• Владимир Шевельков. Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Кадр из фильма «О чем говорят французы». Источник: metronews.ru
  • Фото: vk.com

— Я снял очень много видеопродукции под заказ. Есть то, чем я горжусь, но это не мое представление о прекрасном, — признался на пресс-конференции после премьерного показа Владимир Шевельков, который много лет посвятил созданию рекламных роликов и музыкальных клипов. — Поэтому «О чем молчат французы» — это мое представление о прекрасном, это мой взгляд на кино, на те проблемы, которые есть в нашем кинематографе. Это мой наглый взгляд на то, что надо делать, чтобы это кино стали смотреть.

В основу сценария, над которым Шевельков работал два года, легла одноименная книга Владимира Корнева. Действие фильма разворачивается в современном Петербурге. В жизнь простоватого парня Тиллима Папалексиева врываются мистические события. Он встречает необыкновенную женщину и обретает чудесный дар: прикасаясь к человеку, моментально узнает о нем все. Оказывается, что много лет назад такая же история случилась с Наполеоном.

Сам Владимир Шевельков называет свой фильм жанровым. Поэтому в кадре актеры немного переигрывают. Впрочем, сам жанр по ходу пьесы постоянно меняется: трагикомичная современность сменяется историческими экскурсами, а к середине фильма добавляется и еще третья линия — криминальная, которая на первый взгляд кажется и вовсе лишней. Однако именно она дает пищу для размышлений: сверхъестественная способность знать все о человеке, все о его мыслях — это дар или проклятие. «Вряд ли вы захотите реально коснуться Чикатило и оказаться в его теле. Ничего себе хороший дар!» — резюмирует Шевельков.

Но фильм не о сверхспособностях, а любви, настаивает режиссер. «Это сказка, но в этой сказке есть и повороты. Ивану-дураку дали роскошную женщину, которая не вовремя превратилась в лягушку. И вдруг этот парень, вместо того чтобы принять все как есть, сжег шкурку. Что после этого началось? Прилетели темные силы. Чувак, зачем ты это сделал? У нас то же самое, ведь у него дар, который дала ему любовь женщины», — говорит автор фильма. Отказавшись от любви, этот дар можно потерять безвозвратно. И именно об этом молчат французы: отказавшись от любви к русской актрисе, Наполеон потерял свой дар узнавать все о человеке. И пытаясь вернуть свою любовь и дар, он пошел войной на Россию в 1812 году.

«Гардемарин» Владимир Шевельков в «О чем молчат французы» дебютировал как режиссер полнометражного фильма.

Сверхзадачу на себя взял и Владимир Шевельков — вернуть зрителю такое кино, которое заставляет думать и забыть о попкорне, показать другой юмор. И если он хотел создать совершенно другое кино, не такое, к которому привык массовый зритель, то это ему вполне удалось. После первого просмотра осталось много вопросов. Отчасти из-за того, что даже при малейшем невнимании зритель тут же теряет сюжетную линию.

Впрочем, возможность пересмотреть картину у амурчан еще появится. Создатели планируют выпустить его в кинопрокат, а после показать по телевидению. Сейчас идет работа над четырехсерийной телеверсией, которую Владимир Шевельков не прерывает и на фестивале «Амурская осень». Телесериал будет длиннее по хронометражу, в него войдут упущенные из короткой версии сцены, благодаря чему, возможно, зрители лучше поймут режиссерскую задумку.

Кстати, благовещенцы стали одними из первых зрителей этой картины. До этого фильм показывался на большом экране всего раз – на фестивале в Выборге. 

Монстр-антисноб Шнуров написал музыку к фильму

Музыку к фильму «О чем молчат французы» написал Сергей Шнуров. «Я сразу про него подумал, — объясняет выбор автора музыки для картины Шевельков. — Потому что я всегда называю его антиснобом. Питер — город снобов. Мы все немножечко Растрелли, Монферран, и это не лечится. Любой приезжающий в Питер становится немножечко Растрелли и Монферан или уходит в депрессию. Сергей Шнуров прочитал сценарий, а потом… исчез. Стало понятно, что с нами работает главный музыкант нашего времени — монстр-антисноб. В конце концов он мне сказал: я ничего тебе не напишу, вот все что есть, все бесплатно, все открыто — забирай. В итоге музыки Шнурова нам не хватило и пришлось добирать».

Кириллу Вараксе пришлось побегать

Для исполнителя главной роли Кирилла Вараксы фильм «О чем молчат мужчины» стал второй возможностью поработать с Владимиром Шевельковым как с режиссером. До этого они вместе работали на сериале «Тест на беременность». Но несмотря на такое близкое знакомство, в фильм Кирилл попал совершенно случайно.

«Владимир Алексеевич заметил меня на "Тесте", но на кастинг не вызвал. Я случайно узнал, что проходят пробы. Я тогда работал в Москве, меня пригласили на пробы в другой проект, который тоже снимался в Питере. Я, как узнал, поменял билет, побежал пораньше на те пробы, а потом на эти — и все, меня взяли», — рассказывает Кирилл Варакса.

Съемки для молодого актера выдались изнурительными в физическом плане. Его герой в кадре постоянно в движении, и бег даже становится лейтмотивом фильма. Впрочем, как признается Кирилл, бег он любит и довольно легко справился с этой ролью. Сцены, где Кириллу приходится бежать и убегать, снимали целый день.


Больше интервью с режиссером, продюсером и актером Владимиром Шевельковым о судьбе российского кинематографа, о том, почему он не любит актерство, о семье и любимых животных, читайте в следующем четверговом номере, 29 сентября.

Возрастная категория материалов: 18+