В «Лунной афере», впрочем, этого и не требуется — персонаж Гринта заглядывает в лицо Фортуне еще реже, чем многострадальный Рон Уизли. Зато он совсем не похож на неуклюжего воспитанника Хогвартса, а сама картина превосходит все ожидания ловким балансом между жанровыми разновидностями.
«Основано на реальной теории заговора» — гласит слоган «Лунной аферы»: одной из лучших комедий сезона ее, в том числе, делает и этот факт. О том, что настоящей высадки американских астронавтов на Луне никогда не было, а то, что весь мир видел на телевизионных экранах, сделано в Голливуде, разговоров было очень много. Сейчас, когда они утихли, неожиданный пируэт в эту сторону французского режиссера-дебютанта Антуана Бардо-Жаке выглядит особенно уместно: создатели фильма не щадят ни янки, ни британцев, но главной своей целью издевательство над национальными особенностями все-таки не ставят. Постановщик все время как будто переключает каналы — перед нами то лучшие традиции Гая Ричи, то старомодное кино про грязные методы спецслужб, то ностальгическое погружение в эпоху хиппи, доступных наркотиков и отсутствия границ в творчестве. Сам Бардо-Жаке из известных рамок старается все же не выходить, время от времени разочаровывая зрителя незавершенностью сцен и преждевременным затиханием сценарного безумия. Впрочем, это тоже происходит во имя замысла.
Сюжет «Лунной аферы» прост до неприличия. Молодой и нелепо одевающийся британский раздолбай Джонни пытается найти жизненное призвание, но в силу тупости и склонности к необдуманным поступкам находит исключительно неприятности. В это же время американские власти, неуверенные в успехе миссии, намеревающейся высадиться на Луне, отправляют ветерана ЦРУ по фамилии Кидман (Рон Перлман) в Лондон: там он при помощи чемодана денег должен найти общий язык со знаменитым режиссером Стэнли Кубриком. На случай неудачи астронавтов британец должен снять псевдодокументальный фильм о высадке: в противном случае проклятые Советы доберутся до естественного спутника Земли первыми и мировой порядок рухнет. Судьба сводит Кидмана и Джонни в одном помещении и с этого момента начинается собственно афера, которой за оставшийся час экранного времени предстоит несколько раз видоизмениться, поменять местами участников и вообще превратиться в черт знает что. Кое-кому, кстати, в буквальном смысле не сносить головы: не забывайте про 18+.
Бардо-Жаке не забывает о том, что он — представитель французской киношколы, но комедию положений во главу угла не ставит, предпочитая экспериментировать, пусть и в достаточной степени осторожно. В итоге фильм получается смешным не только из-за наркоманских выходок некоторых его персонажей — а впечатления, полученные Кидманом после приема разнообразных веществ, скорее даже пугают: старый солдат и в трезвом-то состоянии не может избавиться от жутких видений, навеянных войной во Вьетнаме. Философствуя в меру, постановщик оставляет при окончательном монтаже даже то, что смело можно было выбросить: например, едва намеченная в сюжете любовная линия мгновенно приобретает настолько идиотский оттенок, что ее приходится грубо оборвать. Это заметно режет глаз, но, с другой стороны, придает реалистичность сценарию, в главной своей сути от реальности оторванному. Снимать кино о съемках кино — занятие вообще не самое благодарное, и хотя «Афера» в этом жанре тоже отмечается лишь отчасти, дебютант заслужил одобрительных отзывов. Точно так же, как и три первоплановых актера: помимо Гринта и Перлмана, в ленте отлично сыграл Роберт Шиэн.
Фильм не лишен как здорового юмора, преспокойно соседствующего с шутками про клей в пакете и «кислоту» как средство от головной боли, так и забавных деталей, которые делают его еще более увлекательным. Чего стоит только хобби лидера местной организованной преступной группировки. Легендарный Кубрик, которого нередко используют как закулисного персонажа в современном кино, и здесь предстает только на экране телевизора: тем не менее, даже прикидывающийся им наркоман вдруг ощущает себя знаменитым режиссером — и это снова очень смешно. Радуют и постоянные «случайные» переодевания Перлмана: он вообще очень хорош в этой ленте даже с учетом недостаточной проработки персонажа сценаристами. Бардо-Жаке позволяет действию замедляться, а порой и вовсе зависать в неопределенности; некоторым героям этой истории суждено остаться совершенно безликими, другим — провалиться в неизвестность. Вполне предсказуем финал: он ставит размашистую точку в конкретной истории, отпуская героев в дальнейшую, вероятно, не самую безопасную жизнь. Сложно сказать, кого из них и чему научила эта передряга: Джонни, конечно, примерил на себя образ никогда не сдающегося янки, но чувствовал себя в нем не очень-то хорошо.
Политики и спецслужбы заслуженно получили по носу, праздная молодежь и великовозрастные «творческие люди», не расстающиеся ни с бутылкой, ни с брюхом — тоже, а российский зритель имеет возможность лицезреть второй за месяц талантливый подход к комедийному жанру. Это особенно выгодно смотрится на фоне «развеселых» отечественных картин про кавказских лилипутов и украинские свидания. «Лунная афера» (с настоящим названием Moonwalkers наши прокатчики не справились) напоминает не только о том, что смеяться можно над многим: космос, который люди штурмуют во имя чьих-то политических амбиций, французский режиссер делает непривычно приземленным. Неважно, настоящую Луну покажут по телевизору, или это павильон, красиво посыпанный песком; более того — неважно, гений руководит величайшей аферой или полупьяный безумец в трусах и халате. Пока за фальшивку отдают свои жизни неприятные парни с дробовиками в руках, на заднем плане маячит совсем другая махинация, несущая боль и страдания ни в чем не повинным обывателям. Основа этого фильма актуальна в любые времена: тем очевиднее перспективы Бардо-Жаке, умеющего смеяться, а не оскорблять.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии