Отбросив идею наделять детектива Сомерсета из «Семи» сверхъестественными способностями и избежав тем самым ниагарского водопада проклятий от поклонников оригинального фильма, новые правообладатели сценария все равно не угомонились. Такова жизнь: лучшие киноленты в истории, в центре которых находится охота за маньком, были сняты в 90-х годах прошлого столетия. Вместе с картиной Финчера на этом пьедестале пребывает «Молчание ягнят» Джонатана Демме. Безумный, но впечатляющий ход напрашивался сам собой: создатели «Экстрасенсов» взяли Ганнибала Лектера, отняли у него людоедские замашки и немигающий взгляд и отправили на поиски загадочного убийцы. Герой Хопкинса снова доктор, снова тяготеет к классической музыке и одиночеству, правда зовут его Джон Клэнси и он способен видеть немного больше, чем обычные люди. Эти самые обычные люди с соответствующими удостоверениями тут же, рядом, и уже сбились с ног в поисках серийного убийцы, мотивацию которого никак не могут взять в толк. Одного играет Джеффри Дин Морган, вторую — Эбби Корниш. И ее персонаж — пожалуй, одно из наиболее слабых мест этого фильма.
А где же Колин Фаррелл, спросит читатель. И тут мы вынуждены вновь указать на недостаток сценария, бесцельно мечущегося между «Семью» и «Молчанием ягнят». Герой ирландского актера в кадре появится нескоро, как это сделал Кевин Спейси в картине Финчера. Но в том случае его имя не печатали на рекламных постерах и даже исключили из начальных титров. Предупрежденный же о наличии еще одной голливудской звезды зритель быстро понимает, что для этого актера остается только одна незанятая ниша, а именно — сам душегуб. Впрочем, к моменту его явления неплохой, казалось, сценарий, уже и без того порядком лихорадит из-за довольно неуклюжей попытки поменять один жанр на другой. Зато первая половина «Экстрасенсов» смотрится на одном духу: помимо первого фильма о Хопкинсе-Лектере, создатели явно ориентировались на отмененный после трех сезонов сериал «Ганнибал». Благодаря этому в кадре постоянно мелькают беспорядочные и жуткие видения, а каждый из героев не просто занят поисками убийцы, но еще и тащит за собой невыносимый груз бед, ошибок и несчастий.
Бразильский режиссер Афонсо Пойарт, несмотря на явный недостаток опыта, справляется: детективная часть фильма на самом деле вселяет надежду на воскрешение жанра в большом кино. Экстрасенсорные способности Клэнси долгое время не являются доминирующими в расследовании, то есть мы имеем возможность наблюдать и за работой сыщиков и криминалистов. Хорошо прописанные диалоги (ха, тут герой Энтони Хопкинса даже рассказывает анекдот!), декорации опять же в духе «Ганнибала» и жестокость, которая сопровождает даже самого гуманного убийцу на свете, прибавляют ленте плюс за плюсом. Тревожные знаки начинают появляться ближе к середине. И хотя не скатиться полностью в размазывание мелодраматических переживаний по экрану Пойарт все-таки сумел, получился все равно перебор. Истинное название ленты, конечно, обязывает всех героев так или иначе найти свое утешение, но, честно говоря, мы предпочли бы еще с час-полтора поблуждать вместе с детективами по трущобам и общежитиям необразцового быта в поисках неуловимого, но все же оставляющего хитроумные зацепки маньяка.
Режиссер старается, команда тоже: в сюжете нашлось место и фокусам, к которым так часто прибегают вымышленные экстрасенсы (и никогда те, кто называет себя ими в действительности), и альтернативному развитию событий, и скелетам, обреченным так и сгинуть в своих шкафах. Джон Клэнси из Ганнибала Лектера постепенно превращается в Джона Смита из «Мертвой зоны» Стивена Кинга, если бы тот нашел в себе силы дожить до седин. Дар отягощает, а вместе с ним на героя давит и совершенный в прошлом поступок, который сам по себе способен расплющить в лепешку кого угодно. В конце концов, даже помощь правосудию, которому непросто свершиться, перестает служить достаточным оправданием. Нужно, проще говоря, не наказать, а спасти. И под этими ударами морального характера в пыль рассыпается детектив и в клочья разлетается триллер. Особенно, когда выясняется, что некоторых товарищей вообще невозможно ни поймать, ни наказать, ни хотя бы попробовать переубедить. На редкость нелепо проведенная полицейская операция в середине ленты становится только одной из первых ласточек грядущего провала.
Несмотря на жанровые содрогания, за «Экстрасенсами» любопытно наблюдать до самых титров, даже догадываясь, что никаких сюрпризов и путей для продолжения режиссер для нас и себя не припас. Оригинальное сочетание знакомых образов и хорошо себя зарекомендовавших приемов, авторский подход и, несомненно, сформированная интрига не позволяют аудитории отвлекаться. Тем, кто многое знает наперед, остается только посочувствовать, как и тем, кто вынужден находиться с ними рядом. К тому же Хопкинс и Фаррелл прекрасно знают, как создать почву для сопереживания. Не хочется вспоминать поговорку про безрыбье, но «Экстрасенсам» наверняка предстоит стать одним из любимых фильмов для определенной категории зрителя. Прочие не оставят от него камня на камне, потому что обманутые ожидания — это тоже немаловажно. Однако еще раз увидеть Хопкинса в маньячном триллере, а Фаррелла— в неоднозначном и неочевидном образе — само по себе великая ценность для любителя кино. Поэтому не посмотреть эту ленту было бы гораздо обиднее, чем обнаружить в ней очевидные недостатки.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии