Сегодня Свободный — крупнейший на Дальнем Востоке моногород первой категории, то есть город с наиболее сложной экономической ситуацией. Это не черный, но так называемый красный список моногородов.
— Я называю такие муниципалитеты прямо — «город-катастрофа», — поделился с АП Роберт Валентинович. — В советские времена 80‑тысячный Свободный был промышленным центром области и за неполные 10 лет в 90‑х потерял вместе с крупнейшими предприятиями 16 тысяч рабочих мест. Можно было предотвратить такую ситуацию? Отчасти — да. Уже тогда надо было думать, как для выживания предприятий снизить для них налоговую нагрузку, забрать у них на бюджет расходы по содержанию жилфонда и социалки. Тогда, например, надорвался и умер даже уникальный зверосовхоз «Дубовский», производитель валютной пушнины, чего уж говорить про другие предприятия, в том числе строительной отрасли. Последней разорилась строительная компания ОАО «Амуринвест» с коллективом в 600 человек, подкошенная неоплаченным подрядом и налоговым долгом. Слава богу, до того как нашелся инвестор, нам удалось оставить на плаву вагоноремонтный завод, приняв у него «убитые» жилфонд, включая шесть пятиэтажек с общежитием, и котельную. И ВРЗ сейчас — крупнейший налогоплательщик города. Но что имеем в целом? Сегодня большинство дальневосточных населенных пунктов оправдывают и поддерживают свое существование только наличием железной дороги и пока еще нужных ей предприятий. Свободный оказался в их числе. Начнись реорганизации-оптимизации, не зависящие от региональной власти муниципалитеты становятся заложниками, в любой момент лишившись рабочих мест и налоговых поступлений в местный бюджет.
ВРЕМЯ РАЗВЯЗЫВАТЬ РУКИ
— Роберт Валентинович, на конференции в «Сколково» вы были с главами Белогорска Станиславом Мелюковым и Райчихинска Валерием Радченко. В чем заключалась суть ваших предложений, ведь ситуацию на Дальнем Востоке нужно менять?
— Мы с «мономэрами» дальневосточных городов внесли наибольшее количество предложений и были единодушны: какой смысл ставить Дальний Восток в равные условия с европейской частью, когда здесь у нас экономика выживает, не развиваясь, а потом поддерживать территории федеральными субсидиями? Причем субсидиями по большей части на конкурсной основе. Президент в своем послании прямо сказал: надо поднимать моногорода с колен. Но в центре, к сожалению, далеко не многие понимают нашу отдаленную специфику, даже расстояния и, соответственно, транспортные расходы, важные для кооперации и становления производств. Я думаю, лучше почти весь Дальний Восток освободить пока от федеральных налогов — это все равно капля в море, пусть лучше бизнес развивается в льготных условиях и работники платят только НДФЛ в местные бюджеты. Хотя бы занятость обеспечить, чтобы люди не уезжали. Из 146 миллионов граждан России это всего лишь 6 млн. дальневосточников, проживающих на территории, которая является главной ресурсной базой страны.
Давать статус резидента ТОР надо не только юридическим лицам, но и индивидуальным предпринимателям, малому бизнесу.
Дайте хоть какие‑то льготы, чтобы здесь бизнес создавал новые или расширял действующие производства, чтобы в конце концов рядом с теми ресурсами появлялось производство продукции с высокой добавленной стоимостью. А такие флагманы экономики, как Газпром и СИБУР, в нашей вечной экономической мерзлоте как раз могут стать ледоколами, которые потянут за собой средний и малый бизнес. Прошли семинары, и наши предприниматели обсуждают, как эффективно, но и с наименьшим риском обеспечивать все услуги при реализации газовых проектов: транспортные, строительные, обслуживания и досуга, производства продуктов питания и т. д. Самое время развязать им руки, снизив налоговую нагрузку в два с половиной раза. Поэтому и на конференции в Подмосковье мы напомнили о предложении губернатора Приамурья Александра Козлова давать статус резидента ТОР не только юридическим лицам, но и индивидуальным предпринимателям, малому бизнесу — пусть тоже вкладывают в новые производства не менее 5 млн. рублей и создают 20 рабочих мест, пользуясь льготами, и через 5—10 лет налоговых преференций они будут надежными кирпичиками в фундаменте амурской экономики.
Сегодня важно, как мэры моногородов смогут внедрять новые методы управления, переобучаться, воспринимать передовой опыт, чтобы работать не на выживание, а на перспективу.
ПАТРИОТЫ-ПРОФЕССИОНАЛЫ
— А как зампред российского правительства Игорь Шувалов воспринял ваше предложение о присвоении Свободному и вообще дальневосточным городам из «красного списка» статуса ТОР?
— С точки зрения федерального руководителя воспринял вполне логично. Налево и направо никто преференции раздавать не будет — нужно, чтобы от них был эффект. А это могут обеспечить только эффективные управленческие команды. Грамотные и сложившиеся — патриоты, а не временщики. С гарантией, что их обучат и они будут поэтапно и целенаправленно работать. 19 февраля губернатор поручил такие команды в амурских моногородах сформировать. Всем в течение полугода предстоит пройти определенное обучение и держать экзамен.
— На конференции в «Сколково» «мономэры», как вы выразились, уже определенный тест проходили. Вы своими результатами можете поделиться?
— Конечно, в «Сколково» мы прошли многоуровневое тестирование по методике РАНХиГС и Центра современных кадровых технологий. Тесты очень сложные, включающие порядка 250 вопросов, определяют профессионально-личностные характеристики руководителя и управленческий уровень глав. Такое же тестирование проходят федеральные министры и их замы. Комментировать свой результат не буду, просто предоставляю «скрин» из личного кабинета. Но сейчас важно то, как мы, мэры городов, понимаем обстановку, полномочия, законодательство и современные реалии, а также важно, как мы сможем внедрять новые методы управления, переобучаться, воспринимать передовой опыт, чтобы работать не на выживание, а на перспективу.
Сложнейшее тестирование в «Сколково» мэр Свободного прошел успешно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии