Наталья Фадеева
По щучьему велению времени
На этой неделе с удовольствием посмотрела историческую многосерийную драму «Батальонъ», которая вышла на главном государственном канале и в которой, кстати, снялась наша землячка — 22-летняя жительница Зеи Олеся Белимова. Про девушек, которые, бросили мужей, детей, а некоторые сытую и обеспеченную жизнь и пошли защищать Отечество. Историю о том, как миссия по спасению России вновь легла на женские плечи.
С замиранием сердца следила, как женский батальон отстаивал перед начальством свою командиршу Марию Бочкареву, как бритые наголо дворянки и крестьянки вместе шли в бой, гибли в газовой атаке и мечтали о будущем.
И все-таки, несмотря на захватывающий сюжет, на необычность темы, на достаточно неплохую игру актеров, кое-что меня в этом фильме покоробило. «Батальонъ» начинается с исторической справки о Первой мировой войне. Мол, до победы над Германией оставались чуть ли не считанные дни, но отречение Николая Второго, появление солдатских комитетов в русской армии, братание солдат с немцами поставило под угрозу ожидаемую победу. И теперь только бритые наголо девушки разных сословий, с винтовками наперевес, могут спасти Родину.
В «Батальоне» история та же, но под другим углом зрения. И мне с горечью подумалось, как легко в угоду времени и политическому заказу может меняться этот угол.
После того, как несколько крестьянок-большевичек с пролетарской ненавистью решили организовать в женском батальоне смерти комитет, а за это получили «по мордасам», мне почему-то вспомнилась картинка из моей любимой «Динки» Валентины Осеевой. Точнее — несколько станиц, где описывается все та же война с Германией. О том, как революционер Вася пишет письмо дружному семейству Арсеньевых об ужасах Первой мировой. О том, что молодых парней, словно мясо, бросают в бой. И молодой человек безумно рад, когда солдаты не подчиняются офицерам, когда братаются с врагом. Офицеры же в изображении революционера — это вечно пьющие, грубые солдафоны. В «Батальоне» история та же, но под другим углом зрения.
И мне с горечью подумалось, как легко в угоду времени и политическому заказу может меняться этот угол. Почему революционеры в сегодняшних исторических фильмах (как в свое время белогвардейцы в советских) — сплошные отрицательные герои, на которых смотреть тошно?
Я помню яростные споры на уроках истории, что произошло в 1917-м в Петрограде — Великая Октябрьская революция или подлый переворот? Преступником или мучеником был последний российский царь Николай Второй?
Мне кажется, что истина всегда где-то рядом, посередине. Тогда произошла трагедия для одних, которая стала спасением для других. Безусловно, страна потеряла уникальный генофонд — российское дворянство, творческую интеллигенцию, но и рабочие с крестьянами получили право стать людьми — свободными людьми.
Спорить на исторические темы можно бесконечно… Всегда найдутся те, кто будет превозносить царскую Россию, и те, кто еще помнит, как равно и весело жилось в стране советов. Не думаю, что в исторических спорах можно найти абсолютную истину, но и угол зрения не стоит менять так быстро. А то противно как-то…
Амурская правда
от 10.03.2016
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
«Тогда произошла трагедия для одних, которая стала спасением для других. Безусловно, страна потеряла уникальный генофонд — российское дворянство, творческую интеллигенцию, но и рабочие с крестьянами получили право стать людьми — свободными людьми.»
В течении 70 лет рабочие и крестьяне (особенно крестьяне) были свободными людьми??? Очевидно, что фантастика — основной раздел литературы, интересующий этого журналиста.
Одни люди получили иллюзию свободы, а другие получили право быть физически уничтоженными, изгнанными навсегда из родного дома, а не потерявшимися, как пишет автор. Такая постановка вызывает изумление. «Они просто потерялись».
— Гурд