Наталья Кудряшова уже однажды косвенно поучаствовала в «Амурской осени». Она сыграла одну из главных ролей в картине Веры Глаголевой «Одна война», в 2009 году взявшей на фестивале сразу два приза — зрительских симпатий и за лучшую женскую роль всего актерского ансамбля. На этот раз в конкурсе был представлен ее дебют как режиссера полнометражного кино.
Картина начинается с репетиции школьного хора, где трое главных героев — Ольга, Катя и Андрей — вместе со всеми выводят «Едут по полю герои, эх, да Красной армии герои!» Совершить подвиг и стать такими же, как пионеры-герои, в это время мечтает едва ли не каждый первый октябренок, и ребята не исключение. Они выслеживают черные «Волги» с надписью ССД, которая, как рассказал старшеклассник Горшков, означает Смерть Советским Детям. Лепят чернильницы из хлеба, как Ленин. Мучаются леденящими кровь ночными кошмарами о потере пионерского галстука, который им вскоре предстоит надеть. Мечтают изобрести таблетку от всех болезней. Они — обычные советские дети, которых удивительно талантливо и искренне играют современные ребята. И атмосфера того времени, когда деревья были большими, а будущее светлым, воссоздана на экране скрупулезно, с большим вниманием и любовью. Так, что давно ушедшие в прошлое, но не забытые школьные раздевалки и дневники, белые фартуки и ленты в косах погружают зрителя, которому за 30, в его собственное беззаботное детство.
Параллельно в кадре разворачиваются события, происходящие с 35‑летними героями в наше время. «Ну и какой подвиг ты совершил?» — спрашивает Катя у Андрея в его день рождения. «В Москву переехал», — роняет он. Этот «подвиг» на счету у каждого из них — трое друзей-одноклассников давно перебрались в столицу и успешно встроились в изменившееся общество: Ольга стала актрисой, Катя работает в крупном PR-агентстве, а Андрей, так и не придумавший волшебной таблетки, — политический аналитик. И, кажется, все хорошо, но чего‑то не хватает. В кутерьме нескончаемой работы и пьяных, но не опьяняющих тусовок вдруг становится ясно, что в жизни нет места не только для подвига, но и для самой жизни.
Советская идеологическая система, воспитавшая и героев фильма, и его зрителей, рухнула, увлекая за собой в бездну истории социалистические идеалы и представления о добре и зле, дружбе и взаимовыручке. А что осталось взамен? Над ответом на этот вопрос бьются главные герои ленты.
Их внутренние противоречия кроются не в конфликте между чувством и долгом, как это было 25 лет назад, когда 10‑летняя Катя едва сдерживается, чтобы не сдать в милицию преступный элемент — собственного деда-самогонщика, а в том, что нет ни того ни другого. И дружба уже не та, что была в детстве, когда прийти на выручку было делом совести. Без мечты о подвиге жизнь опустела, и каждый как может пытается ее наполнить. Но в этом не помогают ни таблетки, ни выпивка, ни психоаналитик.
В финале жизнь подбрасывает двоим из них шанс стать настоящими героями, совершить большой поступок. И только самая бесстрашная в детстве Ольга остается один на один со своим ежедневным личным подвигом, преодолевая сопровождаемую паническими атаками боязнь езды на транспорте — будь то метро или машина. Она как будто боится потерять почву под ногами, которую и так давно не чувствует.
Приговором современному обществу с его скоропостижной инфляцией идеалов в фильме звучит фраза Ольги, которую она произносит на приеме у психоаналитика:
— Я устала участвовать в круговороте дерьма в природе. Помните сказку, где к гусю постепенно прилипли все герои. В сказке гусь был из золота, а у нас — из дерьма. И я стою в этой очереди из прилипших.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
=> Миру — мим. Рецензия на конкурсный фильм «С осенью в сердце»
=> «Ангелы революции»: рецензия на фильм о неравной борьбе северных народов с советской властью
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии