В истории с этим канатоходствующим французом интересно все, в том числе и тот факт, что восемь лет назад документальный фильм о его трюке на 400-метровой высоте над улицами Нью-Йорка получил премию «Оскар», а снял его будущий автор «Вселенной Стивена Хокинга» Джеймс Марш. В основу как документалки, так и ленты Земекиса легла книга Пети «Дотянуться до облаков». Артист писал ее, явно ориентируясь на детей (у него даже фамилия в данном свете говорящая), и «Прогулка» получилась точно такой же. С первых же кадров Гордон-Левитт берет на себя не только образ трюкача, но и функции рассказчика, которому, судя по интонациям, внимают в основном малыши. Стоя на факеле статуи Свободы, а с более приземленных поверхностей о таких вещах повествовать негоже, Пети не только вспоминает разные одному ему интересные подробности из детства и юности, но и вербально дублирует происходящее на экране: «я переоделся», « он спрятался» и так далее. В тех редких случаях, когда Пети-рассказчик умолкает, эти обязанности выполняет Пети-герой.
Такой подход к ведению рассказа автоматически превращает «Прогулку» в бенефис Гордона-Левитта, а потому в нем нет других хорошо знакомых миру личностей за исключением сэра Бена Кингсли, для которого специально придумали персонажа-наставника. Британец потешно ругается на странной смеси языков при своем появлении, но сразу же превращается в не менее прозрачный образ, как и все остальные. Главный герой на втором часу ленты орет в лицо своей кратковременной возлюбленной «Да, я эгоист, иначе я бы не стал канатоходцем», и хотя пару раз он все-таки вспоминает о значимости помогавших ему на свой страх и риск граждан, ожить им это не помогает. Девица в исполнении Шарлотты Ле Бон, как и положено, помогает морально, а перед титрами нам зачем-то показывают, что надолго ее не хватило: прыг в такси — шмыг во Францию. Главные сообщники мужского пола с подозрительными замашками (один — фотограф, другой — учитель математики) то и дело пропадают из поля зрения, а когда в него возвращаются, разве что бесят своим «ломаным английским». Остальные участники команды и вовсе представляют собой каких-то истеричных наркоманов, призванных, видимо, веселить зрителя: это у них совершенно не выходит.
Путь на канат, натянутый между двумя небоскребами, занимает почти полтора часа, за это время зритель успевает нечеловечески устать от физиономии Гордона-Левитта и однообразного поведения его персонажа. Земекис находит важным все: папашу будущего канатоходца, который прогоняет отпрыска из дома со словами «Морковки сварены»; мамашу с единственной репликой про «ещё один шанс»; тяготы и лишения уличного артиста, позволяющие ему нигде не работать и мотаться при этом с материка на материк, закупать 200-килограммовые тросы и оборудование, а также выпивать по две бутылки вина за одно романтическое свидание. Его дама сердца и вовсе зарабатывает на жизнь бренчанием на гитаре в стиле Фиби Буффе. Трудности Земекис старательно сгреб в финальную часть. Например, для того чтобы прогуляться над Нотр-Дам-де-Пари, друзьям достаточно «обзавестись дубликатом ключа». Параллельно рассказчик убеждает нас в том, что канатоходцем лучше всего родиться, а если не удалось — посвятить обучению всю жизнь.
Сам Пети при подготовке к фильму научил Гордона-Левитта сносно ходить по канату за несколько недель, а его киновоплощение под конец ленты становится каким-то канатобегуном, в промежутках позволяя себе сидеть и лежать на тросе, под которым простирается пропасть. Нет, мы верим, что француз мог себе такое позволить — очевидцы сообщают примерно о том же, — но все-таки фильму сильно недостает чувства реальной опасности, угрожающей герою. Вчера Филипп ходил между деревцами и при этом падал в какие-то болотца на радость окружающим, сегодня он гуляет над Парижем, а вопрос о страховке поднимается единожды, уже перед трюком в Нью-Йорке и тут же оказывается выброшенным в помойку. При этом подготовка к покорению ВТЦ сделана в стиле каких-нибудь «друзей Оушена»: с переодеваниями, импровизациями и забавными невинными мошенничествами. Увлекшись игрой в архитектора, герой протыкает насквозь ногу антисанитарным гвоздем, о чем по-детски забывает, даже не прихрамывает, хотя из него, как нам потом покажут, все это время продолжает сочиться горячая французская кровь.
Гарантированный производителем хэппи-энд приближается очень неспешно. Хотя мы должны поблагодарить Земекиса, который не стал полностью следовать фактам, ведь в реальности Пети преодолел расстояние между башнями-близнецами не менее восьми раз. Впрочем, когда нам наконец показывают сам трюк, становится уже не до Пети — постановщик демонстрирует головокружительный 3D-аттракцион, ради которого стоило полтора часа терпеть на собственной голове неудобные очки. Публика буквально оказывается на том же тросе, под ногами простирается Нью-Йорк, и этот вид на город уже в прошлом. Эмоции по данному поводу режиссер оставляет за зрителями, а потому явно не понимает, как поставить в истории точку, напрашивавшуюся сразу после прогулки по канату. Еще десять минут метаний — и нам показывают постепенно темнеющий кадр-открытку, теперь уже без трюкачей, полицейских, вертолетов и фотографов. Большое яблоко, которое мы потеряли, и становится кульминацией очередной детской мечты, за воплощением которой было порой ужасно скучно наблюдать.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии