Юлия Климычева
Тур на родину Павлика Морозова
Сегодня много говорится о развитии внутреннего туризма, в том числе детского. Приближается лето, а вместе с ним и понимание, что детский туризм как таковой сегодня утрачен. «Почему детские группы остались в прошлом? — объяснял мне недавно представитель одного из турагентств. — Потому что группа детей от 12 человек должна сопровождаться двумя взрослыми, педагогами или родителями, и одним врачом. Причем медику мы должны не только путевку купить, но еще и работу оплатить. Естественно, все эти затраты ложатся на детскую путевку, и она получается слишком дорогой».
Дорого и небезопасно — два главных аргумента против развития детского туризма. Каждое лето приносит известия о том, что опрокидываются автобусы с детьми. Подростки травмируются или гибнут, делая селфи. Да и учителя сегодня в большинстве своем не хотят брать ответственность за школьников во время поездки, жалуются, что ребята неуправляемые и гиперактивные, и организовать их сложно. Но ведь когда-то все было совсем не так.
В фотоальбомах сегодняшних родителей немало фотографий школьных лет, сделанных во время турпоездок всем классом. В доперестроечные годы была традиция — в летние каникулы предвыпускной класс обязательно отправлялся в путешествие. В Москву — столицу нашей Родины, или в город-герой Ленинград, или даже в союзные республики — в Прибалтику или Среднюю Азию, если средства позволяли. Если класс, например, ударно потрудился на сельхозработах, совхоз выписывал школе премию, ее торжественно вручали классу — на компенсацию турпоездки. Так что иногда могли себе позволить.
Помню, наш класс в свои последние летние каникулы отправился в героический Волгоград. Мамаев курган и статуя «Родина-мать зовет», одна из высочайших в мире, легендарный дом Павлова и музей с военными артефактами запомнились надолго, я бы даже сказала, навсегда. А еще — прогулки на катере по Волге и знакомство с ровесниками из солнечного Узбекистана, бурный обмен адресами для переписки, которая, по-моему, так и не состоялась. А еще сбор абрикосов и черешни в чьем-то частном саду, по договоренности с хозяином — за умеренную плату. На наш вопрос с тонко продуманным подвохом — какое название города ему больше по душе, Волгоград или Сталинград, пожилой хозяин сада, помню, хитро взглянул на нас, вздохнул и изрек: «Царицын!»
Но это была не первая и даже не вторая наша поездка. В первый раз романтики путешествий мы вкусили, будучи четвероклассниками (напомню, тогда начальная школа ограничивалась тремя классами). Наш чрезмерно активный 4 «А» собрал больше всех металлолома, и нас как лучших пионеров премировали поездкой (пожалуйста, не смейтесь, время было такое!) на родину Павлика Морозова.
Отправились мы в деревню Герасимовка Тавдинского района Свердловской области. Детство мое прошло на Урале, в Пермской крае. Чтобы доехать до соседней области и попасть в конкретную деревню, надо было провести ночь в поезде и потом еще пару часов в автобусе.
В Герасимовке, уж не знаю, как и с кем договаривались, нас никто не ждал. Но все равно школяров-путешественников быстро разместили в спортзале местной школы — по всему залу расстелили маты, а на эти маты расселись, а то и разлеглись мы, жутко уставшие после полубессонной вагонной ночи и переездов. Да, а перед этим, поскольку обеда никто не обещал, мы завалили всей гурьбой в продуктовый магазин и скупили все кукурузные палочки. Тогда это был дефицит, но почему-то на родине Павлика Морозова данный продукт был представлен в изобилии. Лежим на матах и дружно хрустим кукурузными палочками из вощеных пакетов. Невиданное блаженство!
Как и полагалось, нам быстро организовали экскурсию по селу, где разворачивались события, умело препарированные и растиражированные идеологами. Потом мы сходили на лесную поляну, где трагически погибли Павлик и его младший брат. Гибель детей — всегда трагедия, какими бы причинами она ни прикрывалась и как бы ни трактовался поступок ребенка — как героизм или как предательство семейных интересов.
В магазине на родине Павлика Морозова обнаружился еще один редчайший дефицит — пионерские барабаны и горны. Наши педагоги во главе с пионервожатой посчитали наличность и поняли: не хватает. Тогда наша отчаянная вожатая рискнула попросить взаймы у местных учителей. И ей дали. Она клялась, что вышлет долг переводом, со слезами благодарила, что ей поверили. «Вы же с детьми работаете, как вам не поверить?» — улыбнулась в ответ директор местной школы. Уезжали, нагруженные пионерской атрибутикой. Естественно, забрали весь звонкий товар, который был и на витрине, и на складе. В итоге в нашей школе появился отряд барабанщиц.
Расширение кругозора, неформальное общение, школа жизни, которую не пройдешь по учебникам, интересные воспоминания — это все банальные слова, но они отражают суть того, что дали нам эти поездки. Жалко, что сегодняшние подростки лишены этой важной части детства. И как им любить свою страну, если они ее не видели и не знают?
Амурская правда
от 15.04.2016
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
мне повезло, в моей жизни был ПЕДАГОГ В. В. Белоглазов, так вот он не только преподавал студентам педагогику, а нам хореографию в ансамбле , но главное-учил нас жизни через вот такое общение, о котором Вы, Юлия Борисовна , пишете.Я не буду сейчас говорить про поездки- это тема отдельного разговора.Но сколько в нашей жизни было творческих встреч, концертов, бесед с интересными людьми.Ведь практически каждый из посетивших наш город , побывали у нас в ансамбле.Только с годами понимаешь, ведь это постоянный труд -воспитывать детей не нотациями, а личным примером и на примере других людей.Мне кажется, что если бы на пути вашего сына попался такой педагог, то он не побоялся бы везти мальчишек в дальнюю дорогу, оббивать пороги чиновников и брать на себя ответственность.Ведь иногда дело не только в средствах, но и элементарном желании педагогов дать детям чуть больше, чем самые обычные уроки за партой.
— tanita