Приезд поэта в Благовещенск — событие действительно историческое. Однако в большом зале ОКЦ остались пустые ряды, даже несмотря на то, что цена билетов составляла от 500 до 1 500 рублей. Появление Евтушенко на сцене зрители приветствовали стоя. Поэт сразу же попросил включить в зале свет, чтобы он смог видеть лица людей — именно так, глаза в глаза, он привык читать свои стихи. Однако Евгений Александрович начал концерт не с собственных произведений, а с той литературы, которая оказала на него влияние в юности. Конечно, речь шла о фронтовой поэзии. Евтушенко прочел пронзительные строки военной лирики Симонова, Твардовского, Гудзенко, Глазкова, Кульчицкого, завершив разговор на эту тему своим биографическим стихотворением «О, свадьбы в дни военные…».
— Когда я был маленький, меня постоянно звали на военные свадьбы, которые проходили прямо в избах или в школах, — рассказал Евгений Александрович. — Уж больно потешно я плясал и пел. Буквально на следующий день после таких свадеб мужья отправлялись на фронт и многое уже никогда не возвращались. В моей родной Зиме на войну ушло около 8 тысяч человек, почти 5800 так и не вернулись.
Вскоре к поэту присоединились представители «постшестидесятнического» поколения, как отрекомендовал их сам Евтушенко: пианист Константин Ганшин, певица Марина Ивлева, актер Денис Константинов. Во втором отделении на сцену вышли Евгений Сорокин и, к приятному удивлению благовещенцев, Игорь Скляр. В их исполнении прозвучали произведения русских классиков, а также песни на стихи самого Евгения Александровича: «Дай Бог», «Чертово колесо», «Вальс о вальсе». Вместе с Мариной Ивлевой поэт на два голоса спел «Мелодию Лары», навеянную музыкой Мориса Жарра к кинофильму «Доктор Живаго» 1965 года.
Евтушенко признался, что до сих пор считает роман Пастернака великим. Впервые поэт прочел его в рукописи, которую сам Борис Леонидович дал ему на одну ночь.
— Времени было мало, поэтому читать приходилось быстро, перелистывая некоторые страницы, — признался Евгений Александрович. — Я знаю, что после истории с Нобелевской премией Хрущев подумывал разрешить публикацию «Доктора Живаго». Но он решил все же немного повременить, не зная, что скоро его самого снимут. Поэтому если вы станете важными людьми и у вас вдруг появится возможность сделать доброе дело, не откладывайте его на потом, — обратился поэт к зрителям.
По мнению Евтушенко, Пастернак просто не смог пережить запрет на издание романа в родной стране, что и стало причиной его внезапной смерти.
— Проститься с Борисом Леонидовичем пришло немного людей. И прямо на похоронах, никого не стесняясь, нас всех фотографировали крупным планом. Наверное, в архивах КГБ до сих пор хранится папка под названием «Похороны Пастернака» с нашими фотографиями, — отметил поэт. — Но если бы я не пришел, то мои потомки имели бы полное право плевать на мою могилу.
Ближе к концу программы Евтушенко рассказал, что за время гастролей уже написал немало стихов. Поэтические строки родились и на пути к Благовещенску.
…А кого мы усыпляем
Храпом и собачьим лаем?
Да самих себя, увы.
Вряд ли кто из храпороссов,
Как Михайло Ломоносов,
Доберется до Москвы.
И вот город Благовещенск
Протянулся, как рука.
Кто мне лучший друг-советник?
Та рука Завальнюка.
В стольких людях нынче снулость,
Не поднять усталых век.
Пол-России отвернулось
От своих библиотек.
Славу богу, мы не в бронзе,
Мир читателей велик.
Мы читателей не бросим.
Не бросайте только книг.
Концертная программа длилась почти четыре часа. Такая работоспособность и энергичность поэта вызывают особое восхищение, ведь 18 июля Евгению Евтушенко исполнится 83 года. К слову, после столицы Приамурья классика ждут в Биробиджане, Хабаровске и Владивостоке.
Читайте также: Евгений евтушенко прогулялся по Хэйхэ и отведал пекинскую утку в Благовещенске
Возрастная категория материалов: 18+
Первого июля в зале ОКЦ состоялся вечер встречи с поэтом Евгением Евтушенко.
Словно предчувствуя эту встречу, задолго до этого дня, я как-то вспомнила мелодию песни, которую слышала много лет назад. Музыку к стихотворению Е. Евтушенко написал Э. Колмановский, и песня начиналась словами: ′Идут белые снеги… Пел Иосиф Кобзон. Тогда удивляло, почему «снеги», а не «снегá»?.. Я нашла эту песню в интернете. И нынче она по-особому тронула душу. Ведь эта песня о родине, о любви к России, об осмыслении своего жизненного пути. А «белые снеги», возможно, собирательный, метафорический образ тех, кто жил ради России и «растворился вдали»: Чьи-то души, бесследно растворяясь вдали, словно белые снеги, ’идут в небо с земли…
На вечер я пошла в надежде услышать эту песню. Нет, она не прозвучала…
Но вот сам великий Поэт вышел на сцену. Зал в почтительном единодушии приветствовал его стоя. Долго звучали аплодисменты. А он удивительно просто, как бы мимоходом, приподнял в ответ руки и прошёл к столику. Сидя за этим столиком, он сам и вёл всю программу вечера. Это было такое простое, искреннее общение с залом, точнее, с каждым пришедшим. Евгений Александрович построил общение с нами так, будто сам лично пригласил каждого сюда. Рассказал о себе, о своей жизни в России и за рубежом, о своём творчестве и о том, как готовился к этой встрече, как продумывал её содержание. Он пригласил замечательных декламаторов и исполнителей песен, написанных на его стихи и на стихи других известных российских поэтов. Со сцены звучали стихи, начиная с истоков русской поэзии: Пушкин, Жуковский, Лермонтов. И далее К. Симонов, А. Твардовский… Евгений Александрович сам прочёл некоторые свои стихи и совсем новое стихотворение, посвящённое нашим краям, написанное в поезде, по дороге из Новосибирска в Благовещенск. Познакомил слушателей со своей новой поэмой, посвящённой Б. Пастернаку и его Ларе из романа «Доктор Живаго».
И пусть не прозвучала песня «′Идут белые снеги», это был неповторимый, уникальный вечер. Вечер простого, но такого высокого общения с человеком-легендой. С поэтом, который не мыслит себя без родины. Этот лейтмотив и звучит в его стихотворении «′Идут белые снеги»: «…′Идут снеги большие, /Но надежда моя: /Если будет Россия, значит буду и я!»
Спасибо, маэстро! Партер и балкон снова, в едином порыве, долго аплодировал Поэту.
С благодарностью, Т.С. Стасюкевич
— Tamara Stassjukewutsch