Собственно, фактура для сиквелов имеется: на волне успеха своей первой книги Риггз оперативно написал и выпустил еще две с теми же персонажами. Экранизацию Бертона уже называют неким возвращением постановщика к себе четвертьвековой давности — времен фильма «Эдвард руки-ножницы». В «Доме странных детей» имеются даже вполне очевидные отсылки к картине с Джонни Деппом, в том числе искусно постриженные кусты. Лохматый, неловкий и, вне всякого сомнения, странный Эдвард отлично вписался бы в компанию отщепенцев, которых берет под свое крыло мисс Перегрин. И в данном случае этот фразеологизм вполне себе буквален: героиня Евы Грин по желанию способна превращаться в птицу эдаким ловким кувырком. Есть у нее и более практичные способности: эта Мэри Поппинс современности довольно метко стреляет из арбалета и умеет закольцовывать время. Благодаря этому фокусу (в фильме он именуется «созданием петли») мисс Перегрин и ее подопечные раз за разом проживают один и тот же день 1943 года до того самого момента, как на интернат для странных детей падает немецкая бомба. Дом стоит на крошечном острове в Уэльсе, благодаря чему особое внимание новоявленные «люди икс» к себе не привлекают: а если неудобные вопросы возникают у местного населения, с ним договариваются. Ну а если договориться не получается, можно и убить: все равно завтра этот день начнется снова.
К моменту появления юноши по имени Джейк, в интернате давно и почти благополучно живут разнообразные персонажи: телекинетик, воспламеняющая кистями рук, пацан-невидимка, девочка с пастью на затылке и так далее. Главный герой испытывает серьезные проблемы с социализацией в 2016 году: одноклассницы не обращают на него внимания и в семье не все ладно. Достаточно сказать, что отца Джейка играет Крис О’Дауд, известный миру по сериалу «Компьютерщики». Пока папа годами пишет книгу про птиц (птичья тема вообще проходит тут рефреном), а мама его пилит, сын проживает дни, подрабатывая в супермаркете на выкладке товара и время от времени посещая психолога. На балансе имеется еще и дедушка, благодаря которому Джейк и оказывается в 1943 году в компании летающей девочки в свинцовых ботинках и ее не менее странных друзей. С летуньей, надо полагать, будет любовь, а с остальными — крепкая дружба, настоянная на совместных сражениях и невзгодах. У мисс Перегрин, как водится, имеются неприятели, которые выглядят либо неприятно, либо вовсе отвратительно, питаются глазными яблоками несчастных «человеков», а воспитательниц-птиц разыскивают по всему миру, запирают в клетках и мучают, пытаясь таким образом обрести бессмертие и прочие радости негодяйского бытия.
Сценарий «Дома странных детей» прямолинеен и к развязке читателя ведет последовательно: Бертон даже намеки на флэшбэки допускает с явной неохотой, зрителю должен чувствовать себя в 1943 году как у себя дома. При этом создатели фильма обходятся без всех этих штучек, связанных с путешествиями во времени: одна-единственная сцена про «что такое сотовый?» в сюжет не вписывается и ни к чему не ведет. В параллельной вселенной существует папа-орнитолог, который склонен подозревать, что у его сына «съехала крыша»: почему Джейку не приходит в голову сфотографировать девочку, грызущую куриные ноги расположенными на затылочной части головы зубами, и предъявить фото скептически настроенному родителю — непонятно. Впрочем, папа быстро становится далеко не самой главной из проблем: из-за пригорка вылезают чудовища, которых Бертон создавал, одухотворяясь компьютерными играми Resident Evil, Dead Space и Suffering. Симбиоз получился действительно пугающим, из-за чего, кстати, сказка получила в России рейтинг 16+, лишившись таким образом довольно большой части потенциальной аудитории. Те, кто ставил возрастное ограничение, явно не досмотрели ленту до конца: во второй половине постановщик развеивает все страхи с помощью хорошо знакомого ему средства, а именно — смеха. И даже нехороший бывший человек в исполнении Сэмюэля Л. Джексона больше шутит шутки, чем злодействует.
Вынесенная в название мисс Перегрин так и не получает статуса первостепенного персонажа: Ева Грин появляется в кадре так, как это сделал бы любимый актер Бертона Депп, но впоследствии и дети, и само действие прекрасно справляются и без нее. Перед зрительским взором даже не история любви, хотя главный герой все время норовит поцеловать летающую девочку: о том, что эти двое будут вместе, экстрасенсорным способом сообщают в первой половине ленты, да и без этого оно было понятно. «Дом странных детей» — рассказ о том, как бывает опасно, но радостно и увлекательно в плену собственных галлюцинаций. Джейку, которому качественно прокачали воображение в детстве, не место среди гогочущих по поводу и без сверстников, сотрудниц магазина с пистолетами в автомобильных бардачках и прочих реальных людей. Паникующую маму и не упускающего повода чего-нибудь выпить папу главный герой оставляет за бортом собственной судьбы, не испытывая искреннего сожаления. Бертон в очередной раз гильотинирует фальшь и мещанство среднего класса, высмеивает склонность при любой неурядице бежать на кушетку к психологу, а «не таким, как все» советует держаться вместе. Только объединив усилия, мутанты одерживают первые победы над теми, кто постоянно пытается разрушить идиллию закольцованного солнечного дня.
В создании контраста Бертону изо всех сил помогает оператор Брюно Дельбоннель, известный по работе над картинами «Амели» и «Через Вселенную». И там, и здесь картинка играет гораздо более важную роль, нежели диалоги и поступки: и выбор специалиста сделан абсолютно верно. Фильм начинается с открытки и открыткой же заканчивается — создатели «Дома странных детей» явно не прочь вернуть моду на рукописные послания. Лента парадоксальным образом воспевает в одной оде воображаемое и материальное: этому режиссеру, впрочем, такое отнюдь не впервой. Пациенту именно потому и хорошо в мире разноцветных иллюзий, что выдуманные декорации оказываются осязаемыми. Морковка размером с лошадь доходит до стадии аппетитного пирога, бельчонка действительно нужно спасать, а монстры вовсе не прячутся под кроватью: их непросто разглядеть, но и пощады ждать не стоит. Ближе к финальным титрам постановщик окончательно развязывает себе руки, которые в его случае всегда немного ножницы, и даже вставляет в свой фильм вопиющую в своей банальности сцену про воскрешающий поцелуй. К этому времени все ненужные ни герою, ни его создателю персонажи растворяются в тумане небытия, а сюжет достигает кульминации питерпэновского толка. И если эту историю все же продолжат, хотелось бы, чтобы это снова сделал безумный Тим.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии