• Фото: Архив АП
  • Фото: Дмитрий Тупиков

 «Фантастика до физики довела»

ЮРИЙ СЕРГИЕНКО,

 первый проректор БГПУ

 —  На мою жизнь прежде всего повлияла научная фантастика Александра Беляева — «Голова профессора Доуэля», «Звезда КЭЦ».  Я вырос в селе, и у одноклассника была очень хорошая библиотека. Думаю, что научная фантастика Беляева, Стругацких и привели меня к увлечению физикой и к тому, что я поступил в педуниверситет. Интересно то, что о чем писали эти фантасты, сбывается сегодня на наших глазах. Пусть до пересадки головы на другое тело ученые еще не дошли, но сердца уже пересаживают. Пользуемся мы средствами связи, которые еще несколько десятков лет казались чем-то нереальным. 

Очень люблю и прочитал всю литературу, которую смог достать, об освоении Дальнего Востока. Отметил особо бы произведения Николая Задорнова (отца популярного юмориста) «Амур-батюшка», «Первое открытие», «Война за океан».  Посоветовал бы прочитать молодым амурчанам именно эти книги. Во-первых, каждый должен знать историю родного края, во-вторых, там очень много дельных мыслей. Например,   познавательна история переселения на Дальний Восток. Власти оплачивали переселение, выдавали деньги для того, чтобы люди обосновались на новом месте, давали ссуду на приобретение сельхозтехники, и молодых людей не брали в армию (тогда служили очень долго). Поэтому удалось очень быстро заселить огромную территорию. Думаю, что этим опытом могли бы воспользоваться и нынешние руководители. 

«Детей нужно учить сострадать»

ЕКАТЕРИНА НАМАКОНОВА,

директор благовещенской гимназии № 25 

— С возрастом очень многие произведения понимаешь по-новому. Начнем с классики — романа «Отцы и дети» Тургенева. Главный герой, как мы знаем, Евгений Базаров, нигилист, отрицает все: любовь, дружбу, искусство. Ценит только естественные науки. Он уверен, что старое нужно уничтожить и очистить все для новой жизни. Впервые прочитала это произведение в школе, но тогда мне Тургенев совсем не понравился. Уже позже, учась в педуниверситете, ряд произведений я переосмыслила заново, в том числе и историю Базарова.  Я считаю, что нельзя отрицать все старое, а особенно искусство, и Тургенев доказывает, что на пустом месте новое не построишь. Сейчас я думаю, что «Отцы и дети» — одно из самых полезных произведений. 

В свое время я рыдала над страницами повести «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина. Считаю, что эту книгу необходимо прочитать всем — и подросткам, и взрослым. И не только для того, чтобы избежать ошибок, в том числе и политических, но и научиться состраданию.

«Мушкетеры научили читать»

ВЛАДИМИР ГОРШЕНИН,

заместитель директора Нижне-Бурейской ГЭС

— Самая главная книга, которая оставила след, — «Три мушкетера» Александра Дюма. Благодаря ей в шесть лет я научился читать. Начинала знакомить меня с приключениями мушкетеров мама. Приходила вечером с работы и, когда находилось свободное время, читала. Иногда, правда, засыпала, я ее тормошил — мне же интересно, что дальше будет. А потом я понял, что ждать милости от взрослых не стоит, и дочитывал о приключениях отважных мушкетеров уже сам. Вторая книга, которую мы параллельно читали, — «Генералиссимус Суворов». Хорошо помню, что в ней была 701 страница. Пора­зила сама биография этого прославленного военачальника, который не проиграл ни одного сражения. Помню, я очень сильно переживал, когда Суворов попадал в немилость, когда его несправедливо обижали. А детали штурмов, военных операций перечитывал по нескольку раз.

Повлияла на меня самая известная книга Анатолия Митяева «Школа будущих командиров» — история всех вооруженных сил мира. Тогда я понял, что в жизни у меня может быть только одна профессия — профессия военного. Эту мечту я осуществил — стал офицером, и уволился из армии только 1993 году, когда началась реформа вооруженных сил.

Еще одна книга-рекордсмен по перечитыванию — «Мастер и Маргарита». Булгаков попытался рассказать, что даже в самых страшных условиях можно нормально жить, творить. Нужно верить, что светлое будущее обязательно настанет.

«Папа подарил мне сказку на седьмой день рождения»

АЛЕКСЕЙ ВОСКОБОЙНИКОВ,

журналист ТК «Альфа-канал», финалист чемпионата России по чтению вслух «Открой рот»

— Если говорить о книгах, которые меня так или иначе изменили, то это, конечно же, книги, прочитанные в детстве. По моему глубокому убеждению, именно в период становления личности они влияют на человека как никогда сильно. Прежде всего вне конкурса идет сказка Евгения Воскобойникова «Два Деда Мороза». Потому что написана моим папой, подарена мне на седьмой день рождения и существует в единственном экземпляре (набрана на печатной машинке, самостоятельно проиллюстрирована и переплетена как настоящая книжка в твердой обложке). Тут и добавить нечего. Не могу не назвать Владислава Крапивина и его «Голубятню на желтой поляне». Я фанат этого автора: со всеми его мушкетерами, фрегатами, шпагами, барабанщиками и оруженосцами. Если кто‑то умеет писать о настоящей дружбе, так это Владислав Петрович. А «Голубятня», на мой взгляд, — самая сильная его вещь.

О том, что Хармс — это не только детский писатель и что это не только «44 веселых чижа», «Иван Топорышкин» и «Иван Иваныч Самовар», я узнал лишь в старших классах, когда его взрослые вещи стали публиковать в толстых журналах. За что люблю? За многослойность при видимой простоте. Во-первых, юмор — такой, как я люблю: парадоксальный, на грани абсурда, полубританский такой, монтипайтоновский. Во-вторых, за ширмой веселья нельзя не разглядеть горькое и точное описание той жуткой эпохи, в которую довелось жить писателю.

Возрастная категория материалов: 18+