Берг — режиссер довольно противоречивый. За вышеупомянутый «Морской бой» он в 2013 году даже номинировался на «Золотую малину», но уступил Биллу Кондону — в тот год фильм с потрясающим названием «Сумерки. Сага. Рассвет Часть II» вообще безраздельно царствовал на антипремии. Также на счету американца спорный «Хэнкок» и не самый удачный «Уцелевший», на съемках которого он оценил перспективы работы с Марком Уолбергом. Он же играет главную роль и в «Горизонте», хотя на самом деле в этой истории с главными ролями все не совсем прозрачно. Инженер Майк Уильямс, как положено настоящему мужчине родом из США, предстает перед нами идеальным во всем. Он прекрасный муж (а жену играет Кейт Хадсон), великолепный отец и безупречный сотрудник. Специалист, работающий на нефтяной платформе, немного боится летать на вертолете, зато не боится с помощью простых и понятных образов и метафор загнать в угол начальство. Начальство в ответ проникается уважением, но очевидно, что особых причин для карьерного роста в данном случае не просматривается. Есть на платформе и «свой» руководитель — хорошего дяденьку и всеобщего любимца играет Курт Рассел, в котором на старости лет проснулся гениальный актер.
Создатели «Горизонта» подводят зрителя к катастрофе аккуратно и без лишней суеты. Раз уж в зале всем известно, что бахнет, дополнительных интриг сочинять не требуется. Берг оперативно определяет виновных, главным из которых становится менеджер компании British Petroleum в исполнении Джона Малковича, а дальше камень сам катится под горку, выбирая, кого бы ему сегодня задавить. Уолберг-Уильямс вместе с камерой прохаживается по платформе, чтобы мы поняли, насколько славные ребята-нефтяники подобрались в этом коллективе. При этом постановщик, выкинув из головы все эти «морские бои», делает происходящее на экране предельно реалистичным. Актеры не читают диалогов, а перебрасываются обычными малоосмысленными фразочками, как это часто бывает с людьми, давно работающими рядом. С экрана сыплются термины, суть которых приходится постигать самостоятельно, а оператор Энрике Чедьяк то и дело сбегает из мест скопления работяг, снимая пустые коридоры, морскую водичку или какие-нибудь тумблеры-рубильники. Иногда камера ныряет под воду: там тоже интересно и непонятно. Несмотря на кажущуюся небрежность, Берг умело и незаметно объясняет зрителю главное: почему через несколько минут случится беда.
Привыкший к американскому кино про простых и отважных парней-героев разум с удивлением обнаруживает, что «Глубоководный горизонт» лишен привычного пафоса: катастрофа ничему не подводит итогов и ни в ком не пробуждает истинной сути. Да, здесь есть место и самопожертвованию, и состраданию, и «я тебя не брошу», но все это происходит самым естественным образом — внештатная ситуация требует не очень стандартного поведения, однако все намерены не спасти мир, а спастись. Экипаж грузового корабля, оказавшегося рядом с платформой в момент катастрофы, береговая охрана — все, кто спасает людей, делают это слаженно, спокойно и без идиотских сентенций. Технически картина и вовсе вызывает восторг: Берг уничтожает Deepwater Horizon с завидным хладнокровием, поэтапно и опять же очень реалистично. В сценарии, основанном на реальных событиях, нашлось место даже для ложной надежды: начавшись абсолютно по-голливудски, героическая операция по недопущению ужасных последствий заканчивается ничем. Персонажи, как и положено реальным людям, не мучают себя бесплодными попытками, а спасаются, убедившись в собственной беспомощности. Огромная конструкция пылает ярким пламенем посреди океана, и это действительно впечатляет.
На общем фоне редкие проявления сказочности не сильно режут глаз. В конце концов, на то он и Марк Уолберг, чтобы немного попрыгать по горящему металлу. В конце Берг все равно превратит его героя в обычного человека, который в критических обстоятельствах мобилизовал все имеющиеся силы, чтобы спастись и спасти, а потом не выдержал этого нечеловеческого напряжения. У ленты вообще нет привычного в таких случаях финала: постановщик снова переходит на язык документалистики, выводит на экран хронику, а заканчивает именами и фотографиями 11 погибших. Фильм-посвящение и фильм-катастрофа показывают способность ко вполне гармоничному совмещению: «Глубоководный горизонт» совсем не скучно смотреть и при этом ему можно верить. Наверное, лента не очень понравилась владельцам компании BP, которые и так заплатили тысячам истцов сумму, на которую можно несколько лет снимать все голливудское кино, а тут еще и столь проямолинейное обвинение. Берг даже не забывает рассказать о том, что обвинения в гибели людей с нефтяного гиганта были сняты, а персонаж Малковича устраивает в кадре небольшую сценку из «Титаника» — хорошо, хоть в женское платье не переодевается.
Осмысленный выбор в пользу документального облика местами служит фильму плохую службу. В частности, семья Уильямса качественно выпадает из сюжета, так как выглядит абсолютно вымышленной идиллией рядом с воссозданной реальностью. Равно как и небольшой патетичный монолог Уолберга перед прыжком в воду. Не удалось доходчиво продемонстрировать и большое количество людей на платформе: фильм сконцентрирован на нескольких хороших парнях, которым приходится делить один островок в океане с парочкой жадных буржуинов, из-за которых, как известно, вообще все беды мира. Тем не менее за этот фильм Берга уж точно на «Малину» номинировать не станут. Производственную драму он снял с явным творческим одухотворением, постаравшись вообще максимально удалиться от действия, в котором благодаря этому почти не ощущается направляющая рука. «Горизонт», умело притворяясь не игровым кино, гарантированно захватывает аудиторию. А что касается морали — так вот вам чужие ошибки, учитесь на них, а не на своих.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии