За бодрость главную ответственность несет режиссёр и соавтор сценария Брайан Сингер, вернувшийся к этой работе как раз два года назад. Безусловно талантливый постановщик связал свою жизнь с приключениями мутантов в обществе людей на рубеже XX и XXI веков, сразу после того, как свет увидели два его лучших фильма: «Подозрительные лица» и «Способный ученик». Собственно, с тех пор мы мало что видели срежиссированного Сингером, о чем хотелось бы вспоминать, однако хватки он не теряет и «Апокалипсисом» в очередной раз доказал, что даже не самую интересную историю можно преподать так, что зритель не заметит потери двух с половиной часов своей жизни. А она действительно такова: студия явно не желала ориентироваться исключительно на фанатов франшизы, попытавшись сделать кино, понятное для всех. Попытка засчитана, и тем забавнее, что во всех предыдущих перипетиях, сопровождавшихся неизбежной (за 16-то лет) сменой актеров, немудрено заблудиться и самому верному поклоннику. Совсем недавно раздолбай Дэдпул в одноименном фильме спрашивал у мутанта Колосса, к какому именно профессору Ксавьеру они едут — «к Стюарту или к МакЭвою»? Шутка весьма и весьма назревшая.
Новый костяк после «Дней минувшего будущего» никак не определится, создатели тасуют мутантов, словно карты в колоде, стараясь в каждой серии вступить в игру с полным набором козырей. При этом «Апокалипсис» все же назван так не только из-за прозвища главного антагониста: большинству разумных обитателей планеты действительно грозит вымирание, связанное к тому же с тотальной зачисткой территории под дивный новый мир. Самый первый на свете мутант Эн Саба Нур, побывавший когда-то в личине множества почитаемых человеками богов, со времен Древнего Египта почивал под обломками пирамиды, но вот проснулся и проявляет живой интерес к геополитической ситуации. По возможности расширив кругозор с помощью телевидения (а на дворе, напомним, 1980-е), Апокалипсис начинает набирать стажеров из числа мутантов-неудачников и готовится убить всех людей. Такое озлобление вполне объяснимо, ведь именно обычные граждане засыпали его стройматериалами, создав при этом такое общество, в котором не таким, как все, только ходи да оглядывайся. Стажеры зовутся, конечно, Голод, Мор, Смерть и Война, но это настолько притянуто за мутантские уши, что даже обсуждать не хочется. Всадники, ну.
Как и всегда бывает в комиксах, у хороших парней такой враг, что ему под силу планету на завтрак сожрать, однако для этого обязательно нужна какая-нибудь фигня. Вот и в «Апокалипсисе» праотец мутантов занимается неизвестно чем: то крылья Ангелу-Архангелу чинит, то убитого горем Магнето возит в Освенцим, чтобы он его весь разломал. Для того чтобы застращать человечество перед гибелью, он использует телепатию профессора Икс, а потом и вовсе решает переселиться в его немощное тело, дабы вести пропаганду среди мутантов, не слезая со стульчика. Достижение геббельсовской мечты требует времени, которого инициативной группе, состоящей наполовину из ветеранов, наполовину — из школьников, как раз хватает, чтобы надрать ископаемому божеству зад. По ходу этой нехитрой песни разворачивается личная трагедия Магнето, из шкафчика выпрыгивает Росомаха, чтобы ничего не сказать, но совершить десяток-другой кровавых убийств, а легендарному Стэну Ли достается очередное камео, на этот раз даже слишком обозначенное. Из этого угла высовывается Страйкер, из другого выпирает красная угроза, Мойре Мактагерт то стирают, то возвращают память. Аттракцион получается очень насыщенный, и на некоторых карусельках не грех и по десятому разу прокатиться.
Отдельного внимания заслуживает эпизод с мутантом по прозвищу Ртуть, который длится три минуты, а создавался три с половиной месяца. Точно так же, как и обозначение 1983 года треком группы Metallica, он напоминает нам, что в лице Сингера мы на долгое время потеряли очень чуткого и остроумного режиссера. А вот работа Дженнифер Лоуренс никакого внимания не достойна вообще: может быть, создатели фильма специально придумали сделать из Мистик этакую «голодно-игровую» Китнисс, только для мутантов, но прием не сработал. Толку от нее мало, нытья много, а все эти «я тоже синенький и тоже тебя люблю» вообще никуда не годятся. Рядом ходит еще одна девица с мудрыми фразочками, которая Феникс. Каждое ее появление в кадре забрасывает зрителя в какой-то «Дивергент», чему способствует и Скотт-Циклоп, который «лучи из глаз». Но мы же в школе, напоминает режиссер, и даже если школу раздолбали под самый фундамент, не составляет никакого труда отстроить здание заново. Это вообще характерно для мира Людей Икс: тот же Магнето (Майкл Фассбендер, да-да) к титрам забывает не только о том, что потерял всю семью, но и о совершенных убийствах по сути невинных людей, и о краткосрочной службе на негодяйской стороне: драка кончилась, и я — как новенький.
За счет того, что детали малолюбопытного конфликта являются значительными для дальнейшего развития франшизы, смотреть «Апокалипсис» интересно, в нем не более двух возможностей для зрительского зевания. Финальная драчка хоть и уступает по пафосу недавнему «Первому мстителю» номер три, снята вполне драматично, все перебегают линию фронта, прыгают, скачут, плюются огнем и чуть было не умирают. Обреченный с самого начала Эн Саба Нур вполне в духе книжек Стивена Кинга переносит сражение на ментальный уровень, но и там ему нет триумфа: Сингер ставит жирный крест на том воине, который в поле один. Довольно странно выглядят в фильме человеки, которые, казалось бы, доминирующая часть общества. Нам, конечно, показывают и сборище взволнованных американских генералов, и шаблонный до отвращения «звонок президента», но в общем и целом планктону слова не давали. «Люди Икс» продолжают уверенно гнуть свою линию, не пуская в свой мирок посторонних, и даже перспектива расставания с Хью Джекманом их не страшит: к бою готовы несколько десятков мутантов, а вообще, если верить «Церебро», их предостаточно, чтобы проект продолжал давать вполне выгодные всходы.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии