Двор моей памяти

«Я родился и вырос в Благовещенске. Мне было чуть больше пяти лет, когда мы переехали на Амурскую, 249, которая тогда еще называлась улицей Кооперативной, — начал свой маршрут с памятного двора Павел Андреевич. — Здесь мое детство, обычное, мальчишеское, и прошло».

На месте старых деревянных домов сейчас современные многоэтажки, магазины.

— Там, где сейчас «Большой книжный», магазин ДНС, стояли деревяшки, в одной из них я и рос, — вспоминает Павел Андреевич. — Между дворами были заборы, но в каждом обязательно была дырка или калитка. Все пацаны и девчонки, которые здесь жили, были единой командой. Помню, было очень много игр: «чиж», выжигалы, догонялки. Здесь я научился кататься на велосипеде, правда в силу возраста — под рамкой. У нас был тяжелый велик «ЗИФ», я даже не знаю, как эта аббревиатура расшифровывается.

Припомнил Павел Савинкин и наводнение в Благовещенске в начале 60-х годов.

— Интересно, что из берегов вышли не Амур и Зея, а миролюбивая Бурхановка. Мы, у кого были камеры, по этим улицам на этих самодельных лодках катались.

Неожиданно на глаза журналисту попались современные качели.

— У меня в детстве качелей таких не было, — раскачался Павел Андреевич. — Но были другие игры. Я помню в то время на экраны вышел фильм «Три мушкетера», у всех пацанов сразу появились шпаги, деревянные, а кому повезет — металлические. В одной из мушкетерских схваток Борьке Яковлеву по кличке Якорь такой шпагой щеку насквозь проткнули, после чего родители запретили играть в мушкетеров. Еще в моде у детворы были ходули, у всех же деревянное отопление было. Мы деревяшки строгали, прибивали поперечину. Я тогда научился на ходулях ходить — удовольствие непередаваемое. Сейчас у детей, по сравнению с нашим, какое-то бедное детство…

Сердце видит старый двор

В нескольких кварталах — во дворе многоэтажки по Шевченко, 29 — следующая остановка. «Мы сюда переехали, когда я учился в четвертом классе, здесь прошла вторая часть моего детства, — продолжил Павел Андреевич. — Дружно жили. Для всех колбаса была по 2.40, хлеб по 20 копеек. Никто никому не завидовал».

Если сейчас двор забит автомобилями, то раньше у каждого подъезда женщины разбивали огромные клумбы.

— Жители подъездов между собой соперничали — чья клумба красивее. Стояли скамеечки, а деревья, которые сейчас здоровые, при мне сажали. А вот здесь беседка была, где я научился играть на гитаре.  Сегодня я не могу представить, чтобы ребята-подростки просто сидели в беседке и пели хорошие песни.

В этом спокойном дворе, как оказалось, Павел Андреевич сделал первый шаг в амурскую журналистику.

— В классе в девятом я, как все романтические натуры, стал писать стихи. Отправил их в «Амурский комсомолец», там поэзией занимался амурский поэт-журналист Станислав Демидов. Стихи мои неожиданно опубликовали, и я сразу стал школьной знаменитостью.

Хотя сказать, что будущий журналист был паинькой, нельзя.

— Хулиганили тоже хорошо. Бегали к бане, которая чуть дальше располагалась, чем сейчас, — припомнил наш герой. — Залазили на крышу и искали в ней дырочки над женским отделением. Ох, гоняли за это здорово, но иногда удавалось подсмотреть.

Поход в Первомайский парк

«Давайте поедем в Первомайский парк, — предложил следующий пункт в маршруте Павел Савинкин. — С этим местом меня связывают лирические воспоминания юности. Очень хочется показать скамейку возле остановки. Фонарей тогда мало было, и на этой скамейке всегда целовались влюбленные. Я тоже там сидел не раз».

К сожалению, скамейки для влюбленных у парка давно уже нет…

2

рубля 40 копеек стоил килограмм колбасы во времена детства амурского журналиста Павла Савинкина

— В школе в выходные дни мы часто ходили в поход в Первомайский парк, пешком через весь город.  Более того, обязательно пели песни. Помню, как горланили песню из фильма про десантников «Прыжок на заре». Хорошие слова были: «Тверже шаг, ребята, по земле советской мы идем, в десанте служим мы крылатом, а здесь нельзя не быть орлом». И весь класс подхватывал: «Нам, парашютистам, привольно на небе чистом».

Вторая любовь к Первомайскому парку у амурского журналиста проснулась уже в юности.

— Запал парк мне в душу своей неухоженностью. Слава богу, тогда не было всяких шашлычных, кафе. Сейчас такое чувство, что сюда приходят голодные люди. А в том, моем Первомайском парке хорошо гулялось, хорошо читались стихи. Спасибо судьбе, было кому читать. Помню, здесь танцплощадка была, колесо обозрения, фонтан замечательный, — прошел по памятным аллеям Павел Савинкин. — Сейчас я тоже стараюсь почаще заглядывать в Первомайский парк. Особенно люблю встречать здесь осень — гулять под дождем, шуршать листьями. 

 Планы на выставочный зал

Последнее место в нашем маршруте, но не в сердце Павла Савинкина — выставочный зал.

— Люблю город, в котором вырос. Но мне не нравится засилье однотипных домов-коробок. Хочется самобытной, яркой архитектуры, больше каких-то необычных вещей. Взять статую пограничника с собакой на набережной Амура. Пусть страж рубежей смешной, непропорциональный, но почему-то очень нравится людям. Редкий пешеход не потрет нос собаке — на счастье. Мало у нас таких изюминок в Благовещенске.

Городской достопримечательностью вполне может стать выставочный зал, руководителем которого недавно стал Павел Савинкин.

— У нас очень много интересных художников, о которых мало кто знает, — отметил Павел Андреевич. — Я сам для себя открыл удивительные таланты — резчиков по дереву Алексея Сидорова и Виктора Кузнецова. Их работы настолько мощные! Хочется, чтобы больше людей их увидели.

Заманить зрителей в выставочный зал помогут необычные выставки, уверен новый руководитель, тем более что интересных планов хватает. «После открытия нового театрального сезона хочу организовать выставку костюмов, — поделился Павел Савинкин. — И не просто показать, но и разрешить всем желающим в них сфотографироваться, а потом еще и конкурс фотографий устроить». 

Возрастная категория материалов: 18+