Андрей Митрофанов
Вышли из нобелевской шинели
Шведская академия присудила Нобелевскую премию по литературе американскому музыканту Бобу Дилану. Выбор оргкомитета, сделанный им в 2016 году, еще долго будет предметом дискуссий. Впрочем, не яростных, а, наоборот, вдумчивых и спокойных, чем не мог похвастаться год 2015-й, в котором престижную премию получила белорусская писательница Светлана Алексиевич.
Редкая известная премия в какой бы то ни было сфере творческой деятельности сегодня избегает обвинений в политизированности, ангажированности и так далее: в любом языке предостаточно громких слов, чтобы сколько угодно бросаться ими в пустоту. Статус нобелевской премии предельно высок, её лауреаты в литературной номинации официально становятся живыми классиками, и поэтому ежегодно в адрес академии направляется поток критики, которая строится на любых удобных фундаментах. Очень часто победителей уличают в недостаточной известности в разных уголках планеты, а жюри — в том, что оно дальше своего европейского носа ничего не видит. Писатели Харуки Мураками, Джойс Кэрол Оутс и Филип Рот наверняка легко нашли бы общий язык с Леонардо ДиКаприо. Правда, он свой злополучно-долгожданный «Оскар» в начале года все-таки получил.
Сразу после внезапного триумфа Боба Дилана, который оставил не у дел признанных поэтов, прозаиков и драматургов, русскоязычный сектор всемирной паутины наполнился комментариями известных и не очень людей о том, можно ли вообще относить его деятельность к литературе. Тех, кто говорит категорическое «нельзя», явно больше, они зачем-то подсовывают Шведской академии покойных Высоцкого и Окуджаву, саму премию называют то «цепной», то «карманной» и по привычке машут кулаком в сторону североамериканского комитета, полагая, что именно оттуда в Стокгольм летят депеши с рекомендациями. Более спокойные, но все же несогласные, справедливо вопрошают, что расширять рамки и ломать шаблоны — это, конечно, хорошо, но поистине великие писатели и без того слишком часто покидают этот мир, так и не дождавшись почетнейшей из наград.
Боб Дилан — американский автор-исполнитель, художник, писатель и киноактёр. Культовая фигура в рок-музыке на протяжении пяти десятилетий. Многие его песни, такие как «Blowin' in the Wind» и «The Times They Are a-Changin'», стали гимнами движения за гражданские права и антивоенного движения в США. По данным опроса журнала Rolling Stone — является вторым (после The Beatles) по значимости исполнителем истории музыки.
«Какой вклад в мировую культуру сделал Дилан, кроме американской? Давайте спросим полтора миллиарда китайцев, какой вклад Дилан сделал в их культуру. Наверно, никакого», — так прокомментировал ситуацию знаменитый российский эксперт в области всего Юрий Лоза. Китайцев мы, конечно, ни о чем таком не спросим, равно как и о том, насколько сильно на их умах отразилось творчество Сэмюэла Беккета, Дорис Лессинг и Иосифа Бродского, а на наших, соответственно — книги нобелевского лауреата 2012 года по имени Мо Янь. Есть подозрение, что и сам эксперт, и подавляющее большинство его современников, не могут похвастаться доскональным знанием творчества нобелевских лауреатов: эту премию дают не завоевателям планет вроде Джоан Роулинг или Стефани Майер. Её присуждают за другое.
Вот два примера. «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы» — так звучит обоснование «нобелевки», которой удостоился в 1970 году Александр Солженицын. Интересно, говорили ли тогда о том, что премия становится «русской карманной». «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» — это пятью годами ранее для Михаила Шолохова. Автор «Тихого Дона» вообще ломает весь конспирологический каркас вокруг Нобелевской премии: в отличие от остальных четверых российских лауреатов, он гонениям советской власти не подвергался, а очень даже сытно кормился из ее заботливых, но грубых рук. И даже, говорят, королю Швеции кланяться отказался, когда деньги получал. Получал, чего не скажешь о другом удостоившемся награды писателе — Борисе Пастернаке.
В следующем году исполнится 30 лет с того момента, как в последний раз Нобелевскую премию по литературе получал наш соотечественник (правда, вынужденный из этого самого отечества сбежать). Срок приличный и, вероятно, в ближайшие годы он будет только расти. Есть, понимаете ли, такое ощущение. За эти три десятка лет лауреатами становились представители самых разных стран, а по нескольку раз — британцы (3), французы (3) и немцы (2). Боб Дилан стал вторым за этот период американцем, получившим престижную награду. При этом список номинантов оглашают не ранее, чем через 50 лет: то есть о том, кто конкурировал с американским музыкантом, расскажут только в 2066 году. Шведскую академию не хочется обвинять и уличать, ей хочется посочувствовать: попробуйте-ка подержать руку на литературном пульсе, когда он бьётся в таком количестве государств — и везде по-разному.
Но если даже и не сочувствовать, то отдавать себе отчет в том, что Нобелевская премия — это, скажем так, не «Евровидение», все-таки необходимо. Ожесточенно критиковать решения жюри бессмысленно в обоих случаях, но в первом имеет смысл проявить уважение, почитать, в конце концов, о чем поет Боб Дилан в оригинале или дождаться русскоязычных изданий, которые, можно быть уверенными, скоро появятся на полках книжных магазинов. А свое мнение о победителе достоянию общественности предавать совсем не обязательно. Вот я, к примеру, молчу о том, что эти ангажированные подлецы год за годом оставляют без звания нобелевского лауреата моего любимого писателя, англичанина Джулиана Барнса.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 14.10.2016
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
https://www.theguardian.com/music/2016/oct/14/leonard-cohen-giving-nobel-to-bob-dylan-like-pinning-medal-on-everest
Леонард Коэн(поэт песенник из Канады) назвал вручение премии Бобу «прикреплением медали к Эвересту». Он упомянул нобелевского лауреата, рассказывая о том, как писать песни. По мнению Коэна, Дилан знает об этом «больше, чем все мы».
Автор песен Дилана о том, как Диану присудили нобелевку за песни))) Интересно, он тонко потроллил , или серьезно?..
Губка Боб))), впитывающий чужое.
— ГурдЕсть чуточку времени. Добавлю.
К 60-м годам окончательно сформировался феномен «народной музыки» — демократическая музыкальная продукция, предназначенная для потребления народными массами, в дальнейшем именуемая поп-культура (не путать с истинно народной музыкой!). В эстетическом плане явление поликультурное, синтезировавшее элементы негритянской, европейской, азиатской и пр. культур, что идеально с точки зрения гармонии с внеэтнической сутью массовой культуры. В поп-музыке происходит рождение поп-группы как феномена. Маленький постоянный коллектив, соединивший в себе функции композитора, исполнителя, музыкального аккомпанемента. Где знакомились с их творчеством? На концертах, но этого было слишком мало. Кино, радио, телевидение, что усилило и расширило их влияние. На вершине Битлз, Роулинг Стоунс и... Боб Дилан))) И это не только музыкальное лидерство, они стали лидерами молодежной субкультуры. Влияли на все: стиль поведения, манеру одеваться, эстетические вкусы, политические ориентиры своего поколения. Пошло построение новых мифов, порожденных послевоенной цивилизацией, возникновение социокультурных явлений, имеющих глобальные масштабы — битломания.
Какое отношение все ЭТО имеет к большой литературе?.. Никакого. А вот к бизнесу — прямое. К глобализации — да. МК — эффективный механизм консолидации общества. Фактически заменяя государственные институты, массовая культура выступает манипулятором-регулятором психического и нравственного состояния общества. Вот почему премия у Боба, а не у Гребенщикова))) Но к большой, настоящей литературе его творчество не имеет никакого отношения. Поэтому то и нет споров вокруг этого вручения. Все все понимают. «Ничего личного. Это просто бизнес.»Аль Капоне.
Иногда слушаю Марлен Дитрих «Blowin′ in the Wind»- автор Боб Дилан.
Текст песни, возможно, написан под влиянием Ветхого Завета. Сравните: «Сын человеческий! Ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они — мятежный дом» (Иезекииль, глава 12) и дилановское: «Сколько ушей нужно человеку, чтобы услышать... Сколько раз человек может отворачиваться, прежде, чем увидеть?...»
Мелодия песни основана на старом негритянском спиричуэле No More Auction Block. Песня была сочинена канадскими неграми, которые поселились там после отмены рабства в Британии (1833). Дилан сам признавал заимствование, в интервью 1978-го года он сообщил, что «′Blowin′ in the Wind хранит дух этого спиричуэла».
Боб Дилан исполнял эту негритянскую песню примерно в тот же год, когда была написана эта песня (1962) на одном из концертов.
Бобу Дилану на момент написания этой песни было всего 20 полных лет: песня появилась в середине апреля 1962-го года, дата рождения Дилана 24-го мая 1941-го.
Источник: http://music-facts.ru/song/Bob_Dylan/Blowin-_in_the_Wind/
Кроме авторства, есть в песне что-то от Боба?)))
— ГурдВ пояснении при выдаче четко сказали почему ему: за «создание поэтических образов в великой американской песенной традиции». Правда не пояснили, что великая американская — это великая средневековая, родом из Англии и тп.
Боб никогда не скрывал, что «работает как вагант».
На многих «великих» он оказал свое влияние. Еще в самом начале 60-х, еще до своей всемирной славы Битлз учились у него писать песни, для них он был далеким и недостижимым американским богом. Они с благоговением повстречались с ним во время своего первого американского тура в феврале 1964 года, и он тут же открыл им «двери восприятия», приобщив наивных ливерпульских парней к неведомой им до тех пор марихуане. И у них поперло. Секс, наркотики, Боб — рок-н-ролл! Кто круче, их наркоман Боб Дилан, или наш — Высоцкий? На Высоцком много не заработаешь, а на одних только битлах приподняли...
Можно считать эту премию Боба (Роберт Аллен Циммермана) как «доброту меценатов» и ностальгию жюри по 60-м.
(Кстати, не ставьте учеников выше Боба. Гребенщиков кое-как переварил его своим гусским сознанием)))
— ГурдЭти вопросы не Гурду, а нобелевскому комитету.
Еще бы Леву Гинзбурга вспомнили с его переводом вагантов «Во французской стороне, на чужой планете»(https://ru.wikipedia.org/wiki/Ваганты)))
Каждого мнение выслушивать — решения нобелевскому комитету не принять.
Вот, например, Застольная студенческая:
Gaudeamus igitur,
Juvenes dum sumus!
Post jocundam juventutem,
Post molestam senectutem
Nos habebit humus.
Ubi sunt, qui ante nos
In mundo fuere?
Transeas ad superos,
Transeas ad inferos,
Hos si vis videre!
Vita nostra brevis est,
Brevi finietur;
Venit mors velociter,
Rapit nos atrociter,
Nemini parcetur!
Vivat academia!
Vivant professores!
Vivat membrum quodlibet!
Vivant membra quaelibet!
Semper sint in flore!
Vivant omnes virgines,
Graciles, formosae!
Vivant et mulieres,
Tenerae, amabiles,
Bonae, laboriosae!
Vivat et res publica
Et qui illam regunt!
Vivat nostra civitas,
Maecenatum caritas,
Qui nos hic protegunt!
Pereat tristitia,
Pereant dolores!
Pereat diabolus,
Quivis antiburschius,
Atque irrisores!
Переведем для тех, кто случайно не знает:
Гаудеамус
Итак, давайте радоваться,
Пока мы молоды!
После весёлой молодости,
После горестной старости
Мы будем принадлежать земле.
Где те, кто до нас
Были в мире?
Надо отправиться на небеса,
Надо проникнуть под землю,
Если хочешь их увидеть.
Наша жизнь коротка,
Быстро заканчивается;
Скоро приходит смерть,
Безжалостно нас уносит,
Никого она не щадит!
Да здравствует академия!
Да здравствуют профессора!
Да здравствует каждый из нас!
Да здравствуем все мы!
Да процветают все вечно!
Да здравствуют все девушки,
Стройные, прекрасные!
Да здравствуют и женщины,
Нежные, любящие,
Добрые, трудолюбивые!
Да здравствует и наша страна,
И те, кто ей правят!
Да здравствует наше государство,
Доброта меценатов,
Которые так о нас заботятся!
Да погибнет уныние,
Да погибнут печали!
Да погибнет дьявол,
(А с ними и) всякий враг студентов,
А также насмешники.
— ГурдГурд, а Высоцкий, которого томами издают — он поэт или трубадур? а Галич? Башлачев? Цой? Гребенщиков?
— Андрей МитрофановВполне достойный лауреат.
И очень хороший текст.
Не соврать — лет двадцать не читал в Амурской правде текста такого качества.
Спасибо.
— slun (гость)Трубадуру дали премию.
Сенсация для непосвященных. Песня сейчас тоже литература. На вопрос: «Читал ли ты книги нобелевского лауреата?» Звучит вполне современный ответ: «Я его слышал, или слушал.»
— ГурдСпасибо. Очень хорошо написано. Я бы тоже, дай мне волю, голосовала за Харуки Мураками, но скандалы привлекают внимание )))
— sveta