Стивен Спилберг, который остался в титрах исключительно как исполнительный продюсер, говорил об этом проекте много и долго. Своим успехом первая часть франшизы во многом обязана его режиссерской работе. Продюсерские усилия голливудского титана наверняка позволят картине неоднократно превзойти по сборам 150-миллионный бюджет, однако с выбором режиссера и сценаристов ошибочка вышла. Колин Треворроу до этой постановки ничего мало-мальски масштабного не снимал, а сюжетную линию доверили Рику Джаффа, который уже успел нагромоздить глупостей в двух последних сериях франшизы «Планета обезьян». При помощи все того же Треворроу и других инициативных товарищей «Мир Юрского периода» при всех своих несомненных визуальных достоинствах оказался совершенно беспомощным на сценарном уровне. Следуя канонам первой части (вторую и третью заведомо решили стереть из памяти людской), создатели блокбастера так и не поняли, что и зачем снимают: то ли жесткий и кровавый фильм ужасов с рейтингом 12+, то ли семейно-подростковое кино, в котором людей перекусывают напополам и давят в лепешку.
Сюжетная линия картины начинает на глазах разваливаться, как только ее потенциальные главные герои начинают взаимодействовать друг с другом. Идиотка-мать, разводящаяся с совершенно безликим отцом, отправляет своих симпатичных детей-мальчуганов на остров динозавров, где работает их чокнутая тетка, чересчур озабоченная коммерческим успехом «Мира Юрского периода» после того, как в нем пару раз кого-то съели. Бывший морпех и по совместительству потный мужлан воспитывает велоцирапторов в любви и уважении к старшим, а заодно ругается с правительственным тупицей, который, конечно же, мечтает создать армию динозавров и заслать их в Ирак. Гендиректор парка доисторических животных заказывает генетикам новых монстров, чтобы потом пояснить, что под словом «монстры» подразумевал вовсе не монстров — когда они уже выскочили из загончика и кусают все, что увидят. В фильме все время возникают абсолютно бессмысленные факты: морпех и тетка были когда-то на свидании; у старшего мальчугана дома есть подружка; младший мальчуган чего-то там соображает в генетике. Все это постоянно прерывается мощным рыком Индоминуса Рекса и навсегда исчезает из виду.
Сам Индоминус, в общем-то, большой и страшный, да к тому же по вине создавших его людей вроде бы способен немножко думать. Это выглядит оригинально, но только сначала. Наделив монстра интеллектом, создатели картины мгновенно сваливаются в копирование первых двух частей франшизы о Чужих и к середине фильма сами это начинают понимать. К этому времени мы становимся свидетелями уже совершенно бесстыдно списанной сцены, в которой отправленный на усмирение ящера отряд гибнет, потому что ему запретили пользоваться оружием, а сотрудники парка следят за этим по мониторам, на которых одна за другой обрываются линии пульса бойцов. Ага, думает зритель, ну тогда вот этого дядьку из правительства, который армию динозавров планирует, они же и съедят под конец. И не ошибается. Впрочем, если действия Корпорации в «Чужих» были вполне объяснимы, то все, чем заняты вооруженные силы (как зоопарка, так и страны) в «Мире Юрского периода» вызывает исключительно оторопь. Примерно так же воспринимается и так и не состоявшаяся эвакуация 20 тысяч посетителей острова после того, как не только огромный Индоминус, но и прочая недружелюбная живность вырвались на волю. «Парк обанкротится, парк закроют», — неправдоподобно лепечет его руководитель перед тем, как прыгнуть за штурвал вертолета и по-идиотски погибнуть.
Рассованный по углам рекламный плейсмент, неловко замаскированный опять же под плейсмент, позволил студии Universal потратить большие деньги на визуальные эффекты: дела у компании после успеха седьмого «Форсажа» вообще пошли неплохо. Тем не менее со звездами в актерском составе решили особенно не заморачиваться: альфа-самца сыграл Крис Пратт, отличившийся в «Стражах Галактики»; вредную тетку, с которой у него все же будет любовь, — Брайс Даллас Ховард, знакомая главным образом по «Таинственному лесу». Мальчики, сыгравшие мальчиков, ничем не примечательны, Тимоти Олифант в роли правительственного кретина однообразен и предсказуем до смешного. В середине картины — у нее вообще очень нудная и неспешная первая половина — внезапным камео радует американский комик и телеведущий Джимми Фэллон, который, впрочем, тоже делает именно то, что от него можно ожидать. При всем этом актерам раздали такие диалоги, что остается только качать головой — и как настолько неразвитым интеллектуально гражданам доверяют выращивать и воспитывать опасных животных, да к тому же еще и водить к ним людей. Кстати, система безопасности на острове такая, что даже странно, как это они ежедневно не вывозят оттуда по паре десятков трупов.
Что удалось Треворроу так это сцена, в которой герои попадают в декорации первой части франшизы: сделано остроумно и неожиданно. В надежде на коммерческий успех картины создатели оставили для себя дверку в «Мир Юрского периода — 2», и надежд на то, что он будет хоть немного продуманнее в сценарном плане, нет никаких: эту историю одобрил Спилберг самолично, а писатель Крайтон, который смог бы подбросить свежую идейку, давно покинул этот мир. Если перемотать блокбастер назад и снова включить, вы увидите, как старательно нам подсовывают одни и те же знакомые приемы: все эти пасти мозазавров, выскакивающих из воды, велоцерапторов, разгневанных человеками и, наконец, самого Индоминуса, выглядывающего из-за автомобиля, даже сняты с одного и того же ракурса. Для 1993 года, вероятно, этого было бы более чем достаточно, но сегодня не те времена, чтобы давно известные идеи выдавать под видом новых, не предлагая параллельно действительно свежих. Хотя «Оскара» за спецэффекты картина определенно заслужила.
Добавить комментарий
Комментарии