• Фото: Андрей Ильинский

Штат обслуживающих объекты сотрудников вырос со 100 до 500 человек. В их числе 40 специалистов с Байконура и 15 выпускников АмГУ с космическими специальностями. Все они сейчас заняты подготовкой к первому старту — на космодроме начинаются комплексные испытания объектов. 20 января здесь приступили к сборке ракеты-носителя. Накануне корреспонденты АП побывали на Восточном, чтобы узнать, чего добились за год строители и монтажники, как готовят основные объекты космодрома к старту, кто отдаст главную команду и почему «Таня» с Восточного не полетит.

ЭЛЕКТРИЧКИ ДЛЯ КОСМОДРОМА

Первый рубеж космодрома — трехэтажное здание из стекла и бетона в стиле хайтек на въезде в Углегорск, который на Восточном уже называют старым микрорайоном ввиду строящегося в нескольких километрах нового — Звездного городка. В амурской глубинке оно выглядит как из сказки — это самый современный в Приамурье автожелезнодорожный вокзал. Внутри он впечатляет не меньше, чем снаружи: через окна во всю стену открывается вид на Углегорск, наверх ведут эскалаторы — их, кстати, нет ни на одном амурском вокзале. Выход на платформу — с третьего этажа. «Сюда приходят грузы для космодрома, и по железнодорожной ветке (общая протяженность железных дорог космодрома — 124,4 километра) их доставляют на объекты. Отсюда ежедневно будут отправляться мотовозы — «электрички», которые доставят специалистов космодрома на работу», — объясняют представители ФГУП «ЦЭНКИ».

Строительство вокзала завершили в начале прошлого года, а в конце сентября он принял самый ценный космический груз — ракету-носитель «Союз-2.1а». Железная дорога космодрома соединена с Транссибом — ракету погрузили на платформу в Самаре и без всяких пересадок доставили прямиком на технический комплекс Восточного.

В стартовом сооружении невозможно будет находиться — даже от звука работающей системы эжекции люди теряют сознание.

ПО СЛЕДУ «СОЮЗА»

По территории космодрома нам предстоит проделать тот же путь, что и ракете. Правда, не по ж. д., а по автомобильной трассе — одной из самых лучших в регионе. Даже после комфортной федералки чувствуется, как редакционная машина въезжает на бархатный путь Восточного. Общая протяженность дорог на космодроме — 115 километров. «Мы построили комфортные высококачественные дороги — привлекли для этих работ специализированное предприятие Спецстроя, — говорит заместитель директора Спецстроя РФ Александр Мордовец. — Строительство было завершено в прошлом году, дороги космодрома соединили с федеральной трассой «Амур».

На 700 квадратных километрах Восточного разместились в общей сложности более 500 зданий и сооружений. Космические объекты сосредоточены на двух площадках — техническом и стартовом комплексах («старт» и «техничка» — на языке местных жителей). На первый из них мы и отправляемся вслед за «Союзом».

ЕСТЬ ТОЛЬКО МИК

На территории технического комплекса с легкостью уместились бы 10 футбольных полей. Два крыла основного здания — два монтажно-испытательных корпуса (МИКа) — ракеты-носителя и космических аппаратов, они соединены трансбордерной галереей. Здесь же размещается склад блоков ракеты-носителя. Строители завершили отделку здания, все необходимые системы в котором уже смонтированы. «На техническом комплексе уже в полном объеме проведены автономные испытания всех систем (прим. ред. — по отдельности). С 19 января мы начали комплексные испытания на МИКе РН, в ходе которых предстоит проверить, как все системы работают в комплексе», — говорит директор КЦ «Восточный» Игорь Светлов.

«Рубеж пять, пропусти журналистов», — говорит голосом, не терпящим возражений, рация на столе одного из охранников здания, и мы беспрепятственно проникаем в колыбель ракеты-носителя — помещение, где вчера началась сборка изделия. У ракеты, как в песне поется, есть только МИК между прошлым и будущим — здесь, в МИКе РН, «Союз 2.1а» и дождался своего звездного часа.

В огромном помещении, площадью почти 10 тысяч квадратов и высотой с 7‑этажный дом, одна из стен полностью стеклянная — для лучшего освещения. Под самой крышей установлены два крана грузоподъемностью 50 тонн каждый. Ее и другое погрузочное оборудование будут использовать для сборки ракеты. Одновременно в МИКе можно собирать две ракеты-носителя.

3

железнодорожных моста находятся на территории космодрома (2 — построены, один — капитально отремонтирован) 

Еще недавно здесь царила тишина, которую нарушали лишь уборщики, — швабрами и автоматизированными аппаратами они наводят чистоту, но не ради галочки, а для выполнения технологических норм. Ракету собирают почти в стерильных условиях — специалисты будут работать как в операционной — в белых халатах. Сборкой займутся представители разработчика «Союза-2» — «ЦСКБ-Прогресс», которые доставили ракету на Восточный и контролируют условия ее хранения.

К полам в МИК РН особые требования, касающиеся не только чистоты, но и прочности — они должны выдержать вес ракеты-носителя. Для их монтажа на глубину до 8 метров установили 360 буронабивных свай — каждая пара испытывает нагрузку в 40 тонн.

— При строительстве силовых полов мы применили новейшие технологии, которые ранее нигде не использовались. Но нами серьезным образом было изучено, как эта технология будет себя вести. По-другому просто не представлялось возможным возвести эти полы на промороженных на несколько метров в глубину грунтах, — комментирует Александр Мордовец. — Нам пришлось бы ждать, когда земля оттает, — это бы не позволило обеспечить подготовку к пуску. Но в итоге мы сократили срок строительства на 4 месяца и успели.

СПУТНИК ЛЮБИТ ЧИСТОТУ

Еще более высокий класс чистоты в соседнем МИКе космических аппаратов, где одновременно смогут собирать до 5 спутников. Это сейчас под самой крышей резвится явно проявляющая интерес к космонавтике птичка, а во время подготовки спутников к пуску здесь не будет ни перышка, ни пылинки — даже одна соринка, попавшая в объектив космического аппарата, закроет обзор на сотни гектаров земли и может вывести спутник из строя. На этой неделе на космодроме ждут первые спутники — «Аист-2Д» и наноспутник. А в первых числах февраля — «Ломоносов». Все три планируется вывести на орбиту во время первого старта.

Два МИКа соединяет уникальная трансбордерная галерея, аналогов которой нет нигде в мире. Для удобства сборки и подготовки ракеты и спутников из корпуса в корпус их перемещают на двух трансбордерах — платформах с фермами, которые ездят по рельсам. Грузоподъемность каждой — 120 тонн. Это ускорит процесс сборки и сделает его более безопасным, так как позволит защитить ракету от встрясок.

8

котельных построили на Восточном

На техническом комплексе ракету соберут, соединят с космическим аппаратом и разгонным блоком и по железной дороге на транспортно-установочном агрегате (прозванном в народе «крокодил») отправят на «старт», находящийся в 4,5 километра.

Между МИКами расположена зона отдыха — одна из первых, благоустроенных на территории космодрома. Она огорожена табличками: «Ходить по газонам запрещено — штраф 5000 рублей». Газонов из‑под снега не видно, как не видно и волейбольной площадки со специальным покрытием и площадок, предназначенных для четырех теннисных столов. Зато хорошо видны высаженные деревца: согласно проектной документации, на техническом комплексе посадили березу, дуб монгольский, липу и рябину амурские, ель сибирскую и смородину альпийскую. Кроме того, на «техничке» с 2014 года действует пожарное депо на 6 машин, где находится и тренировочная база спасателей со спортзалом.

ПОДЗЕМЕЛЬЕ ВОСТОЧНОГО

«Под нами — город!» — говорит, стоя на стартовом сооружении, ведущий специалист отдела по связям с общественностью пресс-службы «ФГУП ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» Светлана Глущенко. Стартовое сооружение, откуда ракета отправится в космос, — самый большой по площади объект стартового комплекса — занимает почти 50 тысяч «квадратов» из общей площади в 66 тысяч. Два его подземных корпуса уходят на глубину от 16 до 32 метров (4—6 этажей). Здесь расположены системы и агрегаты, обеспечивающие установку ракеты на поддерживающие фермы в вертикальное положение, подготовку, заправку и сам пуск. Именно оно примет самые мощные нагрузки при пуске. Через огневое кольцо — центральную часть «старта», расположенную на третьем подземном этаже, — в бетонированный газоход пойдут струи раскаленного воздуха и продуктов горения. Диаметр кольца, в котором будет установлена 48‑метровая ракета-носитель, — 15 метров, и это самое жаркое место «старта» во время пуска — температура на выходе из сопла ракеты достигает 4000 градусов. А давление на огневое кольцо можно сравнить с 8‑балльным землетрясением.

5

водозаборов возвели для нужд космодрома. Ежедневный забор воды около 10 тысяч кубометров, глубина скважин — 46—48 метров

Сооружения «старта» построены с учетом колоссальных нагрузок. Для возведения железобетонных конструкций было уложено 158 тысяч кубов бетона — в каждом из них более 350 килограммов арматуры. Металла, который пошел на комплекс защитных устройств, смонтированных в газоходе, хватило бы на 40 танков. Установлен ряд систем для обеспечения сохранности объектов — так, в газоотвод во время пуска будет направлен поток воды, а система эжекции с помощью воздушной струи под большим напором направит в газоход продукты горения. На большинстве систем стартового комплекса завершились автономные испытания. С 26 марта, по плану, здесь должны начаться комплексные испытания.

— Как только завершатся комплексные, начнутся летные испытания — это пуск ракеты. Сейчас мы должны сделать все, чтобы пустить ракету, — говорит Игорь Светлов, который за свою карьеру участвовал более чем в сотне пусков различных ракет-носителей. — После этого специалисты проверят, как конструкции и сооружения выдержали нагрузки, проведут ремонтно-восстановительные работы. Есть детали и узлы, которые нужно менять после каждого пуска, а есть такие, которые рассчитаны, например, на 10 циклов.

Планируется, что весной «Союз» в собранном виде доставят на старт, установят на стартовый стол — с этого момента начнутся так называемые пусковые дни. За 3—5 дней проведут предпусковую подготовку: ракету закрепят, обслужат, проверят все системы. Во время пуска ни на одном из объектов «старта» не будет ни души. В стартовом сооружении физически невозможно будет находиться — даже от звука работающей системы эжекции люди теряют сознание. Специалисты, управляющие процессом, разместятся в сердце «старта» — укрепленном командном пункте.

НЕБОСКРЕБ НА КОЛЕСАХ

Над огневым кольцом возвышается гордость Восточного и одно из самых высоких сооружений «старта» — мобильная башня обслуживания. Высотой с 17‑этажный дом (52 метра) и весом в 1600 тонн эта махина на гидроприводах перемещается по рельсам и может проехать более 100 метров. Управляет громадой машинист из кабины, расположенной внутри, в целом башню будут обслуживать 14 человек, еще около 20 специалистов будут работать на ней, готовя ракету к пуску. Перед стартом башня, распахнув огромные ворота, впустит в себя ракету — в МБО на разных уровнях расположены подвижные платформы для обслуживания, есть лифты и краны, системы водоотвода, подачи топлива, электрооборудования, а также средства оповещения и телевизионного наблюдения. В ближайшее время на ней начнутся автономные испытания, которые продлятся 2—3 недели.

— Башню доставили в ноябре 2014 года в разобранном виде. По плану ее нужно было собрать за 1,5 года, а мы уложились в 9 месяцев. Благодаря тому, что применили метод укрупненной сборки — не каждую балку отдельно прикручивали, а сразу собрали на земле ворота весом 60 тонн, — рассказывают сотрудники ЗАО «Промтехнологии» из Северодвинска, которые и монтировали башню.

Похожая МБО есть лишь на космодроме Куру во Французской Гвиане, который обслуживают российские специалисты. Там она защищает ракету от тропических ливней, в Приамурье башня также защитит «Союз» от непогоды, а специалистов — от ветра и мороза. Кстати команда, эксплуатирующая башню, состоит из специалистов с Куру. Из тропиков они переехали в амурские морозы, но не жалуются — говорят, что кормят на Восточном лучше, чем в Гвиане, и климат более привычный. «Башня нужна в первую очередь для удобства работы специалистов, готовящих ракету. В ней комфортно перемещаться, здесь оборудованы пять теплых помещений, где они могут погреться и отдохнуть», — комментирует представитель компании-разработчика сооружения НИИ стартовых комплексов им. В. П. Бармина.

А пока инженеры греются в модульном здании, у ее подножия пьют чай с северодвинским иван-чаем и амурским лимонником, собранным в окрестных лесах. В общей сложности на сборке были задействованы 120 специалистов, сейчас большинство разъехалось, на «старте» осталось лишь 20. Но команда вернется, когда придет время возводить вторую МБО — на этот раз для стартового комплекса под ракету «Ангара», с которого будут осуществляться пилотируемые пуски. Он разместится примерно в полутора километрах от нынешнего «старта».

На стартовом комплексе также находятся технологические блоки сжатых газов, кислорода и азота, керосина и нафтила — компоненты топлива в них уже доставили.

СЕРДЦЕ СТАРТА — «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»

Командный пункт, или командник, — сердце стартового комплекса. Сюда во время пуска будет стекаться вся информация о состоянии зданий и систем космодрома и ракеты. Отсюда несколько десятков участников совместного расчета будут управлять пуском ракеты. И отсюда будет дана самая главная команда — «ключ на старт». На кнопку нажмет руководитель совместного расчета пуска, в команде его называют пускающий, или первый номер. На Восточном это будет заместитель генерального конструктора — главный конструктор по средствам выведения ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Баранов.

2

дома на 72 квартиры каждый в Циолковском сданы в эксплуатацию, в них въехали первые жильцы. К сдаче готовятся еще две девятиэтажки

«Командник», как и многие сооружения на Восточном, уникален — на других космодромах такой пункт находится под землей. Здесь двухэтажное здание расположено в 300 метрах от стартового сооружения. В нем, как на подводной лодке, нет окон, а 10 герметичных дверей, весом около тонны каждая, в прямом смысле задраиваются. Толщина его стен — 0,6 метра. Оно оборудовано так, что может работать в режиме полной изоляции — здесь есть дизельная электростанция, запас сжатого воздуха, а системы водоснабжения, отопления, вентиляции могут работать автономно в течение 2 часов. «Во время пуска командный пункт переходит на режим автономной работы, то есть отключается от всех внешних систем жизнедеятельности. Это делается на случай нештатной ситуации, чтобы люди в нем остались живы», — объясняет Игорь Светлов.

Кроме того, на стартовом комплексе оборудованы два подземных убежища на 15 человек каждое. Все объекты «старта» сообщаются между собой с помощью подземных тоннелей протяженностью 6 километров.

КТО БУДЕТ ГОТОВИТЬ РАКЕТУ

Готовить ракету и осуществлять пуск с Восточного будет команда специалистов, называемая боевой (на военных космодромах) или совместный расчет. Это около 1100 человек, среди которых как сотрудники космического профиля, так и монтажники, слесари, водители, спасатели, медицинские работники. В скором времени опытные специалисты, работающие на Байконуре и Куру, начнут съезжаться в Приамурье. «В этом году у нас пройдет один пуск, а в следующем есть заявки уже на 4. Пуск — сейчас самое важное для нас, но после него все только начинается. После старта мы проведем послепусковые работы. Дальнейшая деятельность будет направлена на обслуживание объектов Восточного, для этого мы расширим штат до 2000 человек. Продолжится стройка объектов, в том числе стартового комплекса под ракету «Ангара». В 2021 году с Восточного должна полететь первая «Ангара», на 2023‑й намечен первый пилотируемый пуск», — делится планами Игорь Светлов.

При запусках с космодрома Свободный на ракете писали имя Лиля. Так звали жену первого начальника космодрома Винидиктова.

МНЕНИЕ

Игорь Светлов, директор филиала ФГУП «ЦЭНКИ» КЦ «Восточный»

— За 2015 год был сделан колоссальный рывок и строителями, и подрядчиками ЦЭНКИ. Была смонтирована большая часть оборудования, которое доставили в 2014 году. В общей сложности на космодром доставили около 700 вагонов оборудования. Все  — российского производства. Конечно, здесь сыграли роль санкции. Часть оборудования для Восточного была произведена на отечественных заводах впервые  — из-за этого были  накладки. Сейчас монтаж завершен. Для первого пуска все готово на 100%. Следующий этап — комплексные испытания, которые продлятся около 40 суток. Это последний предпусковой этап, и мы к нему готовы. 

***

Александр Мордовец, заместитель директора Спецстроя РФ

 

— Минувший год для Спецстроя и космодрома Восточный оказался основополагающим. В 2011—2013 годах был период подготовки к большой стройке: документация отсутствовала, была несовершенная система планирования, которая не позволяла реанимировать стройку. 2014 и 2015 годы были наиболее эффективны. На начало прошлого года мы полностью подготовили стартовое сооружение, были завершены бетонные работы, мы приступили к монтажу специальных технологических систем. Главной нашей задачей в прошлом году было обеспечение на Восточном постоянной схемы энергоснабжения. И мы с ней справились. Вопрос был крайне тяжелый из-за нестыковок в документации и наследия субподрядчиков, которые активно привлекались к работам на начальных этапах строительства. Но мы построили ЛЭП, выполнили пусконаладку и обеспечили объекты электричеством по штатной схеме. Проведена огромная работа по благоустройству, завершена работа по прокладке автомобильных и железных дорог.

Сейчас мы завершаем отделочные работы на ряде объектов, весной проведем работы по благоустройству. Продолжаем строительство домов и инфраструктуры Циолковского. На стартовом комплексе для пуска «Ангары» у нас нет статуса единственного исполнителя, но мы однозначно будем участвовать в конкурсных процедурах по этому объекту. Они намечены на второе полугодие. Этот объект гораздо интереснее с точки зрения инженерных решений и гораздо серьезнее с точки зрения объемов строительства, чем уже построенный комплекс.

«ТАНЯ» С ВОСТОЧНОГО НЕ ПОЛЕТИТ

Сотрудники космической отрасли — люди суеверные, и на космодромах прижилось множество традиций и ритуалов, нацеленных на успех пуска ракеты. Так, в Плесецке вот уже больше 40 лет за несколько часов перед пуском, когда ракета установлена на стартовом столе, на ней метровыми буквами выводят имя Таня.

Перед пуском ракету охлаждает специальная система, кроме того изделие замерзает и из‑за низкой температуры жидкого кислорода (–255 градусов). В итоге ракета покрывается 3‑сантиметровым слоем инея, на котором один из участников боевого расчета и пишет перчаткой счастливое имя. Почему честь выпала именно Тане — есть несколько версий. По одной из них, это имя носила возлюбленная одного из офицеров. По другой — так звали дочь командира испытательной части Владимира Татьянкина. Еще одна версия утверждает, что Таня — прозвище Татьянкина, которое дали ему подчиненные. Как бы то ни было, первая «Таня» благополучно отправилась в космос в 1966 году. Однажды ракету не успели поименовать, и она взорвалась перед стартом. С тех пор счастливое имя пишут на каждой ракете.

По словам старожилов Углегорска, на космодроме Свободный, с которого прошли 5 пусков, на ракете писали другое имя — Лиля. Так звали жену первого начальника космодрома генерал-майора Александра Винидиктова.

— История с именем Таня — про Плесецк. На Байконуре нет такого секретного слова, но есть другие традиции, которые ввел еще Сергей Павлович Королев. Думаю, мы их будем продолжать и заведем свои. Но подробности пока не буду рассказывать — рано, — улыбается Игорь Светлов.

Как пишет РИА «Новости», генеральный конструктор Сергей Королев всегда переносил дату старта, если она выпадала на понедельник. Космические корабли по понедельникам в СССР не летали — первые три года космической эры. Затем начали летать, из‑за чего произошло 11 аварий. С 1965 года понедельник считается в советской, а теперь и российской космонавтике чуть ли не официальным «не стартовым» днем.

Репортаж о том, как живут новоселы Циолковского, читайте в одном из следующих номеров АП.