Фото: Андрей Оглезнев (архив)Фото: Андрей Оглезнев (архив)

«Мы не могли купить даже бинт» 

— У нас даже бинт не продавали. Стоило приехать губернатору, как лекарства появились — за ночь сформировали аптеку, — говорит глава Крестовоздвиженки Мария Филиппова. 

За таблетками жителям Крестовоздвиженки приходилось мотаться в районный центр: кто-то писал заказ, когда местный медик выезжала в Константиновку, для кого-то курьерами становились соседи. Притом что ФАП в селе был построен два года назад, укомплектован необходимым оборудованием, а фельдшер имела право торговать медикаментами. Оказалось, дефицит лекарств остается больным вопросом и в других районах области.

— У нас аптека в амбулатории появилась в апреле. После привоза за три дня все с полок смели, — рассказывает житель поселка Токур Селемджинского района Анна Тимофеева. — Если вдруг внезапно что-то заболит, надо ехать в районный центр — за 15 км. Автобус в Экимчан идет в час дня, а возвращается в пять. Хорошо, у меня муж там работает. Мы, конечно, запасаемся лекарствами. Но всего же не предугадаешь! 

А в селе Игнашино Сковородинского района аптечные полки пустуют уже три года.

— У нас есть холодильники для хранения лекарств, есть все условия. Я прошла специальное обучение. Однако препараты в Сковородинской центральной больнице не выдают, — сетует фельдшер местного ФАПа Елена Блинкова. — Сейчас я раз в неделю собираю у людей заказы, покупаю лекарства в аптеке и привожу. 

По данным регионального министерства здравоохранения, в Амурской области работают 329 ФАПов. Большинство сельских лечебниц получили лицензии на продажу медикаментов и обучили этому персонал. На то, что закон действует только формально, были разные причины.

— У нас в районе пять фельдшеров отказывались возить лекарства. За эту работу им не платили, а дополнительно вести отчетную документацию и брать на себя материальную ответственность медики не хотели. Теперь мы ввели критерий стимулирования за перевозку медикаментов, — рассказывает главврач Константиновской районной больницы Игорь Хомитов.

В большинстве же своем дефицит лекарств возник из-за того, что районные больницы вовремя не поставляли необходимое в сельские аптеки.

— Было дано поручение, чтобы все центральные районные больницы заключили договоры с оптовыми компаниями о поставке лекарств и отчитались об этом, — комментирует начальник отдела лекарственного обеспечения министерства здравоохранения Амурской области Елена Хон.

На справочном сайте

www.ros-med.info

можно посмотреть государственный реестр цен на перечень жизненно необходимых лекарств. 

«Хотим как в городе» 

Проблема лекарственного снабжения сел — одна из самых острых в России: в большой стране немало глубинок. В Амурской области стоят поселения, где живет меньше 25 человек. Открывать аптеки там не возьмется ни один бизнесмен. Невыгодно доставлять лекарства и в отдаленные территории — по бездорожью. К примеру, в Селемджинском районе на 10 сел 5 аптек, и те в крупных поселках — Февральске и Экимчане.

— Для аптеки необходимо помещение, соответствующее нормам. А отпускать лекарства имеет право дипломированный провизор или фармацевт. Какой специалист с высшим образованием поедет работать в село? — отмечает директор сети аптек «Амурфармация» Галина Чернышова.

Сельским медработникам предлагают жилье по социальному найму, льготы на оплату коммунальных услуг, подъемные и стимулирующие выплаты. Вопреки солидным мерам соцподдержки, молодежь не хочет уезжать из городов. Недочеты в лекарственном обеспечении возникают и из-за несовершенств законодательства. Открывать аптечные пункты сейчас разрешено только на базе ФАПов и амбулаторий.

— Нельзя торговать препаратами в участковых поликлиниках, и поэтому в Златоустовске и Стойбе у нас лекарства не продаются вообще, — комментирует глава Селемджинского района Сергей Капшук. — Мы пытались перевести поликлиники в амбулатории, чтобы начать там реализацию препаратов. Но взбунтовалось население, потому что это учреждение ниже статусом. Хотя для людей в медицинском обслуживании почти ничего не поменялось бы.

 Тем не менее принятый в 2011 году закон, позволивший отпускать лекарства в ФАПах, заметно облегчил жизнь жителям отдаленных районов. Еще пять лет назад селяне планировали поездки в город, только для того, чтобы пополнить домашнюю аптечку. Сегодня сельский фельдшер, прошедший курс обучения в медколледже, получил право торговать безрецептурными препаратами. При условии, что в ФАПе есть оборудованное помещение под аптеку и условия для хранения медикаментов. 

— В отдаленные поселки сейчас дважды в неделю доставляют таблетки — когда необходимо, и самолетом. Но люди хотят, чтобы ассортимент был как в городе. И, наверное, это правильно, — считает глава Зейского района Андрей Сухомесов. 

— Всем хочется купить дорогостоящие разрекламированные лекарства. Спрашивают: «Почему нет «ТераФлю?» Хотя парацетамол, имеющий аналогичное действие, стоит на порядок дешевле, — замечает фельдшер ФАПа Крестовоздвиженки Хаяла Гусейнова.

В региональном министерстве здравоохранения успокаивают: даже если медикаментов нет в свободной продаже, необходимое лекарство можно получить, обратившись в местную лечебницу.

— Реанимационную помощь я окажу всегда: будь-то сердечный приступ или гипертония. Жизненно необходимые препараты в ФАП поступают регулярно и без сбоев, — констатирует фельдшер Елена Блинкова.

— Люди привыкли лечиться сами. Прежде чем выпить какую-нибудь таблетку, лучше обратиться к медработнику. К тому же в ФАПе помощь вы получите бесплатно, — высказывает мнение начальник отдела лекарственного обеспечения министерства здравоохранения Амурской области Елена Хон.

Как отмечают в амбулаториях, люди нередко вызывают врача после самолечения. Медики сомневаются и в рентабельности деревенских мини-аптек, учитывая низкий уровень доходов селян.

— В старом ФАПе я торговала лекарствами — покупали их очень плохо. Сейчас у нас уже неделю работает аптека. Препараты еле-еле берут, — констатирует фельдшер Хаяла Гусейнова. 

Елена Хон, начальник отдела лекарственного обеспечения министерства здравоохранения Амурской области: 

— Сейчас много интернет-аптек: людям кажется очень удобным, что лекарства привезут на дом. Однако гарантии качества этих препаратов вам никто не даст. Неизвестно, как они были доставлены. Ведь есть термолабильные фармтовары, которые должны храниться в определенных температурных условиях. Нередко жалуются и на рост цен на медикаменты. Есть перечень жизненно необходимых препаратов, который насчитывает более 600 наименований. На эти лекарства устанавливаются предельные розничные надбавки. Но один и тот же препарат могут выпускать несколько заводов-изготовителей и устанавливать на него разные отпускные цены. Разница в стоимости одного и того же лекарства от разных производителей может достигать сотен рублей. Я всегда советую при выборе препарата посмотреть государственный реестр цен на перечень жизненно необходимых лекарств на справочном сайте http://www.ros-med.info. Здесь можно узнать, у какого производителя медикаменты доступнее. Не стоит думать, что в аптеках, которые называют себя социальными, лекарства стоят дешевле. В Амурской области нет ни одной государственной аптеки. Такие названия — это всего лишь маркетинговый ход для привлечения покупателей. 

Ольга Лысенко, зампредседателя Законодательного Собрания Амурской области, заслуженный врач РФ: 

— Лекарство — это не конфета, которую можно не съесть. Его нужно принять своевременно. На мой взгляд, служба курьерской доставки медикаментов  себя не оправдывает — когда таблетка нужна сегодня, а ее привезут через 2—3 дня. В ряде зарубежных стран врачи с дипломом сразу получают возможность продавать ряд лекарственных препаратов по перечню. У нас такая практика не применяется, но уже разрешено медработникам, прошедшим обучение, реализовывать препараты и изделия медицинского назначения. Я считаю, что у нас в области можно было бы разрешить открывать аптечные киоски не только в ФАПах и амбулаториях, но и при магазинах, в которых бы продавались лекарства по утвержденному Минздравом перечню. В некоторых субъектах помогают в обеспечении медикаментами отдаленных регионов передвижные автоаптеки.

Возрастная категория материалов: 18+