Российское телевидение продемонстрировало «Безобразную невесту» в первых числах 2016 года, изрядно подпортив тем самым затею с показом эпизода на больших экранах. Немногие (и в их числе обозреватель АП) согласились потерпеть несколько дней в атмосфере многочисленных и часто не самых лицеприятных отзывов, однако ожидание того стоило. Еще раз подтвердив качество телесериала, позволяющее ему уверенно выходить на один ринг с большим кино, специальный эпизод «Шерлока» совершил небольшой переворот в индустрии. Идейные вдохновители сериала Стивен Моффат и Марк Гейтисс не стали тратить силы и средства на стандартное в таких случаях the movie, благо установившийся хронометраж серий это позволял. Оставалось только в необходимой степени абстрагироваться от основной сюжетной линии шоу, не отрываясь, тем не менее, от корней полностью: именно этим обусловлен перенос действия из современности в викторианскую эпоху, который на поверку оказывается очередным фокусом. Напоминаем, говорят британские парни, мы тут параллельно работаем над «Доктором Кто».
Муки кинозрителя вознаградили мини-фильмами. Первый, о визуальных особенностях «викторианского» эпизода и прочих заигрываниях с первоисточником, предварял показ. Второй, составленный из блиц-интервью с основными исполнителями, начался сразу после титров. В этих материалах Моффат и Гейтисс продемонстрировали высшую степень лукавства, разглагольствуя (и позволяя актерам делать тоже самое) о том, что «Безобразная невеста» призвана «показать зрителю, что мы тут не делаем все, что захотим». Слова словами, однако этот эпизод можно рассматривать исключительно как спин-офф. Правда в них обычно присутствуют один-два персонажа из основного сюжета, а в данном случае в ответвление перебрались все, включая покойников. Оградив себя таким образом от необходимости учитывать события промежуточного эпизода в следующем сезоне, сценаристы оторвались на всю катушку: тут вам и уровни сна, и j-хоррор под фатой мертвой невесты, и непременный театр, милый сердцу Бенедикта Камбербэтча, включая даже травести в нелепых усах. Ну и вообще усы как повод неоднократно посмеяться.
Поклонников сериала, вероятно, расстроила придурковатая детективная составляющая, обозначенная на старте как «самое загадочное дело в практике Холмса». Создателям эпизода было явно интереснее развлекаться с галлюцинациями и сновидениями гениального сыщика, восходящими к Борхесу. Поэтому сэр Конан Дойль в сторонке курит трубку, претерпевая, к тому же, ряд колкостей в сторону собственных воззрений насчет реальности существования неупокоенных душ. Возня с загадочной невестой, бегающей с огнестрельным оружием по Лондону XIX века и воздающей по заслугам негодяям (если прибавить сюда сцену с эксгумацией, параллель с «Убить Билла» становится даже резковатой) , мгновенно надоедает парочке авторов. Поэтому и нелепая развязка, визуально похожая на ку-клукс-клановское сборище в декорациях «С широко закрытыми глазами», становится своеобразным освобождением не только для сценаристов, но и для публики: понятно, что мы здесь собрались совсем не для этого. Главное — это полуторачасовое путешествие по пресловутым «Чертогам Разума» Холмса, в которые до настоящего момента кого-либо, кроме владельца, не особенно-то и пускали. Ну, спели хором гимн феминизму и разошлись, виноватых нет, жертвы этого заслуживали.
Прыгая через два столетия, герои «Безобразной невесты» веселятся как могут, не позволяя себе, впрочем, углубляться в банальности, воспетые в трилогии «Назад в будущее». Викторианского Ватсона, конечно, удивят самолетом и смартфоном, однако это совсем уж третий план. Гораздо больше внимания авторы уделяют деталям, отличающим одних и тех же персонажей в разных временных линиях. А миссис Хадсон, решившая из человека превратиться в буквы на бумаге, и вовсе переходит всякие границы развлекательного шоу. Остроумием Моффату и Гейтиссу удивить кого-нибудь уже трудно, но в тех самых чертогах еще много всякого другого: постмодерн, знаете ли, и интеллект автора запускает цепь самых неожиданных реакций в головах зрителей. Специальная серия «Шерлока» — истинное удовольствие для любителей подобных упражнений, квест, который невозможно довести до логического конца. Сюжет «Невесты» перенасыщен аллюзиями, метафорами и вот этим вот всем: творящийся в нем бардак достоин квартирки на Бейкер-стрит, 221 Б, и попытки разобраться приводят к разным и весьма неожиданным результатам.
Столь вычурный антураж не мешает Камбербэтчу уверенно чувствовать себя в незнакомой его герою доселе эпохе: Шерлок остается Шерлоком. Это, впрочем, касается и остальных, а Лестрейд, жаждущий глотка виски, и вовсе превосходит самого себя. Дурацкая шапка с двумя козырьками не покидает кадр, вместо премилых такси Бейкер-стрит патрулируют не менее трогательные кэбы, и даже если это не большое кино, глаз все равно радуется. Львиная доля очарования по-прежнему таится в диалогах, а условия ожидания четвертого сезона никоим образом не изменились — проделав солидный путь, герои чудесным образом остались в той же самой точке, в которой пребывали на исходе предыдущей серии. Разве что Джону Мориарти даровано окончательное и бесповоротное бессмертие: зло есть зло, сколько ни сталкивай его ногами на дно Рейхенбахского водопада. Поклонникам сериала не стоит так уж сильно возмущаться: соблазны преследуют каждого, а в данном случае мы имеем дело с соблазном приподняться над уровнем телешоу, пусть даже и очень качественного. И это создателям рождественского эпизода «Шерлока» во всех отношениях удалось.
Добавить комментарий
Комментарии