• Летом интерес к кино у амурчан стабильно падает и растет лишь во время дождей. Фото: Архив АП
  • В этом году кризис сказался на количестве свадеб и доходах организующих банкеты кафе. Фото: Архив АП

«Наш самый главный враг летом — это жара, — признается менеджер компании «Мир кино» Андрей Пономаренко. — Из-за нее вообще очень плохо ходят в кино». Проводить июльские выходные амурчане предпочитают где нибудь за городом у реки. В итоге в минувшие выходные палящее солнце ударило по кассовым сборам фильма «Терминатор. Генезис». Даже легендарный Арнольд Шварценеггер не привлек кинолюбителей к большим экранам. Лента вряд ли побьет какие-то рекорды по сборам, отмечают эксперты. Существенное оживление летом в кинотеатрах случается разве что в прохладную и дождливую погоду, поясняет Андрей Пономаренко. В центральной части России премьера «Терминатора» как раз благодаря нежаркой погоде вызвала интерес у гораздо большего числа зрителей.

Не в особом почете у жителей области летом и фитнес под крышей спортивного зала. Амурчане предпочитают свежий воздух и занятия на улице. Сезонный спад в большей или меньшей степени наблюдается во многих тренажерных залах и спортивных клубах. «Спад, конечно, есть. Количество посетителей летом хоть и ненамного, но снижается. Проходимость по сравнению с весной, когда все готовятся к лету, несколько падает, — рассказала администратор тренажерного зала «Титан» Анна Гаврилешко. — Все-таки у нас сезонная работа: летом люди уезжают на огороды, в отпуска, делают ремонты и тратят деньги немного на другие цели, нежели спорт. Многие просто предпочитают отдых на улицах: в качестве альтернативы спортзалу выбирают велосипеды, турники, плавание, пляжный волейбол или прыжки с парашютом».

В мертвый для многих бизнес-сфер летний сезон предприниматели пытаются привлечь клиентов акциями и скидками.

Многие спортивные залы привлекают летом посетителей акциями и скидками. Примерно так же действуют и торговые центры.

— Естественно, летом спад есть в торговом центре, но это понятная ситуация — люди на природе, на речках, в отпусках, — объясняет начальник отдела маркетинга торгово-развлекательного центра «Острова» Виктория Ланкина. — Но несмотря на то что посетителей чуть поменьше, активность нашей работы никак не снижается. Например, как у нас шли по выходным показы одежды наших арендаторов и розыгрыши, так они и идут. В наш торговый центр горожане идут целенаправленно.

В торговом центре «Малый Хуафу» также отмечают летний спад посетителей. Правда, связывают это не только с сезоном, но и с кризисом, который в этом году еще больше снизил количество летних покупателей. Также плохо сказываются на бизнесе растущие как на дрожжах торговые центры, сетуют в «Малом Хуафу». В таких условиях гоняться уже приходится не столько за клиентами, сколько за арендаторами.

— Хуже летом люди идут, особенно в июле, это мертвый сезон, — говорит представитель администрации торгового центра Татьяна Яровенко. — Поактивнее обычно август.

Благовещенцы экономят на кафе

К сезонному оттоку клиентов в благовещенских кафе привыкли. Чтобы как-то привлечь любителей китайской кухни, в одном из городских кафе в летний период специально организуют акции. Они позволяют получить блюда бесплатно и обеспечивают хоть какой-то приток посетителей.

— Летом отток посетителей есть, их процентов на 10—20 меньше. Обычно он заметнее всего в июле и особенно августе — все уезжают в отпуска, — сообщила руководитель кафе «Президент» и «Ориент» Татьяна Гудзовская. — Но вот неизвестно, что будет этим летом — из-за кризиса мало кто куда едет, придут люди в кафе или нет, трудно спрогнозировать. А в целом в этом году на 15—20 процентов выручка в кафе уменьшилась. И этот спад усиливается еще и летним сезоном.

Спад из-за кризиса отметили и в благовещенском кафе «Старый город».

— Люди экономят, ходят в кафе меньше. Сейчас о больших прибылях речь не идет. Но работаем стабильно, как и любое подобное предприятие в нынешних условиях — сводим концы с концами, — рассказала руководитель «Старого города», по совместительству президент гильдии кулинаров и рестораторов Амурской области Анастасия Вальда. — Летом, если мы не говорим о летних верандах и шашлычных, которые, наоборот, держатся за счет жаркого сезона, спад стандартен для всех кафе. Количество посетителей снижается в связи с отпусками и желанием людей больше ездить на природу, на барбекю.

50 процентов — на столько в жару падает выручка в продовольственных магазинах.

При этом в большей или меньшей степени жара срежет выручку, зависит от места расположения точки общепита. Те, что в центре, в более выигрышном положении, вечером к ним все равно тянутся посетители. Кстати, несмотря на лето, бизнес-ланчи в кафе пользуются успехом вне зависимости от сезона, отметила Анастасия Вальда. 

Молодожены экономят на банкетах в ресторанах

Обычно в летний сезон кафе и столовые делают выручку за счет проведения свадебных банкетов. Летние месяцы — самая жаркая пора для молодоженов. Правда, в этом году на количестве торжеств также сказался кризис. «Летом у нас обычно всегда спад, но в этом году даже свадеб стало меньше», — сетуют в одной из городских столовых.

— Лето — сезон свадеб, за счет этого кафе и занимающиеся организацией свадебных банкетов предприятия и зарабатывают. Но в прошлом году торжеств было больше, а в этом в связи с кризисом люди экономят и либо вообще отказываются от банкета, либо организуют его дома по старинке, — пояснила Анастасия Вальда.

То, что свадеб стало меньше, подтверждает и статистика. Так, по данным управления ЗАГС по Амурской области, за шесть месяцев этого года в области заключили на тысячу браков меньше, чем за полгода 2014-го. Тогда было больше трех тысяч браков (3 028), а в первой половине этого года — лишь около двух тысяч (2 047). Заработать на свадьбах летом получается и у представителей полиграфического бизнеса.

— Есть категория клиентов, которые летом, наоборот, делают больше заказов в нашей фирме, в частности это те же свадебные фотографы. Такие и подобные им клиенты готовы больше тратить на продвижение, флаеры, листовки, — подчеркивает руководитель типографии «Восток-1» Семен Васильев.

«Летом снижается деловая активность. Люди в отпусках, выручка всегда меньше».

Правда, такие сезонные всплески от некоторых категорий заказчиков малозначительны для общей ситуации: обычно лето в полиграфическом бизнесе отмечается спадом количества клиентов — примерно на 10—15 процентов, подсчитал предприниматель. «Летом, в принципе, снижается деловая активность. Люди в отпусках, выручка меньше. Тратить средства на продвижение, печать и рекламу готовы меньше, — говорит Семен. — К тому же часто руководители и маркетологи в отпусках».

В плюсе мороженщики и дорожники

Жаркий летний сезон — самый горячий для строителей, дорожников, продавцов самых востребованных летом товаров — воды, кваса, пива, мороженого. Отлично зарабатывают в жару и компании, устанавливающие кондиционеры. «В первую очередь всплеск идет в строительном бизнесе, лето — главный период для стройки, на подъеме и дорожники, — отмечает амурский бизнес-омбудсмен Оксана Степанова. — У наших субподрядных организаций, поставляющих материалы, производителей бетона, песка, щебня растут объемы».

Прибавляется клиентов у оконщиков. Но в этом году на них, как и на владельцах кафе, сказался кризис. «Клиентов летом больше — такова специфика нашего бизнеса. Везде идет активное строительство, люди делают ремонты, потому у нас идет повышение объемов, — заметил генеральный директор компании по установке окон «Фридом» Владимир Литвих. — В этом году тренд по росту клиентов летом такой же, но из-за кризиса цифры гораздо ниже по сравнению с прошлыми годами. Очень сложно с платежами — все просят преференции и отсрочки».

Хорошо идет торговля летом и в магазинах одежды и обуви, если они берут клиентов хорошими сезонными скидками. «Работы летом в 2 раза больше, продажи в 2 раза выше, — отметили в одном из благовещенских магазинов обуви. — Летом у нас за счет скидок всегда сезонный приток посетителей». 

Мнение

Оксана Степанова, уполномоченный по защите и реализации прав предпринимателей в Амурской области:

— Летний спад отмечают по всей области и по всей стране, так как все уезжают в отпуска, идет спад продаж. Предприниматели в районах жалуются, что выручка в магазинах в жару падает до 50 процентов: люди меньше покупают продукты питания и промышленные товары. В итоге это негативно сказывается на поступлении налогов. А вот вода, пиво, квас, мороженое — самая продаваемая в жару продукция. Оно и понятно: сезонный товар — он был, есть и будет. Поэтому могу посоветовать нашим предпринимателям одно — диверсифицировать бизнес. У меня тоже когда-то был бизнес, основу которого составляла продукция, плохо продававшаяся летом. Поэтому я диверсифицировала его — открыла производство мягкого мороженого. 

Возрастная категория материалов: 18+