Фото: Сергей Лазовский (Архив АП)Фото: Сергей Лазовский (Архив АП)

Красиво пить не запретишь

— Еще пятнадцать лет назад в Приамурье на алкогольном рынке царил хаос — спиртное везли все, кому не лень, и самого разного качества: от низкопробных суррогатов до элитного алкоголя. Продавали тоже,  где и как хотели, — вспоминает владелец одного из продуктовых магазинов Благовещенска. — Тогда эту сферу никто толком не контролировал.

Впрочем, о специализированных алкогольных магазинах в то время тоже и не задумывались — спиртное продавалось в продуктовых магазинах и ларьках. Сегодня значительная часть покупателей предпочитает приобретать градусную продукцию  в винных бутиках или алкомаркетах. Причина проста — у людей начал меняться уровень жизни, а вместе с ним и отношение к алкоголю, появилась так называемая культура пития. Выбор на алкогольном рынке становился все больше, а покупатель хотел разбираться в этом многообразии. Но продавцы продуктовых магазинов не могли дать грамотную консультацию, в супермаркетах же и вовсе покупателю приходится делать выбор самостоятельно. Однако спрос рождает предложение.

— В 2007 году в Приамурье появился специализированный алкомаркет «Ани» — в нем был представлен широкий ассортимент армянского коньяка, вин и шампанского, — комментирует начальник отдела лицензирования и контроля министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Наталья Черных. — Магазин занял новую для области нишу и успешно в ней функционировал.

Однако лидирующее положение специализированного алкогольного магазина «Ани» не удержал — в 2012 году в Благовещенск пришли конкуренты из Хабаровска — алкомаркеты «Столица».

— У «Ани» к тому времени был свой круг покупателей, но остаться лидерами они не смогли из-за того, что в их магазине были слабо представлены водочное направление и дешевый сегмент алкоголя. У «Столицы» ассортимент товара был намного шире, — комментирует эксперт алкогольного рынка, попросивший не указывать его имени.

Столичная конкуренция

Также у хабаровской компании было преимущество перед амурскими розничными магазинами. «Столица» закупает алкоголь не у местных оптовиков, а напрямую у производителей (либо их дистрибьюторов). Местные же розничные продуктовые магазины приобретают спиртное у амурских оптовиков. Соответственно, в супермаркетах и обычных продуктовых магазинах покупатель получает бутылку с двумя наценками — оптовой и розничной. «Столица» избежала розничной «ступеньки», удешевив итоговую стоимость спиртного в своей сети.

9,3

литра абсолютного алкоголя выпивает в среднем амурчанин за год

Все это не могло не сказаться на продажах алкоголя в розничных магазинах, соответственно, продажи начали падать и у местных «градусных» оптовиков. Однако последние решили не опускать руки, а повторить опыт «Столицы». Так два года назад в Благовещенске появилась сеть магазинов «Винно-водочный», где алкоголь продается также напрямую от оптовой компании «Арт-маркет». А значит — без розничной наценки.

— Основной причиной для создания своей розничной сети стал тот факт, что из-за высокой цены «входных билетов» (это неофициальная сумма, которую требуют владельцы магазинов и супермаркетов за размещение товара на своих полках) и большой розничной наценки наша продукция становилась слишком дорогой для покупателей, — комментирует коммерческий директор компании «Арт-маркет» Татьяна Махноносова. — В итоге нам выгоднее стало самим торговать алкоголем в розницу — наши магазины пользуются большой популярностью. Хотя, конечно, оптовыми поставками мы также занимаемся.

Занято!

К сегодняшнему дню специализированные алкогольные магазины выделились в отдельную нишу, весьма востребованную у покупателей. Казалось бы, при таком раскладе количество участников на рынке алкомаркетов должно расти. Но на деле у новичка здесь практически нет шансов. И дело не в теневом делении рынка. Чтобы конкурировать с такими магазинами, приобретать алкоголь нужно без оптовой наценки. А производители не заинтересованы в появлении новых оптовиков на территориях, где у них уже есть дистрибьюторы.

— Производитель не заинтересован во внутренней конкуренции между оптовыми компаниями на одной территории, — комментирует представитель  еще одной амурской оптовой алкогольной компании на условиях анонимности. — Если в данном регионе у него уже есть представитель, который обязался поставлять продукцию в магазины, зачем ему второй оптовик? Сбыт таким образом не увеличится, а вот хлопот будет больше.

Во-первых, заводу проще контролировать одного крупного партнера, чем нескольких мелких, дающий в сумме один и тот же объем продаж. Во-вторых, один дистрибьютор на территории выгоднее нескольких.

— Продажа алкоголя строго контролируется государством. При отправке партии груза необходимо заполнить множество документов, добавляет бюрократизма и Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, — комментирует Татьяна Махноносова. — И если завод будет каждому мелкому оптовику отправлять маленькие партии товара, они просто закопаются в бумагах. И какой им смысл тратить лишнее время и силы сотрудников?

193

торговые точки, продающие алкоголь, приходится на одного амурчанина

Единственный выход в такой ситуации — искать новых поставщиков, которые еще не имеют своих представителей в Приамурье. Однако у основной массы производителей уже есть контракты с местными оптовиками, и расторгать их ни одна из сторон не намерена. Поэтому, считают амурские эксперты алкогольного рынка, у местных продавцов практически нет шансов.

— Конечно, остаются федеральные сети. Но такие компании получают груз от поставщиков в свой головной офис. А это значит, что «новичкам» придется везти его оттуда в Амурскую область. «Это дополнительные транспортные расходы и, следовательно, наценка, — объясняет амурский экономист. — При этом учтите, что потребление спиртного падает: рынку некуда расти, сегодня он забит до предела. Поэтому ждать новых игроков на этом поле пока не приходится».

Алкогольные заводы контролируют розницу

Дополнительные сложности оптовикам приносят сами поставщики. В борьбе с нелицензированным алкоголем они выставляют дистрибьюторам рекомендованную розничную цену, выше которой подниматься нельзя. Чтобы не потерять контракт с поставщиками, этот пункт необходимо выполнять.

— Заводы таким образом пытаются бороться с нелегальным товаром. Контрафакт и так стоит дешевле, а высокая розничная наценка увеличивает разрыв в цене. В итоге все больше покупателей начали брать спиртное на теневом рынке, — комментирует эксперт амурского алкогольного рынка. — Чтобы выполнить условия контакта поставщиков, оптовую наценку приходилось снижать до минимума. В такой ситуации иметь собственный розничный магазин выгоднее.

Возрастная категория материалов: 18+