С тех пор, как молодой итальянец Торнаторе получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, прошло 26 лет. Четверть века не потрачены впустую: достаточно вспомнить о «Малене» и «Легенде о пианисте», чтобы убедиться, что это так. В послужном списке Торнаторе есть даже фильм «Незнакомка», в котором вместе играют российская актриса Ксения Раппопорт и незабвенный «Коррадо Каттани» Микеле Плачидо. В новом проекте постановщик привычно задействует голливудских актеров — на этот раз главные роли получили Куриленко и Джереми Айронс, которого в этом году непривычно много на больших экранах. И если с Айронсом, успешно изображающим бодрящегося из последних сил ракового больного, все понятно, то с украинской актрисой Торнаторе затеял сомнительный эксперимент, который вполне ожидаемо провалился. Её достаточно престарелая для студентки героиня по имени Эми на досуге подрабатывает каскадером, хотя на самом деле — неким подсобным материалом для творческих нужд. Режиссер пытается сказать нам, что за всеми этими бах-бабах скрывается тонкая и ранимая натура, но каждый страдательный монолог актрисы становится истинным мучением для зрителя.
Обработав йодом царапины после очередного дубля, Эми бежит либо дописывать дипломную работу по теории струн, либо спать с женатым профессором Эдом, который на протяжении шести лет развлекается созданием из банального адюльтера увлекательного романа с письмами, цветочками и видеопосланиями. Трейлер и начальная часть сюжета вроде как обещают нам загадочную трагедию, замешанную на смелых научных теориях о параллельных вселенных и 11 двойниках, которые есть у каждого. Эд внезапно исчезает как осязаемый объект, но продолжает присылать цветики, видеозаписи, бумажные письма и SMS-сообщения. Встревоженная отсутствием физической близости девушка отправляется на поиски, но ей на каждом углу говорят, что профессор скончался от опухоли мозга (похожей на Крабовидную туманность), выражают соболезнования и машут перед лицом влюбленной Эми справками о кремировании. Перетерпев несколько сцен, в которых актриса Куриленко демонстрирует нечеловеческую скорбь при помощи ненатуральной бледности, уместных слез и лежания на асфальте, зритель готовится к детективу о путешествиях по параллельным мирам, но не тут-то было.
Торнаторе внезапно начинает демонстрировать аудитории сильно деформированный ремейк известной американской мелодрамы 2007 года «P.S. Я люблю тебя», основанной на не менее известной книге Сесилии Ахерн. Европейскому режиссеру, конечно, в рамках такого сюжета тесно, поэтому он старательно усиливает фланги самыми разными фигурами: влюбленные становятся любовниками, вынужденными врать всем вокруг, каждый из них отягощен прошлым до предела, да и сама идея с письмами умершего человека приобретает зловещий характер. Постепенно выясняется, что перед смертью профессор развил кипучую деятельность, достойную маньяка из киносериала «Пила» (и столь же мало похожую на правду). В итоге покойник не только оказывается в состоянии круглосуточно терзать убитую горем возлюбленную сообщениями и видеозаписями своих монологов, но и оставляет за собой право капризничать, дуться и бросать трубку. Собственно, именно на этом Торнаторе и построил вторую половину фильма: Эми всеми силами старается заслужить прощение человека, прах которого давно развеяли над подходящим для этого водоемом, а когда ей это удается, наступает всеобщее счастье и новая жизнь.
Все это, вне всякого сомнения, забавно, но слишком уж вторично и наигранно. Итальянец не изменяет себе, насыщая действие разнообразными метафорами, но сама история настолько скучна, что их не хочется замечать. Наконец, «Двое во вселенной» испытывают острейший дефицит юмора, пусть даже грустного в силу обстоятельств непреодолимой силы: возникает ощущение, что создатели фильма опасаются лишней шуткой раньше времени разрушить гипсовый панцирь, в который помещено сознание несчастной Эми. Чтобы совсем уж буквализировать замысел, Торнаторе действительно делает полный слепок тела Куриленко — но в соседней сцене он не менее натуралистично ее вешает и в потоке иносказаний и высказываний печально тонет вся задумка. Мертвый профессор, кстати сказать, проявляет себя и как талантливый психоаналитик, так что плачущего гадкого утенка ждет и примирение с близкими, и домик на острове, и прочие атрибуты превращения в прекрасного лебедя ближе к сорока. Но к этому моменту зрителю станет окончательно неинтересно: ему как будто рассказывают долгую, полную громоздких деталей историю из жизни незнакомых людей, конец которой слишком быстро становится предсказуемым.
И не скажешь, что Торнаторе даром тратил свое и чужое время: в сюжете «Двоих во вселенной» предостаточно, например, советов для начинающих романтиков и для того, чтобы ими воспользоваться, совсем не обязательно скоропостижно умирать. Однако убедить нас в том, что тягость бытия для главной героини в конце концов превратилась в легкость, режиссеру так и не удается: в этом есть и доля заслуги главной актрисы, которая слишком увлекается построением признаков глубокой депрессии на отдельно взятом лице. Может сложиться и так, что Ольга Куриленко получит за эту роль пару наград, побросает пистолеты и кожаные костюмы, перестанет касаться темы «вы были девушкой Бонда» в интервью, а там и за режиссуру возьмется. Всякое бывает: в конце концов, у каждого из нас действительно может оказаться больше десяти двойников, блуждающих по соседним реальностям. Глупо быть против этого: в конце концов, тут и в одной-то реальности преспокойно умещаются фильмы-двойники, отличающиеся друг от друга разве что бутафорскими париками и приклеенными усами. И «Двое во вселенной» в этом плане не самый ужасающий пример.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии