• Фото из архива сотрудников Тындинского ЛО МВД России на транспорте
  • Фото из архива сотрудников Тындинского ЛО МВД России на транспорте

Первые на сети железных дорог

Отдельная рота патрульно-постовой службы по сопровождению поездов в ЛОВД на станции Тында появилась в 1994 году. Тогда она стала первой на сети железных дорог страны, которая сопровождала поезда дальнего следования с оборотом из пункта формирования 10 суток. Боевое крещение полицейские получили, охраняя общественный порядок в скором поезде Тында – Москва. Это сейчас можно сесть на машину и доехать до Благовещенска или Нерюнгри, чтобы улететь в Москву, а в то время железнодорожный состав пользовался у жителей Дальнего Востока и Забайкалья небывалым спросом. Целыми семьями тындинцы отправлялись в отпуск в Москву или ехали на нем домой после отпускного сезона. 

Мы все помним, что лихие 90-е годы прошлого века были неспокойным временем. Процветала преступность, с экранов телевизоров не сходили новости о задержании каких-то авторитетов или совершении противоправных действий. Для кого-то провести 5-6 суток в поезде было целым испытанием, но сотрудники роты сопровождения поездов всегда готовы были прийти на помощь пассажирам и поездной бригаде.

— Первое время поезда Тында — Москва и Тында — Кисловодск мы сопровождали совместно с сотрудниками вневедомственной охраны, — рассказывает начальник отделения по работе с личным составом Тындинского ЛО на транспорте Вячеслав Тарасов, прошедший путь от рядового милиционера до командира роты. — Рота сопровождения поездов была и остается самым крупным подразделением нашего линейного отдела. Мы охраняли общественный порядок не только на поездах в границах территориальной подчиненности, но и сопровождали пассажирские составы до Москвы и Кисловодска. 

Поезд, связывающий столицу БАМа с Москвой, был под зорким наблюдением милиционеров долгое время — с 1993 по 2003 годы. Их служба финансировалась за счет министерства транспорта: ведомство решало вопросы от питания сотрудников роты до предоставления постельного белья и обмундирования. На такое важное направление всегда подбирались наиболее подготовленные сотрудники транспортной милиции. 

— Тогда не было сотовых телефонов и повсеместной связи, сотрудники уезжали на длительное время, а связывались с Тындой только на крупных станциях через коллег на местах, — продолжает Вячеслав Владимирович. — Представитель роты должен был не только уметь оформлять документы, самостоятельно принимать решения, но и обладать способностями психолога. Легче же предупредить преступление или возможное развитие противоправной ситуации, чем его ликвидировать или раскрывать. А ситуации бывали разные: кражи, шумные застолья, вымогательства и даже криминальные разборки. 

Охота на пассажира

На заре становления новой России защитникам порядка приходилось бороться с мошенниками, которых в народе прозвали картежниками и клофелинщиками. Пассажирами поезда Тында — Москва часто были золотодобытчики, лесозаготовители и строители. Они ехали на вахтовый участок или возвращались оттуда домой. Тогда банковских карточек не было, поэтому пассажиры всегда везли с собой крупную сумму денег. За такими велась настоящая охота. Полицейские вспоминают, что очень часто приходилось ловить тех, кто подсаживался в поезд, чтобы поиграть в карты и обобрать работягу до нитки. Клофелинщицы были еще изощреннее: они как тонкие психологи зараннее определяли жертву, заводили с ней знакомство, устраивали застолье, а в спиртное подсыпали усыпляющий препарат. После того как клофелин начинал действовать, дамы оставляли своих визави без денег.

— Несмотря на то что в то время процветал такой вид преступности, наш поезд картежники и клофелинщики старались обходить стороной, — рассказывает заместитель начальника Тындинского ЛО на транспорте Алексей Шаманский. – Состав Тында — Москва сопровождали опытные полицейские, которые еще до совершения преступления могли интуитивно определить, кто из пассажиров имеет противоправный умысел. За такую бдительность пассажиры начинали уважать и доверять полицейским. С нами можно было не бояться, что с бедой, произошедшей в пути, ты останешься один на один. 

Безопасность поезда Тында — Москва ценили не только тындинцы, но и звёздные пассажиры, которые ездили с концертами по городам и весям нашей большой страны. 

— Во время несения службы в поезде происходили удивительные встречи с участниками легендарной группы Scorpions, — вспоминает Вячеслав Тарасов. — Наш поезд выбирал народный артист России Геннадий Заволокин и его популярный в то время музыкальный проект «Играй, гармонь любимая!» Очень часто приходилось встречать кавээнщиков, которые играли в высшей лиге клуба. Когда заводили с такими пассажирами разговор, они признавались, что в нашем поезде спокойно и безопасно.

Школа профессионального мастерства

В судьбе роты сопровождения поездов происходили и удивительные случаи. Чаще всего подразделение состояло из молодых сотрудников, которые много времени проводили в пути. Но ведь надо еще успеть завязать с кем-то отношения и создавать семьи. Поэтому не удивительно, что стражи порядка строили отношения с проводницами поездов. В Тындинском ЛО на транспорте немало таких сотрудников, которые именно в поезде нашли свою судьбу и построили крепкие семьи. Но не только такими историями богата летопись роты. Многие из сотрудников этого подразделения и сейчас работают в отделе, возглавляя те или иные ответственные направления. Для многих сопровождение пассажирского поезда и поддержание в нем общественного порядка, раскрытие преступлений и правонарушений на колесах стало отличной школой профессионального мастерства. Командирами роты в разные годы были Иван Бездетный, Андрей Печеникин, Владимир Павленко, Вячеслав Тарасов, Александр Матвеев, Андрей Фурман. Второй год подразделение возглавляет капитан полиции Сергей Серов, который начинал службу обычным милиционером роты сопровождения поездов.

— Таких разносторонних знаний и умений практической работы, пожалуй, не дает ни один институт, — говорит оперуполномоченный уголовного розыска, а в прошлом сотрудник роты ППСП Алексей Ревякин. — В поезде может произойти все что угодно: от жестокого убийства до банальной кражи. Находясь в пути, обеспечивая безопасность пассажиров и поездной бригады, ты и психолог, и следователь, и эксперт-криминалист.

Сегодня рота сопровождает составы сообщением Тында — Москва, Тында — Кисловодск, Тында — Комсомольск-на-Амуре, Нерюнгри — Хабаровск, Нерюнгри — Новосибирск, правда, только в границах своего участка. С 29 ноября 1994 года и по сей день под оком стражей порядка находится фирменный поезд «Гилюй», связывающий Тынду со столицей Приамурья – Благовещенском. Его полицейские сопровождают от станции отправления до места назначения. Несмотря на развитие технологий, появление средств связи и оборудования, хлопот у роты сопровождения поездов хватает. С 2003 года под сопровождение был взят и пассажирский поезд Хабаровск — Нерюнгри. Сегодня можно с уверенностью сказать, что за довольно короткое время в этом некогда неспокойном составе полицейским удалось навести порядок. Нарядами сопровождения выявлены и пресечены десятки тысяч административных правонарушений, более тысячи преступлений. В адрес страж порядка поступают благодарности от пассажиров и поездных бригад со всей страны.

— В 2005 году сотрудники нашей роты вновь стали полностью сопровождать поезд Тында – Москва, – заключает Вячеслав Тарасов. — Этому событию радовались не только мы, но и поездная бригада и пассажиры. Когда на столичном вокзале наши земляки видели сотрудника Тындинского линейного отдела на транспорте, они говорили: «Как приятно видеть своего полицейского! Это значит, что мы уже почти дома, можно не переживать за порядок в поезде». Эти слова дорогого стоят, ради них хочется работать. 

На обороне чеченских мостов

16 лет назад милиционеры патрульно-постовой службы Тындинского ЛОВД — прапорщики милиции Сергей Рязанцев и Геннадий Куликов, сержант милиции Эдуард Канашин —находились в командировке в Чеченской Республике. В разгар контртеррористической операции на Северном Кавказе они охраняли и обороняли важный объект — железнодорожный мост через реку Аргун. Спустя год, в мае 2001 года, в пекло чеченской войны были отправлены четверо наших земляков — Ринат Низамов, Александр Сорокин, Андрей Солдатенко, Сергей Рязанцев. За время боевой командировки среди личного состава ЛОВД на станции Тында потерь не было.