Нелегальный бардак
Райчихинское пассажирское автопредприятие работает там, где другие уже не могут. Зона ответственности транспортников растянута от Белогорска и Благовещенска вплоть до Кундура и Сагибово на самой границе с Еврейской автономной областью. Порой их называют монополистами, впрочем, подобный статус сложился не от хорошей жизни.
— Подбираем умирающие автотранспортные предприятия в других районах, пытаемся оживить тех, кто на грани банкротства. На их базе создаем наши филиалы, или автоколонны. Берем на себя дополнительную нагрузку, потому что в противном случае жители сел останутся один на один со своими проблемами, — рассказывает директор Райчихинского ПАТП Андрей Тягло. — Люди не виноваты, но, как показывает опыт, с исчезновением законных пассажироперевозчиков сразу начинается вакханалия цен, нелегалы диктуют свои условия буквально во всем.
2,5
миллиона рублей — ежемесячный ущерб пассажироперевозчиков юго-востока Приамурья от действий нелегалов
Как говорят специалисты, в случае с нелегалами пассажир не знает, насколько опоздает автобус, придет ли он в принципе, а если и придет, то получится ли добраться до конечной остановки. Законные перевозчики выходят на маршрут после тщательного медицинского и технического контроля. Нелегал не может, да и не хочет гарантировать безопасность — так легче и безнаказанно. Автоколонны Райчихинского ПАТП сегодня действуют в Новобурейском, Свободном, Белогорске, Архаре и Прогрессе. Не будет их — будет бардак.
Прибыль воруют безработные
Проблема нелегальных конкурентов тянется годами. За 5-10 минут до прибытия законного автобуса нелегалы проходят по остановкам, забирают всех пассажиров и лишают выручки практически единственного уполномоченного пассажироперевозчика.
Сумма ущерба достигает двух с половиной миллионов рублей ежемесячно. А ведь эти деньги могли бы пойти на обновление автобусного парка, покупку запчастей, горюче-смазочных материалов, открытие новых маршрутов. Мало того, практически все нелегалы состоят в центре занятости на учете, получают пособия по безработице. А бюджеты недополучают налогов.
— К нам постоянно обращаются жители сел, просят поднять цены на билеты, но не уходить с маршрутов. Стоимость билетов у нас регулируется соответствующими госорганами, да и не хотим мы усугублять и без того непростое положение селян, оставить их тоже совесть не позволяет. Для многих поездки в райцентр или в город — это единственный источник доходов. Кто-то едет на работу, кто-то продать молоко, и мы еще никого не бросили, — отмечает директор. — Стараемся работать комплексно. За счет прибыльных маршрутов поддерживаем убыточные, ищем другие способы сократить расходы.
Практически все нелегалы состоят в центре занятости на учете, получают пособия по безработице
На маршруте сын за отца
Старейший водитель предприятия Василий Лаврентьевич Кириченко за баранкой 45 лет. Имеет все возможные отраслевые награды, включая звание заслуженного транспортника России, и наотрез отказывается назвать свой возраст: «Не мешайте, меня люди ждут!» Поменяв ремень в силовой установке, уверенно выводит свой желтый автобус за ворота и уходит на «семерку» по городу Райчихинску. Впрочем, этого человека знает весь юго-восток Приамурья.
Другой водитель — Владимир Панченко. Он в Райчихинском ПАТП вырос. Прибегал на работу к отцу, катался с ним по маршрутам. Говорит, впервые попробовал водить в пятилетнем возрасте. Сейчас сам копается в нутре машины, минуя помощь автослесарей. «Зачем их отрывать? У них работы и без меня хватает. Да и поговорка такая есть — любишь кататься, люби и саночки возить!» — вытирает ветошью черные от смазки руки Владимир.
Коллектив предприятия насчитывает больше 200 человек по всем филиалам в разных районах. Самый старый автобус выпущен в 1997 году, однако бегает как новенький. Часто выручают «доноры» — списанные автобусы, которые не сдаются в металлолом, а разбираются до последнего винтика.
Среди новинок — два комфортабельных Iveco Foxbus, сошедших с конвейера в 2015 году. Взяли их в лизинг — влезли в кабалу, но другого выхода нет. Вопреки финансовым трудностям здесь стараются полностью обновлять 2-4 автобуса ежегодно. Довольствоваться откровенным старьем у райчихинских автотранспортников не принято. Новое — значит безопасное, комфортное и предсказуемое. Опять же такой подход актуален с точки зрения экономии — новым автобусам не требуется большого количества запчастей. Главный инженер Сергей Бирюков работает в Райчихинском ПАТП больше десяти лет. Начинал водителем.
Из салона выскакивает директор Архаринской автоколонны Евгений Рупаков. Человек, которого представляют весьма кратко: «Знакомьтесь! Он у нас не белоручка»
— К нам каждый день приходят соискатели рабочих мест, конкурс на все должности, и мы имеем возможность выбирать самых ответственных и дисциплинированных, — откровенничает Сергей Александрович. — Я прямо скажу: главная заслуга в привлекательности нашей работы принадлежит Андрею Владимировичу Тягло. Он не просто честный и справедливый, а еще и очень требовательный. При каждой возможности делает упор на то, что автобусы должны быть чистые, водители опрятные, отношение к пассажирам человеческое. Может, именно поэтому до сих пор работаем, да еще как-то развиваемся.
Пока разговариваем, в ворота предприятия въезжает автобус одного из филиалов. Из салона выскакивает директор Архаринской автоколонны Евгений Рупаков. Человек, которого представляют весьма кратко: «Знакомьтесь! Он у нас не белоручка».
— Да ладно, ребята! Я сегодня пассажиром. Вот автобус пригнали на техобслуживание, — отнекивается Евгений, натягивая засаленные рабочие перчатки. После настойчивых просьб, все же соглашается на небольшой комментарий. — И за рулем приходится сидеть, и под автобусом лежать. Всякое в жизни случается, где-то надо и водителя подменить, и на подхвате у автослесаря. Мы тоже Райчихинскому автопредприятию в свое время оказались не чужие. Архаринской район специфичный, пассажиров не так много, выручка тоже соответствующая. Самим было бы тяжело выжить.
Избежать блокады любой ценой
Бизнес должен сохранять человеческое лицо вопреки всем трудностям, уверяет директор Райчихинского ПАТП Андрей Тягло. Главная задача на ближайшие годы — сохранить существующую маршрутную сеть. Слишком много вложено сил, средств и нервов, чтобы дать возможность тысячам амурчан избежать блокады. В Амурской области есть маршруты, куда даже нелегалы не заглядывают. Этот неблагодарный труд целиком на плечах райчихинских профессионалов.
«Людей элементарно жалко, и мы прикладываем все силы, чтобы сохранить пассажирское сообщение. Наша надежность — это наша репутация. А она — это доверие со стороны людей, власти и бизнеса, — говорит на прощание Андрей Владимирович Тягло. — Все взаимосвязано. Если ты надежен, то к тебе пойдут, в том числе и частные заказчики, тебе доверят обслуживание особых маршрутов. Например, сегодня мы доставляем строителей на площадку Нижне-Бурейской ГЭС. Куда пойдут заработанные деньги? Туда же — на перевозку амурчан в удаленных селах».
Чтобы бороться с нелегалами, по его мнению, нужна всего лишь политическая воля государственных контролирующих структур. Как только у них появится желание защитить добросовестных пассажироперевозчиков, вздохнет полной грудью весь амурский юго-восток.
Чтобы бороться с нелегалами, нужна всего лишь политическая воля государственных контролирующих структур
Пассажирские заботы и радости
Мозг предприятия — диспетчерская. Сюда стекается не только вся информация с маршрутов, но и пассажирские заботы и радости. «И перчатки, и зонтики в автобусах забывают. У нас потом дожидаются своих хозяев. Дедушка один челюсть вставную потерял, так она здесь целый год хранилась. Он, оказывается, даже не знал, что потерянные вещи будет кто-то держать. Отдали ему в целости и сохранности. Спасибо сказал», — делится диспетчер Валентина Посадовская.
Райчихинское ПАТП в цифрах
60 автобусов
35 маршрутов
28 500 рублей — средняя зарплата
8 500 квадратных километров — площадь обслуживания
2 500 километров — протяженность маршрутной сети.
Возрастная категория материалов: 18+
Спасибо руководителю и коллективу автопредприятия за хорошую работу. Всегда автобусы выходят на линию. Бывало, что ждут задержавшихся пассажиров, особенно, на первый рейс до Благовещенска. Одно печалит, что в Бурейском районе, есть Малиновский железнодорожный переезд, который не пропускает автобусы. И водители разворачиваются, чтобы успеть к другому времени отправления. Люди нервничают, опаздывают. Когда был жив П. С. Штейн, то железнодорожники останавливали поезда до переезда и дежурные пропускали автобусы. Теперь этого нет — перегородят переезд поездом и стоят подолгу. Ну, и зима, конечно, не радуется корейским автобусам. В них холодно, окна замёрзшие, остановок не видно. Но, лучше, всё же, плохо ехать, чем хорошо идти. Спасибо ещё раз!
— Vladim (гость)