Взлет и падение: рецензия на новый фильм «Легенда» с Томом Харди

Просмотр одной из самых ожидаемых кинопремьер года вызвал двойственное ощущение. Конечно, британский актер Том Харди сейчас находится на пике всего, у чего бывает пик, и способен, соответственно, на многое — играть противоположности, работать за двоих и отряхивать нафталин с образа обаятельного гангстера, например. С другой стороны, столь опытный голливудский обитатель, как Брайан Хелгеленд, ставший и режиссером, и сценаристом "Легенды", должен был отдавать себе отчет, что на одном прекрасно себя чувствующем парне состав все равно не уедет далеко. Тем не менее, постановщик настолько увлекся процессом создания двух братьев из одного актера, что все остальное просто прилагается.

Нет, без приятных глазу деталей, конечно, не обошлось ­  — чего стоит только сиюминутное появление бандитской физиономии Пола Беттани, которого по такому  случаю даже не стали упоминать в титрах. То есть, "вы, возможно, обознались". Или, к примеру, замечательная сцена импровизированного суда, который  устраивают отмороженные лондонские гангстеры над чужаком, решившимся  провернуть дело на их территории. Или старый добрый Чазз Пальминтери в роли  парламентера американских гангстеров, персонаж которого, впрочем, к концу  фильма совершенно утратил всяческую значимость. Однако мелочи расставлены по сюжету со слишком уж бросающейся в глаза небрежностью ­  — внимание зрителя  постоянно приковано к двум братьям, Реджи и Рону Креям, которые на самом деле существовали, а один даже дожил до XXI века. О всех предыдущих опытах по киновоплощению близнецов одним человеком можно забыть  — ­ "Легенда" в этом плане является бесспорным шедевром.

В это непросто поверить, ведь два персонажа одного актера большую часть экранного времени одновременно присутствуют в кадре. Тем не менее, ко второй четверти картины зритель уже не вспоминает о том, что перед ним Том Харди и  Том Харди. Хитрец­-британец намеренно играет Реджи в привычном нам темпе ­ — этот его герой мало чем отличается от персонажей "Самого пьяного округа в мире"  или "Общака", разве что с женщинами более разговорчив. Зато в образе Рона актер отрывается по полной, создавая на экране опасного, непредсказуемого и далекого от адекватности человека, психика которого быстро становится общей проблемой всех, с кем он связан. Парадоксально, но близнецы в "Легенде" абсолютно условны,  будучи совершенно непохожими внешне и поведенчески. Хелгеленд возводит эту  разницу в культ, а потому реальность вокруг братьев создается и разрушается ими самими ­ и о значимости прочих персонажей и речи быть не может. 

В результате в самих братьев поверить гораздо проще, чем в то, что происходит  вокруг них. Криминальная империя растет и ширится сама по себе, причем вообразить ее масштабы решительно невозможно ­  — мало того, что в 60-­е бандиты с  гордостью оперировали денежными суммами в две тысячи долларов или фунтов, а  100 таких тысяч считались солидным состоянием. Дело еще и в другом: в "Легенде" сведены до минимума такие неотъемлемые атрибуты гангстерского боевика, как  конкуренция и закон. Враждебные группировки исчезают из поля зрения в самом начале истории, получив напоследок молотком по голове от Рона и пинком по заду от Реджи. Полиция занята тем, что днем с утра до ночи катается на дурацком  автомобильчике за тем братом, который более здоров психически, да показательно  вешает их фотографии на доску в участке, причем несколько раз. Американские гангстеры намекают, намекают, но этим и ограничиваются ­ — ни тебе войны, ни тебе  маневров. Банда, которой по статусу полагается "держать в страхе весь Лондон", состоит из десятка парней, причем двое из них ­ всего лишь друзья сердца Рона, который в жизни был психом-­бисексуалом, а в картине стал психом­-гомосексуалистом.

Нетрадиционная сексуальная ориентация, кстати, в фильме неоднократно становится объектом для веселья: Хелгеленд помнит, что снимает о прошлом веке  и не боится вероятного остракизма. Впрочем, отношения здесь тоже отодвинуты на третий план, хотя в качестве рассказчика истории выступает Френсис, жена Реджи,­ и играющая эту роль Эмили Браунинг довольно много времени проводит на экране. Постановщик вяло пытается устроить столкновение между чувствами и  делом в духе Скорсезе, однако быстро от этого устает ­ и уже к середине картины главная женская роль превращается в несчастную дамочку, глотающую таблетки и раздражающую этим и мужа, и зрителей. Тем временем братья Креи начинают водить знакомства с членами Палаты лордов, а как это произошло ­ понятно так и не становится. Оттого никакого "обрушения криминальной империи" зритель в  конце не увидит ­  — просто не очень хорошо закончившуюся историю двух братцев,  один из которых постоянно злоупотреблял любовью и верностью другого и не  принимал лекарства вовремя.

Стоит добавить, что визуально 60-­е годы в фильме Хелгеленда больше напоминают какие-­нибудь 20-­е, а улицы часто похожи на не самый дорогой павильон. Впрочем, все недостатки, включая удивительную для рейтинга 18+ скупость на сцены насилия (выстрелы в "Легенде", например, звучат не более пяти раз), зритель отмечает уже после просмотра — настолько убедителен Харди. Созданные им герои войдут в историю, даже если самому фильму в ней места не  найдется —­ для этого они достаточно сильны, решительны и безумны, наделены способностью говорить афоризмами и вызывать искренний восторженный хохот в зрительном зале. Это в очередной раз напоминает нам о том, что фильм снят скорее сценаристом, чем режиссером, ­и "Оскара" за второй вид деятельности Хелгеленду явно не видать. "Легенда" же мгновенно приобрела статус картины, которую как минимум стоит пересмотреть, ­уже совсем не отвлекаясь на суть происходящего.

Возрастная категория материалов: 18+