Андрей Митрофанов
Будущее не по Макфлаю
Знаменательная дата наступила — сегодня именно тот день, в который отправился герой фантастического фильма «Назад в будущее — 2» Марти Макфлай из привычного ему 1985 года. Эта среда запомнится изобилием публикаций и сюжетов, авторы которых исследуют несоответствия между будущим, показанным в киноленте, и настоящим, которое в итоге досталось ее поклонникам. Впрочем, и сбывшегося предостаточно, а внешний вид некоторых граждан и сегодня привел бы путешественника во времени в необычайное изумление.
Сила искусства неисчерпаема: разве объяснишь одной только логикой стремление общества подогнать хоть что-то под выдуманные критерии, поставленные развлекательным фильмом. Результат не очень — самозашнуровывающиеся кроссовки и летающие скейтборды остаются прототипами, недоступными широкому кругу людей. Кинотеатры по-прежнему вешают на стены бумажные афиши, Макс Спилберг не снял «Челюсти–19» (спасибо ему за это), а умные дроны поднимаются в воздух часто с гораздо менее гуманными целями, нежели выгуливание собак. Наверное, симпатяга Марти не нашел бы так много шокирующих нововведений в наши дни, хотя любой из нас может вспомнить, как обстояли дела 30 лет назад и в очередной раз удивиться.
Герою фильма Земекиса все же было на что ориентироваться: если бы Макфлай был обычным комсомольцем заката СССР и угодил в Россию 2015 года, он явно решил бы, что сошел с ума. В прошлом веке нашим согражданам, чтобы угодить в будущее, не требовалось обвешивать хитроумной электроникой «Москвич» — достаточно было выехать за границу. Сама серия фильмов «Назад в будущее» была отличным способом выйти за рамки существующей действительности, в видеоклубах это были одни из самых затертых кассет VHS. Одним только этим трехсерийным проектом Земекис камня на камне не оставляет от расхожей теории насчет вредоносности и тупости кинематографического западного мейнстрима, которую так любят доморощенные конспирологи в России. Тернии, через которые пробирались создатели франшизы, остались за кадром, мы видим только результат труда, который сами же возвели в ранг великого.
Великого настолько, что зрители сами стали ждать наступления 2015 года, как какого-то особенного времени, хотя в фильме по большей части описаны аспекты научно-технического прогресса. Он, подлец, не согласен с воображением Земекиса и Гейла на 100 процентов, хотя и шагает порой пугающе широко. И мы пока еще сами завязываем шнурки на обуви, но очень многое уже не нуждается в нашем участии. Современникам сложно давать оценку, но боюсь, что кино 2000-х и 2010-х уже не имеет такой силы, во многом представляя собой повторение пройденного. В этом нет ничего печального: путешествий во времени на экранах по-прежнему хватает, правда возникающим там картинкам очень не достает оптимизма, который, собственно, и стал одним из главных мотивов трилогии о Марти и Доке Брауне. Его хватило на несколько десятилетий вперед и еще осталось — теперь человечество сможет развлекаться, подсчитывая, насколько оно «закосячило сроки», создавая будущее по Макфлаю.
Достаточно поинтересоваться судьбой замечательного актера Майкла Дж. Фокса, чтобы оценить масштабы жизнелюбия. Они восхищают не меньше, чем увеличивающаяся в микроволновке пицца и одежда, сама принимающая размеры владельца назло всем этим ателье. Или, например, почитать недавний ответ Кристофера Ллойда, которого в очередной раз спросили, смешивая мечту с глупостью, будет ли наконец реализована четвертая часть франшизы. Все, что может предложить современный кинематограф, — облачить эту великолепную историю в более дорогую и вылизанную картинку, растеряв по дороге все остальное.
На самом деле люди с такой готовностью носятся с этой датой 21.10.2015, потому что хотят чувствовать себя причастными, а это определяющий фактор для великого произведения искусства, которое можно, но не нужно копировать и пересоздавать. Изучая настоящее, которое осталось в памяти как будущее, мы невольно возвращаемся в прошлое. И там, где не было планшетных компьютеров, говорящих автомобилей и даже с обычными-то скейтбордами был серьезный напряг, мы постоянно и мечтаем оказаться. Один из очень действенных способов — пересмотреть сегодня эту историю, которая, есть основания подозревать, останется увлекательной и для наших внуков, которых, конечно, весьма позабавит будущее, датированное 2015 годом.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 21.10.2015
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Так как права на все, что связано с этим фильмом принадлежат Бобу Гейлу и Роберту Земекису — то ни какого продолжения и тем более ремейка не будет. Что собственно скорее радует, чем огорчает.
— Андрей Москалюк