Фальсификат — дешевле
Как пишут «Известия», в ее основу может лечь база Россельхознадзора. С помощью госреестра и смартфона можно будет узнать, какая компания и из чего произвела молоко, вообще молоко ли это, и даже чем питалась корова, которая дала парной напиток. В базе можно будет увидеть всю цепочку производства продукции, а также посмотреть, какие фирмы уже были оштрафованы за контрафакт. Накормить страну качественной едой — такую задачу поставило российское правительство. На рынке еды в июле вступил в силу анти-ГМО-закон и начала действовать стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года. Как изменится то, чем нас кормят и отразятся ли пищевые нововведения на ценах, выясняла «Деловая среда».
План новой пищевой стратегии будет готов к сентябрю, но реализация его отдельных пунктов началась уже сегодня. В первую очередь правительство отработает проект нормативных актов, которые предусматривают расширение требований к качеству и безопасности пищевой продукции в техрегламентах и других документах. Основное внимание будет уделено использованию производителями различных ингредиентов, пищевых добавок и других компонентов, а также их дозировке при производстве продуктов питания.
— В советские времена, как и многие мамы, я часто дома делала творожок ребенку. А попробуйте сегодня из магазинного молока сделать творожок внуку? Я сколько ни пыталась, ничего не вышло, — поделилась опытом главный врач областного центра медицинской профилактики Наталья Фатьянова. — Это говорит о качестве продукта.
Сода, мел, борная кислота и даже гипс — такие ингредиенты, по данным Россельхознадзора, обнаруживают эксперты в продукции недобросовестных российских производителей молока. Новая стратегия, где государство ужесточает контроль за фальсифицированной продукцией, выгодна не только потребителям, но и добросовестным производителям.
— Фальсифицированная продукция, как правило, стоит дешевле. И добросовестные производители находятся в невыгодных условиях. Это нечестная конкуренция, и она вредит всем, — пояснили на Благовещенском хладокомбинате, где производят порядка 60 наименований молока и кисломолочных продуктов и еще 20 видов мороженого.
Для большого производства, в частности такого, как Хладокомбинат, понятие качество – это сложная система и ежедневная работа. Ведь для производства предприятие на 95 процентов использует молоко из личных подсобных и небольших фермерских хозяйств 9 районов области.
«Контролируем всю цепочку»
Можно ли быть на 100 процентов уверенным в порядочности почти 5 тысяч ЛПХ? Вдруг какая-то сельчанка ради выгоды разбавит молоко водой (это еще в лучшем случае) и некачественный продукт вольется в общую молочную реку?
— Борьба за качество продукта начинается как раз с момента сбора молока, — рассказала начальник отдела маркетинга предприятия Наталья Казимирова. — В пяти районах Приамурья у нас работают стационарные пункты приема и хранения молока, где есть лаборатории. Остальное молоко собирается молоковозами — там тоже есть оборудование, позволяющее взять экспресс-анализ в любом дворе. Это оборудование позволяет проверить кислотность, то есть свежесть молока, а также жирность и наличие воды. По другим параметрам каждая партия из конкретного села в лаборатории предприятия проверяется отдельно. Если что-то лаборанта настораживает — мы ищем причину. Наши специалисты регулярно выезжают в хозяйства и замеряют качество молока непосредственно во время дойки. Кроме того, Хладокомбинат постоянно проводит обучающую работу с фермерами — по гигиене и кормлению, чтобы в итоге собирать молоко только высшего сорта.
Стратегия предусматривает создание государственного реестра продуктов в РФ. С помощью единой информационной системы любой гражданин сможет посмотреть, где, из чего, с какими добавками был сделан тот или иной продукт.
В последние месяцы, по словам амурских молочников, продуктовый мониторинг в России усилился и на фальсификатах попадаются даже крупные предприятия, десятилетиями успешно работающие на рынке. К примеру, в Перми Роспотребнадзор изъял партию сгущенного молока известной торговой марки «Тяжин», где обнаружили фальсификацию растительных жиров. А тот же Хладокомбинат использует сгущенку для производства пломбира. «Чтобы защитить себя от недобросовестности поставщиков, мы каждую партию по сгущенке и сливочному маслу отправляем на анализ. Не проверять нельзя, — заверили на предприятии. — Ведь в конечном итоге за качество пломбира, в котором не должно присутствовать ничего растительного, будем отвечать мы. Если нас подведут поставщики, накажут нас и пострадает наша репутация».
Качество против цены
«Пришло время не только количественными показателями заниматься, но и качественными», — высказал АП свою точку зрения по поводу пищевой стратегии качества генеральный директор «Амурского бройлера» Олег Турков. Коллектив флагмана амурского птицепрома все пищевые нововведения реализовывать готов. Но в руководстве предприятия заметили: главное, чтобы все было в разумных пределах, с понятными сроками и не мешало производству.
— Многие стратегию повышения качества пищевой продукции понимают очень узко: чтобы на упаковке все было написано подробно и для потребителя понятно. Но в большей мере стратегия направлена на то, чтобы все, из чего мы производим продукты питания, максимально производилось в Российской Федерации, — подчеркивает Олег Турков. — Не только мясо и молоко, но в том числе и упаковка, специи, корма для животных и птицы — все должно быть максимально произведено в России. Хотя информация на упаковке тоже имеет большое значение. Каждый потребитель вправе получить о любом продукте, который попадает к нему на стол, больше важной для него информации, в частности содержание холестерина, соли, сахара — это ключевые моменты для здоровья каждого человека. Поэтому стратегия — это важное направление государственной политики. Ведь речь по большому счету идет о здоровье нации.
Контроль за качеством — это здорово. Но потребителей не меньше интересует состояние своего кошелька. На каком-то этапе небольшого удорожания продуктов питания повышение цен, возможно, и произойдет, соглашается Олег Александрович и приводит свои доводы:
— Сегодня многие озадачены тем, в какой бы в магазин пойти, чтобы купить там все дешево и вкусно. Покупая колбасу или котлеты, мы хотим, чтобы там было одно мясо, но цена при этом не кусалась. Поверьте, качественный продукт не может быть дешевым! Это, что называется, издержки производства. Меня удивляет, когда в магазине продается тушенка дешевле, чем корм для собак. Спрашивается, из какого «мяса» она сделана?! Люди могут задать себе вопрос? Если килограмм свинины стоит 300 – 400 рублей, как может продукт из этого мяса стоить дешевле? Мы тоже выпускаем колбасы. И если колбаса состоит только из отборных частей курицы (грудка, бедро), она по определению не может стоить дешевле этих продуктов. Люди должны это понимать.
Качественный продукт не может быть дешевым! Меня удивляет, когда в магазине продается тушенка дешевле, чем корм для собак.
В стратегии заинтересованы и представители торговли.
— Предприниматели, работающие в торговле, по большому счету заложники производителей: они вынуждены верить тому, что написано. К примеру, написано «сыр» — значит сыр. А на самом деле это может быть и сырный продукт, — говорит руководитель бизнес-центра Свободного Лариса Грущинская. — Бизнесменам некогда копаться в законах, а держать в штате юристов нет возможности. Мы уже запланировали на ближайшее время созвать расширенный Совет предпринимателей города, на который приглашаем специалистов территориального управления Роспотребнадзора в городе Свободном. В администрации меня поддержали — нужен серьезный обстоятельный разговор. Поэтому бизнес-центр и берет эту обязанность на себя — будем разбирать стратегию на "атомы". Потому что документ на самом деле нужный и своевременный. Еще и в том смысле, что государство не отступает от принципа — поддержки местного производителя.
Длинный текст на упаковке производителей не вдохновляет
Одобряя в целом стратегию, в то же время производственники озадачены тем, что их обяжут расширить перечень информации на упаковке. По их мнению, сегодня упаковка и без того перенасыщена настолько, что приходится писать все мелким текстом. «Если будет еще дополнительная информация, и к тому же более крупным шрифтом, то представляете, какая должна быть этикетка и упаковка, чтобы люди все прочитали?! — комментирует руководитель «Амурского бройлера» Олег Турков. — Мы заинтересованы в том, чтобы как можно меньше раскраски и надписей было на упаковке. Чтобы потребитель мог хорошо со всех сторон рассмотреть продукт — видел, что мясо курицы не залежалое, оно красиво выглядит. Именно поэтому многие производители стараются максимально не закрывать свою продукцию. Идея нормальная, вопрос только в том, как это все реализовать».
Приамурье не выращивает ГМО-монстров
С 4 июля в нашей стране вступил в силу анти-ГМО-закон, который запрещает ввозить и засевать импортные семена, созданные путем генной инженерии. Также нельзя выращивать ГМО-растения, выведенные отечественными учеными. Что касается готовых продуктов или ингредиентов с «чужими» генами, то их ввоз из-за границы пока не запрещен. Но правительству дано право ограничить такой импорт, если выяснится, что ГМО-продукция причиняет вред здоровью людей и окружающей среде. В западных регионах России закон против ГМО наделал много шуму. А у амурских сельхозпроизводителей ни особого интереса, ни озабоченности по этой теме мы не увидели.
— Для Амурской области эта тема неактуальна, хотя нас и называют соевым раем. За рубежом сегодня порядка 80 процентов выращиваемой фермерами сои — трансгенная, а мы в этом плане регион уникальный, — говорит заместитель генерального директора тамбовской агрофирмы «Партизан» Геннадий Зражевский. — У нас в области до сих пор еще выращиваются сорта сои, полученные путем традиционной селекции. В этом ее большая ценность. Соя, точнее соевая мука, используется при производстве множества продуктов — кондитерских изделий, мясомолочных, рыбных. Конечно, перерабатывающие предприятия имеют право выбора. И оно чаще не в пользу культуры, выращенной традиционным способом. Мука из генетически модифицированной сои на порядок дешевле. Значит, производителю выгоднее закупать трансгенную сою, что и происходило в европейской части России до вступления в силу анти-ГМО-закона.
Свои поля, свинарники, фермы и цеха по производству сельскохозяйственной продукции опытный хозяйственник называет «чистая зона». И гордится не только тем, что никогда не использовали трансгенные семена, но и тем, что во всех продуктах, которые производит агрофирма, будь то йогурты, мясные полуфабрикаты или кондитерские изделия, — везде добавляют ингредиенты только из натурального сырья. «Спрос на экологически чистую продукцию возрастает во всем мире. Россия могла бы стать важнейшим поставщиком такой продукции на мировой рынок, и у Амурской области есть козырь», — уверен Геннадий Зражевский.
Добавить комментарий
Комментарии