• Побывавшего весной в БГПУ министра образования РФ Дмитрия Ливанова удивили Институт Конфуция и музеи

— Вера Витальевна, оценка эффективности работы вуза — что это за показатель такой, чем он отличается от аккредитации?

— Есть процедура лицензирования, которая дает вузу право ведения образовательной деятельности. Есть процедура аккредитации, которая позволяет выдавать диплом государственного образца. До недавнего времени процедура  аккредитации проходила раз в пять лет, сегодня аккредитацию дают на 6 лет. Если вуз не проходит аккредитацию, он не имеет права выдавать диплом гособразца. А поскольку у него есть лицензионное право вести образовательную деятельность, он имеет право выдачи диплома установленного вузом образца. Что касается мониторинга эффективности, то он никоим образом  не связан с процедурой аккредитации. Мониторинг эффективности вузов  проводится совершенно по другим показателям.

— Чтобы работа вуза была признана эффективной, нужно выполнить больше половины из семи критериев. Что будет, если вуз наберет меньше?

— Такой вуз ставится на особый контроль Министерства образования.

— За три года, что проводится эта оценка, БГПУ в такой ситуации ни разу не был?

— Ни разу. В вузах, которые все же попали в такую ситуацию, Рособрнадзор проводит внеплановые проверки лицензионной деятельности. Ведомство оценивает буквально все — от работы сайта до содержания программ дисциплин. Словом, выясняется причина неэффективной работы. Затем министерство может принять решение о лишении вуза лицензии, а это прекращение его деятельности.

75,75 % преподавателей БГПУ имеют научные степени. «Сейчас в вузе как никогда высокое количество докторов и кандидатов наук. Надеюсь, к концу года процент будет еще выше», — говорит и.о. ректора педуниверситета Вера Щёкина

— Отчет почти по всем пунктам предоставляет сам вуз, неужели нет возможности где-то «улучшить» показатели?

— Это довольно строгий мониторинг, идет перекрестная проверка: учитывается соответствие предоставленных данных всем другим отчетам. Слукавить, славировать невозможно. Это как паутина — дернешь за одну веревочку, остальные потянутся. И если цифры разнятся, это вызывает массу вопросов и дополнительные проверки.

— Образовательная деятельность определяется по среднему баллу ЕГЭ поступивших абитуриентов. Судя по данным Минобра, все амурские вузы, кроме АГМА, с этим показателем не справились. Почему?

— Это проблема не только наших вузов. Это даже не вузов проблема, а региона. Более того, многие дальневосточные университеты не справляются с этим показателем. Абитуриенты с высокими баллами уезжают. Но если мы посмотрим на последние два года, то за это время у нас увеличилось количество детей, которые поступают с более высокими баллами ЕГЭ. У нас предусмотрена особая стипендия для 200-балльников — абитуриентов, которые по результатам трех ЕГЭ имеют 200 и больше баллов. Но все же средний балл ЕГЭ, по которому определяется образовательная деятельность, — это показатель, который не зависит от нашей работы.

— Международная деятельность — это критерий, в котором вы впереди всех амурских вузов. Как вам это удалось?

— При оценке этого показателя учитывается не только число обучающихся иностранных студентов, но и различные языковые подготовки. Высокую оценку международной деятельности мы получили прежде всего благодаря Институту Конфуция, который работает на базе нашего университета. Здесь российских студентов и слушателей обучают китайскому языку, знакомят с культурой Китая.

По итогам мониторинга министр образования и науки Дмитрий Ливанов отметил наш вуз на одном из совещаний в Москве. Показатель БГПУ — самый высокий среди вузов России.

— Показатель финансово-экономической деятельности у вас тоже довольно высокий. Легко ли соответствовать требованиям?

— Пока с привлечением денег из различных источников мы справляемся, хотя этот показатель сложно выполнять. В стране кризис, и в отдельно взятом университете не может быть некризис. Конечно, у нас есть подушевое финансирование из федерального бюджета, выигрываем гранты, но многое зависит и от того, как мы зарабатываем сами. Это и обучение иностранных студентов, и дополнительное образование детей и взрослых. Над вторым, к слову, мы сейчас очень серьезно работаем: разрабатываем новые программы, которые смогут привлечь к нам слушателей, особенно с учетом того, что с 1 января 2017 года будут внедряться профессиональные стандарты. Люди будут идти на переподготовку или повышение квалификации. Мы готовы предоставлять такие услуги. Мы готовы предоставлять нашим студентам и параллельное высшее образование.

— 80 процентов выпускников БГПУ в течение первого года находят работу. Вы отслеживаете, как трудоустраиваются ваши ребята?

— Обязательно, каждый год в Министерство образования мы подаем сведения по трудоустройству всех выпускников — и педагогических и непедагогических специальностей.  

Но цифру по трудоустройству даем не мы. Этот процент Минобр вычисляет сам на основе данных налоговой инспекции, Пенсионного фонда, службы занятости и так далее. По нашим данным, порядка 60% наших выпускников идут работать по специальности. Из оставшихся примерно половина идет в армию, а девочки выполняют политику государства — идут в отпуск по уходу за ребенком. Часть выпускников продолжает обучение в магистратуре. Поэтому нетрудоустроенных у нас очень маленький процент, из всего выпуска в прошлом году, по-моему, всего 18 человек.

Наших выпускников с удовольствием берут на работу. Они имеют одно очень хорошее качество, которое любит работодатель, — они умеют учиться, а если человек умеет учиться, его можно научить всему.

Педагогический университет в классическом представлении сегодня на Дальнем Востоке остался один — это мы. Поэтому к нам обращаются из Приморья, Хабаровского края, Якутии и других регионов за учителями. Ближайшие к нам соседи — Еврейская автономная область — приезжают на все ярмарки вакансий, присылают массу писем, приезжают к нам на распределения, чтобы забрать наших учителей.

ОТ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДО РОБОТОТЕХНИКИ

На научно-исследовательскую деятельность БГПУ в прошлом году привлек 60 тысяч рублей в расчете на одного преподавателя. Этот показатель эффективной работы университет успешно выполнил. Сейчас в вузе реализуются несколько научных проектов.

Мониторинг окружающей среды космодрома

Уже несколько лет в БГПУ работает научно-образовательный центр геохимического и ландшафтно-биоценотического мониторинга космодрома Восточный. Наблюдением за окружающей средой в зоне космодрома преподаватели и студенты вуза занимаются вместе с учеными Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук. «В этом направлении мы работаем уже много лет. Мы закладывали основу для дальнейшего мониторинга состояния окружающей среды: еще до строительства объекта проводили исследования состояния почвы, воды, воздуха, растительного и животного мира. Эти показатели взяли за эталон, чтобы потом с ними сравнивать образцы, взятые уже во время эксплуатации космодрома», — рассказывает Вера Щёкина.

Русский для иностранцев

«У нас есть много работ, связанных с продвижением культуры русского языка. Например, мы работаем с иностранными студентами и трудовыми мигрантами. Иностранцев, прибывающих в нашу страну на работу, нужно социально адаптировать, следовательно, они должны учить русский язык, культуру, традиции. В этом плане мы выигрываем много грантов фонда «Русский мир», — продолжает Вера Витальевна. С 2003 года преподаватели БГПУ занимаются организацией и проведением лингводидактического тестирования. Вуз включен в список организаций, осуществляющих государственное тестирование иностранных граждан по русскому языку.

Открытия в робототехнике

В лаборатории информационных технологий преподаватели и студенты делают открытия в области робототехники. В 2003 году они начали работу над антропоморфным роботом Искандерусом. С его помощью студенты и их научные руководители работают над синтезом и распознаванием речи, распознаванием образов и лиц, создают искусственный интеллект и нейронные сети.

«У нас есть свои звезды, которые выходят не только на российский уровень, но даже на международный. Не буду пока говорить, если все сложится так, как мы хотим, нам к осени будет что рассказать. Возможно, большое научное открытие в области робототехники останется за нашим университетом», — говорит Вера Витальевна.   

Литературное и историческое краеведение

БГПУ ведет научные исследования краеведческой направленности, работает с заповедниками и заказниками Амурской области и Дальнего Востока по изучению видового состава растений и животных.

Более 50 лет здесь развивается археология. Из стен вуза вышли известные на всю страну ученые, один из которых — академик РАН Анатолий Деревянко. Историки не только исследуют древние цивилизации, но являются и членами поисковых экспедиций, разыскивающих останки погибших советских солдат.

Литераторы восстанавливают историю культуры, литературы, периодики Приамурья конца XIX — начала ХХ веков. Результатом работы, которая велась много лет, стала «Энциклопедия литературной жизни Приамурья от истоков до современности».

В БГПУ НАПЛЫВ ЗАОЧНИКОВ

— Вера, Витальевна, началась работа приемных комиссий, какой конкурс на место ждете в этом году?

— Сложно сказать. Известно только одно — в этом году выпускников школ мало. В ту демографическую яму, в которую в 1990-х годах сначала попали садики, потом школы, мы попали только сейчас, поэтому в ближайшее время ждать увеличения абитуриентов не стоит.

В этом году у нас много желающих поступить на отделение заочного обучения. Наплыв пошел с первого дня работы приемной комиссии. По сравнению с прошлым годом число поступающих больше на 60%. В основном это люди, которые имеют среднее образование и работают в школе, но в силу разных причин не имеют высшего педагогического образования.

— Какие новые специальности вуз предлагает абитуриентам в этом году?

— У нас две новые специальности, на которые нам выделили бюджетные места. Первая — это адаптивная физическая культура на факультете физической культуры и спорта. Сегодня работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья в стране уделяется большое внимание. На это направление нам дали 10 бюджетных мест. Насколько оно будет востребовано, не знаю, все зависит от того, насколько люди в 17—18 лет готовы работать с детьми-инвалидами.

На естественно-географическом факультете мы открыли направление «Экология и природопользование». Вот это направление, думаю, будет пользоваться спросом, потому что в области строятся заводы, космодром, новая ГЭС. Без штатного эколога они вряд ли смогут обойтись. Здесь будет 23 бюджетных места.

Возрастная категория материалов: 18+