Быстрый перехват
За последние три года количество компаний, которые помогают автовладельцам Благовещенска в спорах со страховщиками, выросло как минимум в пять раз. В 2013 году, когда меня угораздило вляпаться в мелкое ДТП, на место происшествия приехали всего три аварийных комиссара. Минувшим летом по той же причине я собрал вокруг себя около пятнадцати. Казалось бы, классическая авария — сонный водитель не успел нажать на тормоз и въехал в зад моего автомобиля — и столько желающих.
Первые «чайки» городских аварий примчались на место спустя считаные минуты после. Как им это удается!? Одни используют радиоперехват, другие поставили на поток работу с «народными» корреспондентами. Первому сообщившему о ДТП перечисляют 50 рублей на счет мобильника.
Толкаясь между собой, восемь парней крутились вокруг двух автомобилей, фиксируя на фотоаппарат повреждения, описывая столкновение и персональные данные участников ДТП.
— Здесь ущерба тысяч на 70, если не больше, — глядя на сильно помятый задний бампер и багажник, заявил один из автоюристов. — Страховая компания в лучшем случае выплатит вам 12 тысяч рублей. Дольше будете обивать пороги. После получения справок приходите к нам. Проведем детальную экспертизу и поможем отсудить у страховой всю сумму ущерба.
В беседу вмешался аварийщик в возрасте и сделал практически безотказное предложение.
— Предварительный ущерб — 70 тысяч рублей. Деньги можно получить уже сегодня после осмотра, — сказал, как отрезал, мужчина.
На вопрос по поводу законности такой сделки он парировал: «Заключаем договор и выплачиваем вам деньги, впоследствии эту сумму мы вернем через суд».
Быстрый перехват страхователя, который находится в стрессовой ситуации, сработал. В голове сразу замелькала мысль махнуть на все рукой и забрать деньги. Увы, но это был лишь удачный маркетинговый ход. На деле аварийные комиссары выплатят в лучшем случае половину от суммы ущерба.
Приехавшие сотрудники ДПС поток автоюристов, слетающихся на очередную аварию как пчелы на мед, не остановили. Даже напротив: вместо того чтобы взять объяснения у участников происшествия, гаишник прямиком направился к аварийным комиссарам. Парни обстоятельно обрисовали инспектору детали аварии и дали срисовать схему ДТП.
До суда доводит жадность
К концу разбора аварии у меня на руках была кипа буклетов от различных экспертных компаний. Но, как говорится в рекламе, не все автоюристы одинаково полезны. Компании и экспертные центры Благовещенска можно разделить на два основных типа. Такой вывод я сделал после посещения нескольких офисов.
17
компаний в Благовещенске, по данным городской справки, помогают решать споры со страховщиками после ДТП. Среди амурчан их называют аварийными комиссарами (по названию первых компаний), в целом по стране принят термин — автоюристы
Первые помогают автовладельцам на всех стадиях судебного разбирательства — от подачи заявления в страховую компанию до исполнения решения суда. Все выплаты по суду гражданин получает самостоятельно либо через посредников. Юридические услуги по делам ОСАГО в этом случае стоят в пределах 30 тысяч рублей. Платить эти деньги автовладельцам не приходится. Свои услуги автоюристы закладывают в сумму иска.
В одной из таких фирм требования к страховщику оценили в 145 тысяч рублей, при реальном ущербе в 70 тысяч. «Если, например, страховая компания недоплатит вам 50 тысяч рублей, вы можете получить эту сумму плюс около 25 тысяч рублей штрафа, неустойку в районе 10 тысяч рублей, а также около 5 тысяч рублей морального вреда», — подсчитывал аварийный адвокат. По его словам, по суду возвращаются также расходы по оценке (в среднем около 25 тысяч рублей) и на оплату услуг юриста.
Интересная деталь — штрафы и неустойки страховщики платят уже за свою жадность. На этапе досудебного урегулирования юристы подают страховщику претензию с требованием выплатить недостающую сумму. К претензии прилагаются результаты независимой экспертизы. Как правило, претензия остается без ответа. Если бы было наоборот, то судебных разбирательств, а соответственно и незапланированных расходов страховщика можно было бы избежать.
Продавать или судиться
Вторая разновидность аварийных комиссаров делает основной упор на выкуп прав требования. Это когда автовладелец не обращается в страховую компанию за выплатами, а продает юридической фирме право взыскивать деньги со страховщика. «Делаем независимую экспертизу у своих экспертов и выплачиваем вам деньги, — пояснил представитель одной из юридических компаний. — Это в любом случае будет больше, чем вам выплатит страховая компания. А дальше с ними мы разбираемся и судимся сами».
В 2013 году, когда меня угораздило вляпаться в ДТП, на место происшествия приехали всего три аварийных комиссара. Минувшим летом я собрал вокруг себя около 15 автоюристов.
В Благовещенске в среднем компании выкупают право преследовать страховщика за 30—40% от суммы ущерба. Редко процент доходит до 50. В моем случае сумма вознаграждения составила 40 тысяч рублей. При этом аварийные комиссары скрыли от меня, что дополнительно заработают в суде 100 тысяч на штрафах, неустойках и прочих расходах. Многие эксперты страхового рынка называют этот способ взаимоотношений с автоюристами криминальным. Подойдет такая сделка тем автомобилистам, кому требуется срочно восстановить автомобиль после ДТП, ведь судебные тяжбы могут растянуться на полгода.
Есть один очень важный нюанс, о котором большинство автоюристов предпочли мне не говорить. Речь идет о том, что клиент страховой компании, получив от автоюристов только 40 тысяч рублей, через год может получить налоговое требование об уплате НДФЛ в размере 13%. Хорошо, если налог будет исчисляться с 40 тысяч, а если проценты накапают с якобы полученных им штрафов и неустоек, которые по факту заберут себе юристы?
Есть в амурской столице компании, которые практикуют оба варианта помощи гражданам, но честно предупреждают о том, что первый вариант — без уступки прав требования — для автомобилиста выгоднее.
Честность не оценили
Изучив все варианты, я все же решил попытать счастья законным способом и направился в страховую компанию. Правда, страховщики мою честность не оценили. Осмотра искореженной машины удалось добиться только после третьего посещения эксперта, еще и полдня просидел в очереди. В конечном счете выплата по страховке составила 22 тысячи рублей с копейками. До справедливой стоимости ремонта (см. постскриптум) страховщик недоплатил 12 тысяч рублей.
С 2015 года при расчете ущерба по ОСАГО применяется единая методика. В ней прописаны все алгоритмы и цены на запчасти, а также стоимость работ по восстановлению и ремонту автомобиля после ДТП. Методикой обязаны пользоваться все участники рынка: страховщики, судебные эксперты, независимые оценщики и другие. Почему при использовании единой методики разница в сумме ущерба у страховщиков и автоюристов так велика, для меня осталось загадкой. Других объяснений, кроме как жульничество с той и другой стороны, я не нашел.
Пойти к автоюристам — как думаете?
Постскриптум
Что я понимаю под справедливой ценой ремонта? В мастерской ремонт моего автомобиля оценили в 34 тысячи рублей. В стоимость входит полная замена и покраска бампера и багажника, работа слесаря и цена запчастей. Бампер и багажник предполагалось купить на одном из благовещенских авторазборов.
С 2015 года при расчете ущерба по ОСАГО действует единая методика, но в жизни все по‑прежнему.
90 процентов амурских автоюристов — криминал
Доля «криминальных» автоюристов в Приамурье достигает 90 процентов от всех посредников на рынке ОСАГО. Об этом говорит исследование, проведенное накануне Национальным институтом финансовых исследований (НАФИ). При этом по России этот показатель составляет 30—40 процентов. Оказывая посреднические услуги по взысканию выплат, эти специалисты злоупотребляют несовершенным законодательством, завышают стоимость экспертизы, ремонта автомобиля и вводят в заблуждение автовладельцев и нередко используют мошеннические схемы, говорится в исследовании. По данным НАФИ, в нашей стране каждая вторая выплата по суду по ОСАГО уходит в руки не пострадавших в ДТП, а «автоюристов». То есть автовладельцы в 2015 году недополучили 7,4 миллиарда рублей.
Возрастная категория материалов: 18+
хотелось бы добавить, что страховщики ненавязчиво так предлагают, если хочешь получить полис, то пенсию перевести к ним в фонд. то жизнь застраховать тыщ на 30. а так не-не-не, нету полисов, ждите. а при заключении пенсионного или жжизненного — внезапно, прям как из цилиндра фокусника, полис находятся. З — завалился, однако
— дуня (гость)Хотелось бы добавить к Вашей статье ещё один важный момент. Сейчас некоторые страховые компании перестраховываются ещё в момент заключения договора ОСАГО и предлагают людям (под шумок — без лишних объяснений) подписать дополнительное соглашение к договору — с названием «Правила получения страховки». Так вот в этих правилах черным по белому прописано, что владелец авто — в случае ДТП при обращении к аварийным комиссарам — обязуется выплатить страховой компании 30000 рублей штрафа, а потом ещё и разницу между суммой которую в суде отсудят комиссары и той которую предложит страховая. Так что не лишним будет прочитать уже имеющийся договор внимательно, чтобы избежать потери денег.
— Антуанетта (гость)Криминал или нет, к комиссарам в любом случае выгоднее обращаться, иначе страховая компания копейки выплатить. Другой вариант, как мне кажется, это самим обращаться в суд, без посредников
— крик (гость)ясно все, что дело мутное. умилил факт: в россгосстрахе оценщик — он же оценщик, он же вышибала назойливых клиентов, требующих третьи сутки полис:)
— хлеб (гость)Про налог это сильно. Надо будет спросить у своего автоюриста, уточнить этот нюанс. Мне на днях пришло письмо о передаче в суд моего дела. Тоже заплатили 11 тысяч, а за ремонт дверей в мастерской попросили 32. Пришлось обращаться к комиссарам.
— sveta