«Прыгнуть в пасть врагу»
— Александр Владимирович, добрый день! Мы привыкли к тому, что ДОСААФ готовит технических специалистов для армии и народного хозяйства. Почему возникла потребность в десантниках?
— Стрелки-парашютисты — это действительно новая специальность. Она введена с нынешнего года. План по ним пока маленький, всего 18 человек, и мы его уже выполнили. Я думаю, назрела необходимость в повышении профессионализма Российской армии, тем более когда дело касается воздушно-десантных войск. Я служил в Афганистане танкистом, но видел работу десантников. Они блестяще выполняли самые сложные задачи, у них блестящий боевой дух. К этим ребятам наиболее высокие требования.
ВДВ — не просто красивый берет, тельник и 2 августа. Моральные и физические нагрузки очень тяжелые. Вся суть воздушно-десантных войск в том, чтобы действовать в тылу врага, в окружении противника, без поддержки своих. Как говорил основатель ВДВ Василий Маргелов: «Работа десантника — прыгнуть в пасть врагу и разорвать ее изнутри». Звучит грубовато, но точно.
— Но ведь ДОСААФ и раньше готовил парашютистов из числа старшеклассников…
— Особенность программы обучения стрелков-парашютистов для ВДВ — в более полном усвоении материала. Старшеклассникам из числа обычных парашютистов купола укладывают опытные инструкторы, они делают один прыжок, и на этом подготовка заканчивается. Военнослужащим ВДВ никто парашюты не укладывает, поэтому у нас стрелки-парашютисты тоже все делают сами. Помимо этого, курс общевойсковой подготовки в виде огневых, тактических, инженерных занятий. Сюда же можно отнести защиту от оружия массового поражения и физические тренировки.
2800
рублей — стоимость коммерческого парашютного прыжка. Из них только 500 рублей — на теоретическую подготовку. Остальное идет на топливо, амортизацию самолета и прочие нужды
По договоренности с начальником ДВОКУ к занятиям привлекаются профессиональные преподаватели военного училища и его учебно-материальная база. Стрельба или метание гранат под руководством профессионалов дают совершенно иное качество, чем можно добиться в стенах ДОСААФ. Можно сказать, они прошли курс молодого бойца и для них он был не просто трудным, но и максимально интересным. Естественно, желание служить в ВДВ у них только укрепилось. Мы отслеживаем их судьбу вплоть до направления в войска.
— Много желающих стать стрелком-парашютистом?
— Вопрос, скорее, к работникам призывной комиссии, именно там идет отбор кандидатов, но, по моим данным, много. Другое дело, что не все подходят по здоровью. Можно быть красивым, крепким, готовым к прыжку с парашютом, но здесь этого мало. Необходима еще и выносливость, ведь после приземления десантнику надо воевать. Все это требует безупречного состояния организма, но, к сожалению, сейчас таких ребят не много.
Стабильность вопреки условиям
— Александр Владимирович, экономические неприятности повлияли на процесс работы ДОСААФ России?
— Скрывать не буду — работать стало труднее. Однако нужно отдать должное нашим преподавателям и руководителям — срывов учебной программы не было. По плану в нынешнем году нам необходимо подготовить 237 армейских специалистов, 220 уже получили соответствующую квалификацию. Мы говорим о водителях категории «С» для воинских частей, а также военных автокрановщиках, причем данная специальность достаточно редкая. Кроме Амурской области, их на Дальнем Востоке больше нигде не готовят. Кроме того, наша образцовая школа в городе Свободном готовит механиков-водителей МТЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный).
Могу отметить, что в нынешнем году Амурский филиал ДОСААФ России пережил несколько комплексных проверок. У нас работала центральная контрольно-ревизионная комиссия. Итоговая оценка — «хорошо». Нас проверяла межведомственная правительственная комиссия, в которой были представители Минобразования, Минспорта, других заинтересованных ведомств. Результаты тоже высокие.
Что касается массовых технических профессий, предназначенных для мирной жизни, то наша автошкола готовит водителей практически всех категорий. И нагрузка, которая ложится на Амурский региональный филиал, несоизмерима с другими территориями Дальнего Востока. Население Амурской области в два с лишним раза меньше, чем в Приморье, а гражданских водителей мы должны подготовить в полтора раза больше.
— Данный факт может говорить о повышенном доверии к амурскому региональному отделению?
— Я думаю, дело в стабильности вопреки непростым условиям. Для подготовки водителей необходимы автомобили, своевременные поставки топлива, автодромы должны соответствовать современным требованиям. Мы обязаны оперативно реагировать на все изменения в законодательстве, что выливается в значительные финансовые затраты. Однако прикладываем все силы, чтобы пережить непростые времена с наименьшими потерями.
Плюс ко всему мы участвуем в общественной жизни Амурской области, у нас 23 военно-патриотических клуба, готовимся влиться в возрождаемое юнармейское движение. При этом остаемся общественной организацией и в бюджетном финансировании серьезно ограниченны.
С ДОСААФ никто не снимал обязанности по поддержке прикладных, спортивно-технических видов спорта. Я имею в виду автоспорт, мотоспорт. Те же картинги, запчасти, переезды к месту соревнований требуют денег. Конечно, значительная часть нагрузки ложится на спортивные федерации, но тем не менее... В наших планах участие в международных соревнованиях по мотоспорту, которые пройдут на «Золотой миле» в Благовещенске. Без всего этого будет потерян сам смысл существования старейшей военно-патриотической организации страны.
«У нас не было ни одного отказа от прыжка»
— Александр Владимирович, невозможно обойти работу амурского аэроклуба. Как он себя чувствует?
— Наш аэроклуб остается весомым звеном в системе ДОСААФ России. Мы традиционно осуществляем парашютные прыжки с молодежью. Благодаря аэроклубу проводим показательные выступления в День Победы, готовимся прыгать в рамках сдачи норм ГТО, которые запланированы на 12 августа. У нас четыре летающих самолета Ан-2 и один Як-52. Все необходимо содержать в постоянной готовности, что очень накладно.
Есть ребята, которые трясутся, волнуются, но из самолета выходят все. В глазах после приземления читается: «Я это сделал!»
Конечно, есть определенные коммерческие источники доходов. Как пример — выброска парашютистов-спортсменов, которые оплачивают каждый прыжок. Также выполняем заказы по обработке сельскохозяйственных посевов с воздуха. Однако этого недостаточно. Приходится постоянно метаться, выкраивая средства по копейке.
Без авиационной составляющей мы тоже обойтись не можем. Инженерно-технический, летный состав — штучный товар. Поэтому аэроклуб для нас — это нормальная, стабильная, рабочая головная боль. Тем не менее летаем, поддерживаем, бросаем парашютистов, опыляем поля и так далее.
— Можно перевести его полностью на коммерческие рельсы? Иностранных туристов катать?
— Ни в коем случае. Я считаю, обучение молодежи надо поддерживать во что бы то ни стало. Исходя из субсидий регионального минобразования, у нас есть план начальной летной подготовки. 18—20 курсантов авиаклуба «Форсаж» ежегодно получают навыки пилотирования. Кроме того, до недавнего времени готовили 250 юных парашютистов. Как я уже говорил, это старшеклассники, для которых занятия бесплатны. К сожалению, экономические условия вынуждают нас сокращать число обучающихся. Однако разговора о полном сворачивании деятельности не идет.
Прыжок с парашютом можно назвать простым словом — мужество. 15—16-летнему мальчишке или девчонке гораздо сложнее сделать этот шаг, чем взрослому. Их надо готовить морально, им надо привить уверенность в надежности парашютной системы, каждого надо настроить на добровольное принятие решения. У нас не было ни одного отказа от прыжка. Есть ребята, которые трясутся, волнуются, но из самолета выходят все.
Надо видеть эти глаза после приземления. В них читается: «Я это сделал!» Такого мальчишку или девчонку с полной уверенностью можно считать будущими защитниками Отечества. Они уже преодолели себя и готовы ко многому. Одними строевыми песнями и воззваниями защитника Родины не воспитаешь. Нужна еще и реальная боевая ситуация, а прыжок с парашютом — это настоящий риск.
Массовые технические профессии, которым обучает ДОСААФ
Амурская область
— население — 805 тысяч человек
— план подготовки водителей — 5 511 человек
Хабаровский край
— население — 1,2 млн человек
— план подготовки водителей — 2 977 человек
Приморский край
— население — 1,8 млн человек
— план подготовки водителей — 3 469 человек
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии