Ксения Арефьева
Влюбленные в СССР
В России выросло поколение, ностальгирующее по СССР, несмотря на то, что не успело вдохнуть ни глотка той жизни. По данным ВЦИОМ, 47 % россиян в возрасте от 18 до 24 лет, то есть те, кому не довелось жить в СССР, проголосовали бы за его сохранение, если бы референдум 1991 года состоялся сейчас. Чем старше респонденты, тем выше среди них процент противников распада Союза. Среди тех, кому от 25 до 34 лет, таких уже больше половины — 51 %, среди 35—44-летних — 65 %. Наиболее высок этот показатель среди тех, кому за 60, их 76 %.
На подборку коротких интервью с молодыми москвичами, идеализирующими государство, канувшее в Лету до их рождения, и грезящими о его возрождении я наткнулась на популярном портале The Village. Парни в возрасте от 15 до 24 лет со знанием дела, впитанным с молоком матери и воспоминаниями бабушки, рассуждают о том, чего мы лишились с распадом Союза. Вспоминая золотой век России, они сожалеют, что сейчас нет той уверенности в завтрашнем дне, позволявшей без страха жить и строить планы на светлое будущее, не так легко использовать социальные лифты, как в советские времена, когда из среды рабочих и крестьян своим трудом можно было пробиться на самый верх пирамиды государственной власти — на руководящие должности в КГБ. И следа не осталось от заботы государства о каждом своем «винтике», начинавшейся с детсада и в течение всей жизни дарившей многочисленные блага в виде гарантированного трудоустройства, бесплатного жилья, подъемных для молодежи, бесплатных путевок в санатории и летние лагеря. Они рассказывают о бесплатной медицине и качественном образовании, о советских темпах развития экономики, когда за 10 предвоенных лет СССР превратился из аграрного в промышленное государство.
Но у этого немеркнущего с годами образа есть обратная сторона, у перечисленных несомненных плюсов — другой полюс. Уверенность в завтрашнем дне порождалась, в том числе, и принципом «меньше знаешь — крепче спишь», работавшим благодаря железному занавесу, из-за которого к рядовым гражданам почти не просачивалась информация о жизни в западных странах, а наша страна на мировой арене казалась незыблемым авторитетом, а все решения ее руководства — единственно верными. Сосредоточение СМИ в руках государства не позволяло прессе сообщать о том, что наряду с колоссальными достижениями в экономике и сельском хозяйстве были и колоссальные провалы.
Социальные лифты выходили из строя, если желающий воспользоваться ими не был членом комсомола и компартии. И даже заслуги на полях сражений Великой Отечественной войны оценивались в зависимости от того, насколько идеологически благонадежен их вершитель.
Забота государства парализовала в гражданах самостоятельность и ответственность за свою жизнь. За недолгий советский век они успели привыкнуть к тому, что им должны и за них все решат и сделают. Эта забота оборачивалась гиперопекой, когда «большой брат», благодаря милиции и институту прописки, действующему по сейчас, видел насквозь каждого советского гражданина, которому ради «блага страны» не позволялось иметь другое мнение, нежели официальное.
Воспеваемые сейчас воспитательские функции детсада, школы, пионерии и комсомола, несомненно, были эффективны, достигали своей цели воспитать правильного советского человека. Но эти функции государство изъяло из семьи. И когда стране стало не до воспитания, многие семьи оказались не готовы воспитывать собственных детей, попросту не зная, как это делать. Последствия этого мы не изжили до сих пор.
Индустриализация широко использовала труд заключенных ГУЛАГа. Впрочем, миллионы перемолотых в жерновах лагерей жизней кажутся современникам небылицей. Один из героев публикации в Village признается: «Солженицына не читал и пока не хочу. Про миллионы несправедливо расстрелянных людей — это, конечно, чушь. Да, были, но завышать так и врать — глупо, даже неприлично. Нужна золотая середина, не надо гнуть свою линию и доказывать, что она правильная».
Зато другой уверен: «Все эти разговоры — например, про то, что в СССР не было продуктов, пустовали полки — ерунда. Это все было в девяностые. А в магазинах времен Советского Союза все было».
Я застала последние годы жизни гиганта, породившего мое поколение на излете своей истории. Я помню немногое, но уверена, что в социальной сфере Советский Союз несомненно был человеко-ориентированным государством, и к его уровню лишь недавно приблизились развитые европейские страны. В то же время, в полной мере насладиться плодами трудов миллионов советских граждан смогли лишь несколько поколений — начиная с хрущевской оттепели и примерно до 80-х годов.
В Советах благодаря и вопреки системе выросли и творили плеяды талантливых писателей и поэтов, режиссеров и музыкантов. Многим представителям творческой интеллигенции, боровшимся с косностью и зашоренностью государства, оно дало возможность творить, не думая о насущном — заработке, жилье, кассовых сборах и тиражах. Но других, не менее талантливых, лишили возможности заработать на кусок хлеба, сгноили в лагерях, как Мандельштама.
Режиссер Андрей Тарковский в своих дневниках, названных «Мартиролог», пишет о Союзе: «Что же это за страна, которая не хочет ни побед нашего искусства на международной арене, ни новых хороших фильмов и книг? Настоящее искусство их пугает. Искусство гуманно, а их назначение — давить все ростки гуманизма, и они не успокоятся, пока не превратят личность в скотину. Этим они погубят все — и себя, и Россию». Но свои лучшие фильмы он снял именно в СССР, преодолевая сопротивление кинономенклатуры. Уже потом, перебравшись в Италию, он столкнется с другим диктатом — не государства, но денег. И будет страдать от него не меньше.
Другой режиссер, автор «Ассы» Сергей Соловьев в интервью Владимиру Познеру скажет: «Временами экономический пресс — более жесткая и нетерпимая машина, чем любой идеологический пресс. Ныне, чтобы быть успешным, надо убить в себе совесть...»
Сам Познер в своей книге «Познер о Познере» пишет о том, что западные страны не обрели бы социальные блага без примера Советского Союза:
— Мечтавшие о капитализме представители советской (в основном) интеллигенции либо совсем не читали Маркса, либо читали плохо. Общество, основанное на рыночной экономике, крайне жесткое и не отличается справедливостью. Те социальные блага, которые имеются в большей степени в странах Западной Европы и в гораздо меньшей — в США, появились в результате борьбы людей за свои права и благодаря социалистической революции в России. Даже противник советской системы не может не признать, что введение таких вещей, как восьмичасовой рабочий день, оплаченный ежегодный отпуск, всеобщее бесплатное образование, бесплатное здравоохранение да и целый ряд других мер, оказалось невероятно притягательным, а социально-экономическая ситуация в Европе и Америке после Первой мировой войны была настолько накалена, что власти были вынуждены следовать советскому примеру. Это факт.
Я люблю Советский Союз — за свое безоблачное босоногое, полное счастья и покоя детство, за возможность гулять, где вздумается, которой нет у современных детей, за мороженое в железных креманках, за то, что чудом была любая новая игрушка, а не новая игра для PSP, за возможность проводить с мамой ее долгий северный отпуск, за то, что родители не думали, как заработать и где жить.
Каждому из нас, кто прожил в СССР жизнь — короткую или длинную, есть за что любить его и за что ненавидеть. Но воспевать его, закрывая глаза на кровоточащие раны, которые он нанес не одному лишь российскому народу — значит поклоняться кровожадному Молоху. И тем страшнее, что, для того чтобы реки крови ушли в песок времени, понадобилось всего 25 лет.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 29.07.2016
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
А какое отношение имеет КПРФ к СССР?
КПРФ создана в 1990г. А до того? До того РСФСР оставалась единственной республикой Советского Союза, не имевшей республиканской компартии))) Вот такой компот.
— Гурдвсе-таки конспирология — это ващееее. но на самом деле сама «Единая Россия» выполняет задание рептилоидов, а те — задание лемурийцев. все в этом мире по-девичьи хитро и многослойно
— Андрей МитрофановЯ прекрасно понимаю почему Ксения Арефьева вернулась к затертой до дыр советской теме. На носу масштабные выборы, а результаты опроса ВЦИОМ бьют по позициям единороссов: те респонденты, которые ностальгируют по СССР, могут проголосовать за КПРФ — единственную оппозиционную партию в стране.Потому-то автор по-девичьи хитро отрабатывает хлеб, который ест. Вроде и плюсы совковой жизни называет, но в конечном счете ее с головы до ног раздевает последнее предложение ее опуса.В «обсуждении» заметки принимают участие в основном журналисты «Амурской правды». Те, которые в СССР практически не жили, а автор, судя по фото, вообще соску во рту держала. Насмотрелись, начитались антикоммунистических СМИ, а теперь выполняете задание «Единой России»
— овод2015В удивительные времена живем. События в сегодняшней Турции очень напоминают наши в 1917г. (почта, телефон, телеграф). Убирается цвет нации, «кто был никем — тот станет всем»...
У нас есть уникальная возможность посмотреть на все со стороны и кое-что понять.
— ГурдРазрешите поправочную: жрать нечего стало после того, как развалили великую страну.
— Гурджрать нечего было поэту в великой стране, вот и недостаточность
— Андрей МитрофановСпорная причина смерти Блока. Специалисты утверждают, что поэт умер от сердечной недостаточности в результате эндокардита
— Наталья Фадееваздравствуйте! нет, я не забыл, просто разве ж упомянешь всех, кого лишили жизни в ходе строительства «великой державы», которую весь мир бил-бил-не-добил.
— Андрей Митрофановправопреемник, простите за технику)))
— ГурдВера в утопию оживляет даже самые либеральные, ориентированные только на разум и материальные интересы людей, политические и идеологические силы.
Одну из утопий опробовали на России. Ведь коммунизм-социализм не родился на русской земле и не наш народ в числе его родителей. Так в чем же наша вина? Заразу опробовали на нас, привили нам. Мы виноваты. Мы переболели и опять виноваты. Хочется надеяться, что появился устойчивый иммунитет, а у нашего руководства хватит мудрости и политической воли в случае чего (к примеру предательства так называемых элит)задушить все в зародыше, во имя жизни миллионов граждан.
— ГурдДобрый день, Андрей Митрофанов!
Вы забыли упомянуть о Блоке. Он умер от голода.
— ГурдОдна лишь правда...
Сознательное искажение исторических фактов неизбежно ведет к трансформации оценок.
История государства не есть одно и тоже с историей отдельного человека, его семьи. Личное горе, лишь личное горе, не более.
Был ли СССР великой державой? Был.
Сегодня появилось движение молодых за СССР, но гораздо раньше появилась кампания на уровне журналистских высказываний, отдельных публикаций историков и пр. о том, чтобы объявить СССР преступным государством, пусть и задним числом. Если посмотреть чуточку дальше, глубже, то в таком случае все подписи СССР под всеми международно-правовыми актами окажутся под сомнением (читайте недействительными))) Про дальнейшее нет смысла рассказывать?
СССР — правоприемником Российской империи. РФ — правоприемник СССР и соответственно Российской империи. Это не СССР погиб, это Россия возвращается как великая держава.
Русофобская идеология давно стала частью европейского менталитета. Кто-то очень сильно стремиться не допустить возвращение России к роли той великой державы, которой она была.
История СССР является лишь частью истории России.
— Гурда я вспоминаю совдепию как страшный сон, без миллиграмма романтизма. у меня стоическая ненависть в партийной идеологии с собраниями до 11 вечера и обсуждением морального облика вахтера иванова с попыткой залезть ему в трусы, зажратыми рылами на волгах, переписью номерков очереди за луком по трое суток и жрущими балатоновские компоты многодетными, плотно сидящими на шее у государства. когда книги были роскошью, все ходили инкубаторские в пыжике и серых треугольных пиджаках, за детские шалости срывали прилюдно галстуки, а в операционной резали живьем над обычным тазиком. копейки зарплатные и невозможность продвинуться на работе, если ты не в партии и не чей-то родственник, будь хоть тридцать пядей во лбу. лжепатриотизм из всех щелей и выговор в личное дело за подтертрую соплю во время караула на день победы. единственный бонус — централизованное без всяких егэ и креатива минобря образование и бесплатные школьные секции. мы росли с одной мыслью: когда будем взрослыми, такого обязательно не будет — мы будем жить иначе
— аидитевыкневропатологу (гость)ой, какие хорошие рассуждения автора.... Прочла с удовольствием!
— Вера09 (гость)Tanita права. Большинство ностальгирует не по стране СССР, а по своим молодости, детству, относительно беспроблемной жизни. Но те кто хоть раз выезжал за границу понимали, что огромная страна жила неправильно. Создавали ядерное оружие и стояли годами в очереди чтобы купить стенку или телевизор. Да кого там, в деревнях хлеб привозили раз в неделю. А ВЦИОМУ верить нельзя — этот пропагандистский орган Кремля, который специально вызывает у недалекого населения тоску по совку.
— Прутик90 (гость)а как же крымская волость? пришлось ее возвращать, а так бы все ок было (без санкций) за Байконур не пришлось бы аренду платить, да и космодром восточный был бы не нужен — опять же экономия)) короче зря земли разбазарили!
— Андрей Москалюктолку тебе с тех полимеров, дорогой Андрей) как с собак Шувалова, примерно столько же)
— Андрей Митрофанови все таки Горбачев говнюк — такие полимеры просрал
— Андрей Москалюкчеловеку свойственно идеализировать свое прошлое. и большинство вспоминают даже не сам СССР, а свои молодые годы, пусть бедные, голодные, деспотичны, но МОЛОДЫЕ.Я вот тоже не могу ничего плохого сказать про свое совдеповское детство, только восклицательные знаки! И да, к мороженому в железных креманках добавляю газировку в стеклянных стаканах))
— tanitaВсе верно. но почему-то с теплотой, несмотря на все ужасы того времени, вспоминаешь это самое время. Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича... Да-да, вот если бы ту стабильность, да ту свободу сегодняшнего дня (хотя где та свобода. а?), вот тогда бы вообще не жизнь, а малина.
А сегодня, когда человек постоянно в страхе потерять работу, невозможность получить или купить квартиру без того кабального ярма....Эх(
— Землячка_я (гость)хм. и где же эти восторженные комментаторы, которые всю свою жизнь измеряют продолжительностью полета простого парня Юрия в космосе? где эти патриотически настроенные внуки и правнуки войны, воспринимающие негативные отзывы о стране всеобщего счастья и оргазмического труда как личное оскорбление, где упоминания не только Солженицына, но и Сванидзе с Резуном? где воспоминания о черной икре, вкусной колбасе и полках, заваленных кроссовками, коврами и видеомагнитофонами? где «доллар по 63 копейки»? где «нас боялся весь мир»?
и стоит ли «творческая свобода» Эйзенштейна того, чтобы Мейерхольду мочились на голову во время допроса? крысы сожрали Хармса, чтобы Твардовский ни в чем не нуждался? вот загвоздка, конечно
— Андрей Митрофанов