедневно, трудно сохранить доверие к окружающим. Потратил 70 рублей — почти вся сдача с моей  сотни. Не дешевая нынче благотворительность.

Жизнь на конечной остановке

Однако жизнь форму автобусного маршрута имеет. Рано или поздно все в одном салоне встретимся. Только у одного пустые карманы, а другой со сторублевой купюрой поедет. Кому выпадет счастье оказаться с деньгами — еще вопрос.

— Такой ужас сегодня прочла, — за ужином говорит жена. — Город не вспомню, но где-то в Центральной России ребенок деньги на дорогу потерял. Так водитель автобуса отвез его на конечную остановку и там оставил. Бросил одного в наказание. Представь — ребенок на краю города, на каком-то пустыре. Идиот какой-нибудь встретится и никто следов не найдет. Что с людьми происходит, откуда эта злоба?

Трудно ответить. Наверное, не на кого рубашку чужую примеривать. Несчастный он человек, водитель этот. Сам давно на конечной остановке. Стоит в одиночестве, в людей не верит. Взаимности от них ждет, а точнее, ничего хорошего. Враги кругом и обманщики. Не позавидуешь...

Бесплатные пассажиры

— Андрей, меня сегодня безбилетником обозвали, а ведь я ни разу в жизни чужого не взяла. Хлеба не куплю, но за проезд заплачу, — раздалось в среду утром в трубке редакционного телефона. — Автобус тридцать первого маршрута. Мы со стороны улицы Калинина ехали по направлению в центр города. Без двадцати девять утра выходила на автовокзале, за мной еще несколько человек с проездными. Водитель — парень молодой, лет тридцати, говорит: «Как вы уже достали, бесплатные пассажиры». У него на борту большими буквами обозначено обслуживание по транспортным картам. Мы ему карты эти самые показываем, а он злобой исходит —  «живых» денег хочет. У него прибор этот для считывания информации рядом лежит, но водитель свое гнет: «Это мое дело — «пробивать» вам проезд, или не «пробивать». Кое-как нас выпустил из автобуса, еще и вслед гадостей наговорил. За что нам такое унижение?

А действительно — за что? На каком основании водитель общественного транспорта вдруг начал диктовать условия и переписывать правила перевозки пассажиров? Не буду называть имя звонившей женщины, отмечу лишь, что человек авторитетный в научных кругах, к мнению которого прислушиваются в самых крупных и передовых сельхозпредприятиях Дальнего Востока. При этом скромный пенсионер, положивший свое здоровье на подъем послевоенной экономики. Со своей стороны редакция АП просит владельца тридцать первого маршрута обратить внимание на выручку, которую приносит данный водитель. У него нездоровая тяга к наличности.  

Возрастная категория материалов: 18+