Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Благовещенец отстоял свои права до победы

Чтобы не купить кота в мешке, потребитель должен быть не столько юридически подкован, сколько внимателен и нетороплив. Всегда нужно обращать внимание на изготовителя, дату производства, срок годности или эксплуатации товара и стараться покупать продукцию у зарекомендовавшего себя производителя. Хотя и это не всегда спасает. Особенно если товар покупаешь через интернет.

Как, например, в случае с благовещенцем Евгением Прониным, который дистанционно приобрел в Приморье двигатель внутреннего сгорания для своего автомобиля. Однако в суде предпринимателю удалось вернуть почти 150 тысяч рублей, потраченных на некачественный товар. Свою историю он прислал на конкурс, который проводил амурский Роспотребнадзор, и в итоге стал лучшим потребителем в 2016 году.

— В феврале 2014 года я приобрел во Владивостоке двигатель внутреннего сгорания для своего автомобиля, — рассказал свою судебную историю Евгений. — Покупку совершил дистанционным способом — через интернет, непосредственного общения с продавцом не было. Мне выставили счет, и я его оплатил. В Благовещенск двигатель доставила транспортная компания. Здесь его установили на автомобиль в сертифицированном автоцентре. После того как двигатель запустили, выяснилось, что он некачественный — тарахтел, стучал, гремел.

Через интернет благовещенец связался с компанией-продавцом, объяснил суть проблемы, по просьбе менеджера переслал видео работы двигателя. А потом представитель фирмы перестал выходить на связь. Тогда Евгений отправил официальную претензию на сайт компании и заказным письмом с уведомлением на почтовый адрес организации. «Менеджер достаточно быстро отреагировал на эту претензию, попросил отправить двигатель назад во Владивосток — для проведения экспертизы. Так что я фактически остался и без двигателя, пусть даже некачественного, и без денег», — продолжает бизнесмен.

После рассмотрения претензии в компании пришли к выводу, что неисправность двигателя была вызвана его неправильной установкой в автосервисе Благовещенска и никакой вины они за собой не ощущают. Тогда Евгений решил обратиться с исковым заявлением в Благовещенский городской суд. Увы, суд первой инстанции встал на сторону продавца. Но после апелляционной жалобы уже в коллегию Амурского областного суда правда восторжествовала. Благовещенцу удалось вернуть порядка 150 тысяч рублей, затраченных на покупку двигателя, его транспортировку, установку, а также отсудить 15 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

Жительнице Тынды выплатили почти 19 тысяч за бюджетный мобильник 

73,5

тысячи рублей составила средняя цена иска потребителя

Второе место в конкурсе присудили Марине Буханцевой из Тынды, отсудившей у продавца 18 943 рубля за недолго проработавший сотовый телефон. При этом сам мобильник стоил в разы дешевле — 1490 рублей. Третье место разделили между собой жительница Свободного Наталья Губчак, житель Шимановска Юрий Мантуленко и Татьяна Безменова из Белогорска, купившие у продавцов некачественные смартфоны и выигравшие потом судебные иски.

В конкурсе «Потребительский юмор, или Нарочно не придумаешь» первое место заняла Татьяна Иванова из областного центра. Мама двух ребятишек обратила свое внимание на то, что цена товара на распродаже выше, чем была до этого. «Серебро» взяли благовещенки: Ольга Хансанамян, запечатлевшая смешное название пирожного «Захер», и Ольга Маричева, увидевшая орфографическую ошибку на рекламном баннере. Всем победителям вручили памятные подарки.

Мобильники возглавляют рейтинг жалоб

— Основная доля жалоб потребителей, которые поступают сегодня к нам, касается товаров непродовольственной группы, — рассказывает руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области Ольга Курганова. — На первом месте стоят некачественные сотовые телефоны. С одной стороны, это связано с тем, что много людей их приобретает, а с другой — качество телефонов, действительно, заслуживает лучшего. На втором месте — финансовые услуги, куда относятся договоры с кредитными учреждениями и банками. Третье место занимают жалобы на обувь и кожгалантерею.

За последние четыре года число обращений в Роспотребнадзор выросло в полтора раза — с 1855 в 2011 году до 2700 в 2015‑м. Почти 60 процентов жалуются на ущемление своих прав потребителя, остальные заявления — на нарушения санитарного законодательства.

Каждое четвертое обращение стало основанием для проведения проверки или административного расследования. В девяти из десяти случаев факты нарушений прав потребителей подтвердились. Таким образом, в прошлом году областным управлением Роспотребнадзора было проведено около 1,6 тысячи контрольно-надзорных мероприятий. В ходе них выявлено 9 тысяч нарушений, возбуждено 2160 административных дел, приостановлена деятельность 53 объектов. К сожалению, не всегда вопрос ненадлежащего качества товара удается уладить мирным путем. Иногда амурчанам за отстаиванием своих прав приходится идти в суд, прибегая к помощи специалистов управления Роспотребнадзора. И в прошлом году инспекторами в целях защиты прав потребителей было дано 276 заключений в судах. По 238 делам требования граждан были удовлетворены. Общая сумма выигранных потребителями исков составила более 17,5 миллиона рублей. Присуждаемые суммы варьируются от 3—4 тысяч за некачественную обувь и до 500 тысяч рублей за неисполнение договора долевого участия в строительстве.

Ликбез для потребителей

Для потребителей сегодня создан специальный Государственный информационный ресурс: zpp.rospotrebnadzor.ru. На портале размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, находящиеся на обсуждении законопроекты. Каждый может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также здесь размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Обращения граждан в управлении Роспотребнадзора по Амурской области принимают круглосуточно по телефону

(84 162) 52‑56‑29.

С жалобами можно звонить также на горячую линию 20‑20‑20.

Возрастная категория материалов: 18+