• Фото: Андрей Ильинский

«Самооплата» в прошлом

— Раньше же никаких квитанций и не знали, было понятие «самооплата» — человек рассчитывал киловатты, сам шел на почту или в сберкассу и оплачивал, — делится 58‑летний Сергей Вахрушев, который в 1987 г. устроился мастером энергосбыта в Райчихинске, а потом работал начальником абонентского отдела. — Были маршрутные книги, личная карточка абонента, от руки заполняли. Неплательщиков было много, работать с ними были сложно. Сейчас, конечно, проще. Как прошла компьютеризация, титанический бумажный труд ушел в прошлое. С 2007 года выпускаем квитанции уже в их современном виде и доставляем по адресам. Абоненты стали дисциплинированнее, контроля больше, у более 80 процентов потребителей новые индивидуальные электросчетчики.

Сергей Валерианович на предприятии, кстати, и с женой познакомился — работала расчетчиком, двое детей тоже энергетики. Ведущий инженер-инспектор техаудита Райчихинского отделения Амурэнергосбыта в 7.45 уже на работе. Вручает должникам уведомления о необходимости оплаты электроэнергии, предупреждения об отключении, разбирается с начислениями за ОДН. Вахрушев — один из самых опытных работников в Райчихинском отделении. В целом же коллектив Амурэнергосбыта довольно молодой: средний возраст сотрудников всех 8 отделений — 38,3 года, 113 человек моложе 30 лет.

Сотрудницы РКЦ — лицо компании

300

звонков в день принимают операторы  Единого информационного центра  ПАО «ДЭК» от амурчан 

Психологом и собеседником для амурчан часто становятся и специалисты по работе с населением. Главные посетители РКЦ и центров обслуживания потребителей — люди старшего возраста. Вопросы, с которыми приходят абоненты, разные — уточняют показания, просят сделать сверку, интересуются, каким образом рассчитывается ОДН и многие другие.

— Мы должны решить любую ситуацию. Кто‑то не согласен с выставленными показаниями, суммой, в основном это пожилые люди. Но они и самые ответственные абоненты — вовремя оплачивают счета, — подчеркивает специалист по работе с населением БлагРКЦ Наталья Дорошкова. — Бывает, и плохое настроение выплескивают. Бабушкам часто не с кем поговорить, как тяжело жить, какие цены. Посочувствуем! Улыбка — прежде всего, мы же лицо компании!

Молодым кадрам — современные технологии

Если когда‑то главным орудием труда сбытовиков были ручка и бумага, то сейчас — современные гаджеты. Сотрудники компании уже давно стали более мобильными. В квитанциях указываются сотовые телефоны, и каждый абонент может оперативно задать возникающие вопросы агентам по сбыту. Эти специалисты — первое связующее «звено» между потребителями и компанией. Агенты работают с должниками, уточняют показания счетчиков, а в ряде территорий сами развозят квитанции населению. Всего таких специалистов в штате по всей области 92 человека — учитывая, что работа на ногах, трудится агентами в основном молодежь. «Для работы у нас есть КПК — это смартфоны, коммуникаторы, где забита база, можно в онлайн-режиме посмотреть, когда была последняя оплата у абонента, какие показания, номер счетчика», — рассказывает 24‑летний агент по сбыту в Благовещенске и Благовещенском районе Алексей Бабкин. Профессия, кстати, у ребят подчас и опасная. Среди должников периодически попадаются конфликтные абоненты, которые не хотят, чтобы их отключили. «Нас часто пугают собаками, не пускают осматривать приборы учета или просто отказываются разговаривать. В практике моих коллег были случаи, когда потребитель даже напал на них с тяпкой, так что приходится быть психологом», — отмечает Алексей.

«Рассчитайте ДНД»

Приветливый голос, который слышат амурчане по телефону горячей линии 8‑800‑333‑04-44, — голос еще одного специалиста по работе с населением Благовещенского РКЦ Ольги Жоровой. Она и ее три коллеги принимают порой около 300 звонков в день! Максимальное число звонков — когда абоненты получают квитанции. «Телефон многоканальный, в часы пик звонит каждую секунду не переставая», — рассказывает Ольга Юрьевна. В потоке звонков бывают и курьезы. «ОДН как только не называли — и ДНД, и ДНК. Говорят порой: «У вас очень большой ДЭК», «Опять распределили ДНД», — вспоминают сотрудницы. Однако на любые вопросы отвечают вежливо. Кстати, у специалистов по работе с населением Амурэнергосбыта многофункциональные обязанности. Так, например, помимо консультирования абонентов по горячей линии, Ольга Жорова работает со старшими домов — их сейчас в областном центре 155 человек.

«Наши новогодние каникулы закончатся 3 января»

Прежде чем население увидит счета за свет, сотрудникам Амурэнергосбыта приходится провести скрупулезную работу. Персонал компании, а также привлеченные сотрудники, представители сетевых организаций обходят дома и снимают показания индивидуальных счетчиков и ОДПУ. Затем массу данных нужно внести в программу с маршрутных листов. Плюс необходимо вбить или проверить правильность объемов киловатт-часов, которые абоненты заявили по телефону, через сайт. «Но самое трудоемкое — высчитать ОДН, — признает специалист по работе с населением БлагРКЦ Вера Голева. — Даже чтобы компьютерная программа сделала расчет, внести данные для каждого дома нужно вручную».

После формирования квитанций в Амурэнергосбыте остается дело за малым — печатью платежек. В Благовещенском РКЦ на это уходит от одного дня до полутора суток и порядка 150 коробок бумаги. Чтобы увидели свет более 100 тысяч квитанций для населения, непрерывно работают 5 профессиональных принтеров. «Квитанции печатаем не по домам, а по улицам, — поясняет сотрудник РКЦ Владимир Леонов.

— Наша задача — чтобы 5-го числа квитанции ушли абонентам. И неважно, выходные впереди или праздничные дни. Поэтому новогодние каникулы у нас заканчиваются 3 января, — рассказала замначальника Благовещенского РКЦ Ирина Ступникова.

КОММЕНТАРИЙ

Виталий Стороженко, директор Амурэнергосбыта:

— Большое внимание мы уделяем внедрению новых современных технологий, которые позволяют автоматизировать нашу работу. Сейчас мы можем предложить нашим клиентам 7 способов передачи показаний приборов учета, 8 способов оплаты электроэнергии, активно развиваются электронные сервисы энергокомпании. Одним из важнейших наших достижений является то, что на протяжении долгих лет нам удается сохранять наш дружный и сплоченный коллектив. Я ценю каждого сотрудника Амурэнергосбыта. Знаю, что все трудятся с полной отдачей и на каждого можно положиться. Уверен, что нынешним поколениям энергетиков под силу справиться со всеми вызовами сегодняшнего дня, приумножить славу ветеранов и сохранить лучшие традиции отрасли.

АП  в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках», Instagram и в Моем мире на mail.ru