Досмотреть «Хардкор» до конца не так просто, хоть и стоит того: сидящий перед экраном ощущает себя так, будто в процессе компьютерной игры лишился возможности управлять персонажем. Найшуллер, написавший сценарий и поставивший фильм, уверенно пользуется приемами, опробованными в популярных шутерах (жанр компьютерных игр — Прим. АП): и для того, чтобы зритель ассоциировал с главным героем самого себя, лишает его дара речи. Полуробот Генри, лица которого нельзя увидеть до самого финала, словно Гордон Фримен, философски взирает на происходящее, никоим образом его не комментируя даже в самые адские в своей дикости моменты. В ленте практически отсутствуют диалоги, зато полно коротких предсмертных реплик. Единственный, кому постановщик дает возможность хорошо разогреться в вербальном отношении, вплоть до песнопений — это персонаж Шарлто Копли. Южноафриканский актер, ставший известным благодаря подобному проекту «Район № 9», в «Хардкоре» вообще на высоте — в какой-то момент фильм превращается в его бенефис. Ко всему прочему, он отвечает и за традиционную для видеоигр возможность сохраниться и начать заново. Ну, то есть Копли здесь много.
Игры, которые сегодня в визуальном и сюжетном смыслах не просто наступают на пятки кинематографу, а даже кое в чем его обгоняют, не только диктуют Найшуллеру свои законы, но и позволяют творить полнейшее беззаконие. Безумнейшая история, в которой нашлось место и телекинезу, и армии киборгов, и полчищам одинаковых и безымянных врагов, в другом месте выглядела бы нелепо и вызывала множество вопросов. Однако жанр, которому наверняка светит развитие и более детальное осмысление, позволяет валять дурака, не вдаваясь в подробности. Съемками, к счастью, руководил не забитый в угол собственным шаблонным мышлением Сарик Андреасян. Поэтому мир, созданный в «Хардкоре» на основе современной России с полицейскими в желтых жилетах и ларьками в переходах, тем не менее абсолютно нереален. К тому же каждая спокойная минута, во время которой аудитория могла бы поразмыслить над происходящим, безжалостно и неотвратимо прерывается очередным побоищем. Ко второй половине ленты происходит вполне понятное перенасыщение сценами жестоких убийств, но у ее создателей всегда есть в запасе парочка занятных сюрпризов.
Одних только игрушек истинному постмодернисту недостаточно, так что «Хардкор» старательно цитирует голливудские фильмы — хорошие и не очень, подсовывает под пули и огнеметное пламя случайных прохожих, а когда приходит время ставить точку, делает это без лишних рассуждений, попутно пристукнув и без того не самую бодрую любовную линию. Основное противостояние оказывается не таким уж и основным. На самом деле главный босс, злюка и альбинос в исполнении Данилы Козловского (заметное российское кино без него более не обходится) так и не понял, убегает он или догоняет. Точно так же, как не поняла публика, за каким чертом харизматичному дядьке с супергеройскими способностями армия придурков, которые способны только размахивать руками и мычать. К тому же дорогостоящие супербойцы испытывают боль и погибают от того же самого, что обычные солдаты. Все это напрочь лишает действие истинной интриги, и игра с такими исходными данными получилась бы очень скучной. Тем не менее для первого захода на полянку «Хардкор» очень даже хорош. К примеру, фильм Doom с его коротеньким проходом от первого лица оказался не в пример хуже.
Найшуллер развлекается вовсю, раздавая крошечные роли не умеющим играть девицам, а также разнообразным героям светских хроник вроде Равшаны Курковой или Сергея Шнурова. Которые тоже играть не умеют, да от них этого никто и не требует. Двухмиллионный бюджет обеспечил картине далеко не самые выдающиеся спецэффекты, хотя постреляли и повзрывали на славу и без расчлененки тоже не обошлось. Как не обошлось и без удачной смены локаций, внутри которых персонаж Копли предстает каждый раз по-новому и необычайно веселит. Что там говорить, главному герою даже предоставляется возможность сразиться с танком и пострелять из пулемета, установленного в коляске мотоцикла, прибывшего из прошлого века. А вставка с лошадкой в поле и вовсе великолепна: отсмеявшись, зритель вполне может уверовать в молодого режиссера как в новую надежду нашего кинематографа. По крайней мере, в этом случае деньги Фонда кино потрачены не зря: как минимум пять собственных бюджетов «Хардкор» отобьет, и к тому же заокеанскому зрителю в очередной раз о нас напомнит. Не зря же львиную долю персонажей зовут на американский манер.
Впрочем, и тут постановщик позволяет себе плохо скрываемую шпильку, раздавая ненашенские имена по большей части одинаковым и не способным мыслить самостоятельно боевым единицам. Проще говоря, неодушевленным предметам. Главный герой, все же, кое-каким сознанием обладает, хоть и ходит на прикрученной искусственной ноге и время от времени проделывает со своим телом манипуляции, характерные для Терминатора. Тут ведь и для продолжения пространство имеется, глядишь, и у Генри появится голосовой механизм, позволяющий шутить и матерно ругаться, как это с удовольствием делают прочие персонажи. Главное — что «Хардкор» не оставляет ощущения разочарованности, как это постоянно случается с отечественными лентами, которые не про вчера, а про завтра и послезавтра. Наоборот, возникает осторожная мысль: а не отдать ли права на долгожданную экранизацию серии игр Half-Life тем предприимчивым ребятам, которые снимают авторские ролики про этот вымышленный мир? Или вот Илье Найшуллеру. А то потенциальная аудитория скоро состарится.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии