— Люция Масходовна, что такое середина жизни с психологической точки зрения?
— Современный человек должен принять тот факт, что жизнь стала длиннее. И теперь серединой жизни мы считаем 45—50 лет. Именно в этом возрасте человеку необходимо сориентироваться в новых условиях. И часто ему нужна помощь.
— То есть кризис связан с новым этапом жизни?
— Именно. И нужно иметь в виду, что кризисы в течение жизни возникают самые разные. Есть профессиональные — когда человек, например, был хорошим исполнителем, а потом вдруг занял руководящую должность. Так вот, на первом этапе у него будет кризис адаптации к новому статусу, новым обязанностям.
У творческих людей бывают творческие кризисы. Тут механизм такой: эмоциональная энергия накапливается и сбрасывается в каком-то творческом процессе. Потом наступает усталость и некое эмоциональное выгорание, потому что человек слишком долго находился на подъеме. После спада снова наступает подъем. Творческие люди живут «в формате синусоиды». То есть кризис возникает всегда, когда заканчивается проект, который они вели. Смысл жизни уходит, потому что они были наполнены этим проектом и им нужно подготовиться к следующему этапу. А им очень сложно переносить период, когда они не востребованы, или когда период не наполнен особым смыслом. Для творческого человека самое страшное — что его творчество не является значимым. Кроме разве что художников, которыемогут и так рисовать, не для «зрителей». Но речь сейчас не об этом. А о том, что кризисы в течение жизни бывают самыми разными: профессиональными, семейными, личными, возрастными — и это нормально.
— А если говорить о возрастных кризисах, когда они возникают?
— Возрастных кризисов тоже несколько. Первый, достаточно серьезный, возникает, когда человек оканчивает какое-то учебное заведение, выбирает профессию. То есть начинается процесс перехода из одного статуса в другой: из статуса обучающегося человека — в статус человека, который выполняет некую конкретную работу. При этом ему необходимо адаптироваться в коллективе, показать себя с лучшей стороны и так далее. Идет проверка: справится человек или нет. И это, конечно же, кризис.
Еще есть кризис 30—35 лет. Хотя возраст тут может быть и разным, но в целом это момент, когда человек понимает, что те мечты, которые были в 20 лет, реальны уже не все. Какие-то из них невозможно осуществить — есть определенные ограничения. То есть он фактически впервые в жизни сталкивается с реальностью и ограничениями. И в этот момент наступает кризис адаптации. С одной стороны, он смиряется, а с другой — это не приносит ему удовлетворения. То есть он видит, что то, о чем он мечтал, и то, что реально можно сделать, не совсем совпадает, и это надо как-то пережить. Но и это еще не все. Впервые человек осознает, что получить легко и играючи то, о чем он мечтал, не получится. Хотя именно на это он в молодые годы и рассчитывал. Он начинает понимать, что от него требуются иные усилия, иные навыки или иные возможности. А дальше каждый человек делает выбор: кто-то начинает «пробивать стены», несмотря ни на что, и идти дальше. А кто-то начинает принимать жизнь такой, какая она есть. В любом случае выход из этого кризиса состоит в том, что юношеские мечты сменяются другими мечтами, ориентированными на другие стороны жизни. Но каждый выбирает свой путь выхода из этого кризиса.
— То есть правильно любое решение, которое человек примет в этот момент?
— Единого рецепта тут нет, каждый решает за себя. Если, например, девушка выбирает женскую, а не профессиональную карьеру, тогда она, соответственно, рано выходит замуж, рожает детей. И эти обстоятельства, конечно же, отражаются и на качестве ее обучения, и на качестве ее работы. Особенно если у нее нет поддерживающей структуры в виде родительской семьи, института бабушек и дедушек, который в России очень развит.
— Вы рассказали о кризисах молодых лет, и они понятны. Но почему возникают кризисы в зрелые годы? Ведь, кажется, что все проблемы решены, физическая форма и привлекательность еще на высоте…
— Что такое кризис середины жизни? Это ситуация, когда человек понимает (а обычно это бывает в районе 40 лет), что жизнь — она не такая долгая. И количество лет, которые он еще проживет, не бесконечно… С одной стороны, получается, что предыдущая жизнь была подготовкой к этому периоду. До 20 лет ты занимался обучением и изучением того, что ты можешь в этом мире делать, потом до 40 лет разными доступными способами проходил этот путь… То есть реально к 40—45 годам ты прожил только треть активной жизни. Потому что сейчас продолжительность активной жизни увеличилась на 20—30 лет по сравнению с тем, как это было в XX веке. И выходит, что середина жизни как бы растянута во времени. В итоге, с одной стороны, есть ощущение, что люди активно живут до 75, 80 и даже 90 лет и чувствуют себя прекрасно. А с другой, сохранилось старое представление, что после 50—55 лет, особенно у женщин, жизнь становится другой. Мужчины тоже ориентируются на то, что после 60—65 лет наступит старость. Потому что, когда тебе 40, ты воспринимаешь 60 и 65 как «древний» возраст. Кажется, что это вообще уже почти конец жизни. И все эти размышления и ощущения и незнания, как жить и ради чего жить, и приводят к кризису. Но в самом кризисе есть и положительный момент.
— Какой?
— Человек начинает понимать, что в кризис необходимо сделать качественный рывок. А вот в каком направлении он будет сделан, опять же зависит от самого человека.
— То есть, человек снова, как в юности, должен принять решение, в каком направлении ему дальше идти?
— Да! И здесь нужно учитывать несколько факторов. Если люди рано завели семью, то у них в этом возрасте — 40—45 лет — наступает период «опустевшего гнезда». Выросшие и отделившиеся дети начинают собственную взрослую жизнь, и родители, конечно, могут начинать терять смысл жизни. Это так называемый синдром менеджера, который привык быть в активном процессе, а его отправили на пенсию. И вдруг оказалось, что он не очень занят и, как вариант, никому не нужен. То же самое происходит с родителями, жизнь которых была выстроена вокруг детей, их воспитания, развития в ущерб другим сторонам отношений — например, отношений мужчины и женщины. Их базовая задача была родить и вырастить этих детей. Это, конечно, очень достойная задача. Но кроме этого не было других семейных целей. И вот задача решена, и мужа с женой ничто больше не связывает. Впервые в жизни они остались наедине друг с другом и осознали, что единой цели больше нет. И им стало страшно…
— В этом возрасте и по поводу работы бывает много переживаний…
— Да, именно в 40—45 лет человек начинает оценивать свои профессиональные результаты. Удовлетворяет ли его то, что он делает? Получает ли он только деньги или еще и дополнительные результаты, эмоциональные? Потому что в первой половине жизни человеку кажется, что все у него еще впереди. И он все радости жизни может сознательно откладывать во имя будущего. А тут появляется ощущение, что впереди не так много лет, как сначала казалось. И человек начинает переживать: его ли это сфера, все ли он сделал, что мог, что о нем думают как о профессионале, и так далее.
— Эти переживания как-то сказываются на состоянии человека?
— У человека постоянно снижен фон настроения. Он начинает обесценивать то, что у него было, начинает смотреть в будущее без перспективы. Он может начать ссориться с окружающими или со значимыми для него людьми и даже системами. Именно в этот момент люди меняют партнеров по браку, уходят с хороших должностей, принимают решение сделать что-то такое, что им кажется исключительно важным и срочным. Например, люди, хорошо работающие в команде, начинают мечтать о том, чтобы создать какой-то собственный проект, отдельный от других. Они живут с ощущением, что они что-то не успели, но еще могут успеть, если срочно начнут этим заниматься.
— А ведь на этом неспокойном эмоциональном фоне нужно решать остальные проблемы, которые в этот период жизни появляются… Что вы, как специалист, посоветуете людям, достигшим этого мятежного возраста?
— В кризисе середины жизни нужно увидеть позитивный момент. Нужно осознать, что кризис — это всегда качественный рывок. Да, безусловно, это зона дискомфорта. Но она свидетельствует о том, что ты переходишь на новый уровень своей жизни. И сама жизнь тебя подталкивает к тому, чтобы осознать, как прекрасно ты можешь прожить вторую половину жизни. И если правильно настроиться, она будет лучше и интереснее, чем первая!
Добавить комментарий
Комментарии