Film.ruFilm.ru

Подвели разные факторы — уже упомянутый маленький бюджет, неудачный выбор оператора, заведомое нежелание авторов искать оригинальные решения внутри стандартного сюжета. И все же «Вирус» не нагоняет стандартную блумовскую тоску — и на том спасибо. 

История и впрямь не нова: создатели «Вируса» попытались смешать разные угрозы существованию человечеству, отщипнув понемногу от того, что было сделано ранее. Потому в сюжете имеются и агрессивные зомби (которых никто больше не хочет изображать медлительными и неповоротливыми, к огорчению Джорджа Ромеро), и недружелюбные червякообразные организмы, которые этими зомби управляют, изредка выглядывая наружу, и даже сражение государства с эпидемией. Последнее показано достаточно лениво: слегка повозились, накладывая нужные слова на видеозапись выступления Барака Обамы, добавили десяток плохо организованных парней в форме, перекрыли дороги и раздали маски.

Карантин, объявленный в маленьком городке, помогает избежать все тех же излишних затрат и вывести некоторых персонажей за пределы обозрения. Среди них герой Майкла Келли — это единственный действительно известный актер, затесавшийся в компанию молодых и куда менее опытных коллег. Стремление режиссерского дуэта пожертвовать визуальным размахом катастрофы и сосредоточиться на частной трагедии очевидно с самого начала — что ж, это, по крайней мере, честно. Мир погружается в хаос исключительно на экранах телевизоров и ноутбуков. 

Генри Джуст и Эриель Шульман вместе снимали не только несколько сиквелов «Паранормального явления», но и вышедший в этом году «Нерв» с Эммой Робертс и Дэйвом Франко, который оказался вполне успешным в коммерческом отношении. О достижениях «Вируса» ничего не известно, но с учётом того, что одновременно с театральной премьерой фильм презентовали в интернете, а буквально через пару дней выпустили на DVD, можно сделать некоторые не самые радужные предположения.

Картина и сама по себе оставляет ощущение какой-то брошенности: неплохая завязка, больше подходящая для молодежной драмы, нежели для фильма ужасов, несколько находок, разбросанных по сюжету — все это оставлено на произвол судьбы. В итоге и попыток напугать публику в фильме непозволительно мало, и романтическую линию опошлили как-то бесцельно, и настроиться на драму мешают зомбированные обыватели, ломящиеся в двери.

В центре событий — две сестры, которые вынуждены спасаться самостоятельно, когда вокруг начинают твориться очень нехорошие дела. Режиссеры еще на старте дают понять, что отношения между девушками гораздо важнее того, в кого там залез очередной подавляющий волю червяк. Оттого первая треть «Вируса» — это что-то вроде «Мира призраков», снятого не самыми уверенными в себе специалистами. 

Так или иначе, подход подкупает зрителя, привыкшего к тому, что молодежь в подобных фильмах первым делом хватается за спиритическую дощечку или хотя бы просто забирается в проклятый старый дом, чтобы там бесславно погибнуть. Стэйси и Эмма же в первую очередь являют собой единство двух противоположностей, а стало быть — предстают перед нами как личности, а не безликие жертвы грядущих неприятностей. Старшая отъявленно панкует, встречается с выдающимся придурком (который для пущей придурковатости входит в кадр на костылях), грубит интеллигентному папочке и постоянно задирает младшую. Эмма, в свою очередь, пытается понять, что за разлад творится в семье, а одновременно с этим заводить знакомства в новой школе, и особенно — с симпатичным старшеклассником, живущим по соседству.

Внешний мир сотрясают известия о распространении гриппа, заразившись которым, гражданин приобретает слишком хороший аппетит. Такой, что ближние кажутся вполне подходящим решением проблемы — и без всяких там глупостей вроде предварительной термической обработки. Рано или поздно беда постучится и в двери сестер, как раз тогда, когда родителей не окажется дома. С этого момента «Вирус» начинает несколько запоздало раскачивать себя, как заявленный фильм ужасов — и становится куда менее интересным. 

Джуст и Шульман принимаются за дело: устраивают пир во время чумы, то есть вечеринку во время карантина: похоже, в городе вообще не осталось взрослых, кроме отчима вышеупомянутого соседского мальчугана, которому все фиолетово. Дискотека вроде бы должна основательно продвинуть детишек в плане запретных познаний друг о друге, но вместо этого превращается во вполне ожидаемый апофеоз рычаний, хватаний и кусаний. Здесь следует отметить операторскую работу: Магдалена Бачман кое-как справляется с ней, пока в городке все мирно, но как только речь заходит о бегающих зомби, все рушится.

Зрителю остается лишь надеяться на скорейшее возвращение от общего к частному, и оно не заставляет себя долго ждать. Убедившись, что молодежного триллера про покойников, число которых растет в геометрической прогрессии, из «Вируса» не получается, режиссеры оперативно избавляются от тех немногих, кто заразился и возвращают действие на семейный уровень. От этих метаний картина, безусловно, много не выигрывает, но хотя бы остается не самым скучным зрелищем до самых титров. Солнышко светит, военные отступают, грипп шагает по планете, а герои тем временем готовят почву для сиквела, который обещает нам подобие «Зомбилэнда». На всякий случай. 

Впрочем, в этой истории гораздо меньше смешного: персонажи то и дело оказываются перед крайне нелегким выбором, а неизвестность порой тревожит гораздо сильнее, чем прямолинейный грохот кулаков, стучащих по входной двери. София Блэк-Д’Элиа и Анали Типтон достаточно уверенно справляются с ролями сестер — даже в тот момент, когда приходит пора менять первоначальное впечатление аудитории. Вложи создатели «Вирус» в свой продукт побольше средств, старания и таланта — получилось бы очень интересно, с претензией и с умом.

Но фильм — всего лишь один из многочисленных патронов в продюсерской обойме, так что о претензиях говорить на самом деле не приходится. Историю из обрывков зрителю приходится складывать самостоятельно, тем, кто рассчитывал поерзать в кресле в ожидании чего-то страшного, много в этот вечер не выпадет. И все же у этой драмы есть нужный подтекст, над которым стоит поразмыслить. Беда только в том, что для этого совершенно необязательно смотреть фильм.