Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)

Сайт — висит, офис — закрыт

— На сайте Росгосстраха при попытке оформить полис сегодня (11 января. — Прим. АП) появляется ошибка. Вчера после заполнения всех данных сайт Росгосстраха предлагал перейти на сайт замещающего страховщика — «Ингосстрах». Но на ресурсе «Ингосстраха» я не смог внести данные о модели своего авто, так как его нет в справочнике, — рассказал АП о своих мытарствах в попытке оформить электронный полис ОСАГО автомобилист из Константиновки Владимир Караулов.

Мужчина пробовал приобрести электронный полис на сайтах других страховых организаций: «Хоска», «Гелиос», ВСК и «РЕСО-гарантия» — но безуспешно. Махнув рукой на современные технологии, Владимир Караулов решил пойти традиционным путем. Но не тут‑то было. Офисы имеющихся в Константиновке страховых компаний «Росгосстрах» и «Гелиос» были закрытыми, несмотря на то что праздничные каникулы закончились три дня назад.

Новый способ оформления страхового договора оказался недоступен и некоторым благовещенцам. Например, директор Института Конфуция Николай Кухаренко в январские каникулы столкнулся не только с отказом сайтов оформлять полис, но и с завышением конечной стоимости страховки. По словам Николая, за его безаварийный стаж вождения ему положена максимальная скидка при оформлении полиса ОСАГО. В итоге страховка должна была обойтись ему значительно дешевле — почти в два раза. Вот только при попытке приобрести страховку сайт Росгосстраха выписал автомобилисту счет вдвое больше положенного.

Первые полисы

Казалось бы, кого из амурчан сегодня удивишь тем, что страховщики отказываются оформлять полисы ОСАГО, пускай даже через интернет. Однако в первую неделю нового года нашлись и счастливчики, которым удалось купить Е-ОСАГО. Запущенная система электронной автогражданки оказалась избирательной — в один день сайты страховых организаций могли выдать полис одному водителю и в то же время отказать другому.

2723

электронных полиса ОСАГО оформлено в Приамурье в 2016 году

— 4 января сделал страховку через сайт ВСК без сбоев и достаточно быстро. Процедура заняла всего 10 минут, при этом без переплат и накруток. За автомобиль мощностью 105 лошадиных сил я заплатил около 4 тысяч рублей, — рассказал Дмитрий Поправко. — В этот же день при мне электронный полис ВСК пытался получить мой товарищ, однако при регистрации его данные не прошли проверку в РСА, хотя раньше никаких проблем не возникало. Повторные попытки результата не дали. Сайт начал зависать, а потом и вовсе выдавал ошибку. Накануне решили попробовать еще раз, и все получилось.

Почему сайты страховщиков проявляют такую избирательность, нам выяснить не удалось, но о том, что система, мягко говоря, барахлит, косвенно подтверждают данные Центробанка, который контролирует сферу автострахования. Специалисты ЦБ отмечают, что за первую неделю 2017 года в Банк России поступило достаточно большое количество жалоб относительно оформления электронного полиса ОСАГО. Правда, сейчас эксперты пытаются понять, какая часть из них связана с действительно техническими недоработками страховщиков, а какая — с непониманием потребителями особенностей оформления данной услуги в электронном виде.

Все же регулятор встал на защиту автовладельцев. Директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук заявил, что к 1 января 2017 года страховые компании обязаны были обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов — для этого установлены специальные требования.

Запутались в полях

В РСА поспешили переложить ответственность на автомобилистов. В союзе полагают, что при заполнении электронного аналога полиса люди допускают много ошибок или вовсе пытаются внести недостоверную информацию, а потому и жалуются. «РСА проанализировал характер обращений граждан по поводу заключения таких договоров. Большая часть касается сложности заполнения большого числа полей», — пояснил президент РСА Игорь Юргенс. По его словам, если раньше все необходимые документы заполнял агент или сотрудник страховой компании, то в случае оформления полиса онлайн придется делать это самостоятельно.

На рынке говорят о взрывном росте продаж — только за первую неделю через интернет было продано больше 16 тысяч полисов. Это в 15 раз больше, чем за первую неделю января прошлого года, когда договоры заключались в добровольном порядке, сообщили в союзе автостраховщиков. При этом регионами-лидерами за первые восемь дней 2017 года стали Краснодарский край (свыше 2,2 тысячи полисов Е-ОСАГО), Волгоградская и Ростовская области (более 1000 полисов в каждом). Это те самые регионы, которые из‑за высокой убыточности ОСАГО относят к «токсичным» и где в 2016 году имелись проблемы с доступностью бумажных полисов.

Амурская область не раз называлась РСА «токсичным» регионом, однако по сравнению с остальными бурного роста продаж Е-ОСАГО у нас не произошло. С 1 по 7 января обладателями электронных полисов стали всего 183 жителя Приамурья.

Купить за 30 минут

ЦБ сообщил о намерении контролировать бесперебойность электронных продаж. Регулятор напомнил, что, согласно требованиям, перерыв в работе сайта страховщика не должен превышать 30 минут в сутки. Кстати, в течение того же срока должно быть обеспечено и заключение договора — с момента направления заявления на страхование. Плановые технические работы разрешены компаниям не чаще одного раза в месяц в период с 22:00 до 8:00 по московскому времени.

54

страховые компании осуществляют фактические продажи электронных полисов ОСАГО, по данным РСА  

Процедура покупки электронного полиса достаточно проста. Потребуются те же документы, что и для приобретения полиса в офисе: паспорт, водительское удостоверение, ПТС и диагностическая карта (для автомобилей старше трех лет). Для оформления электронного полиса ОСАГО необходимо пройти регистрацию на сайте страховой компании и получить от нее логин и пароль для доступа в личный кабинет. Для покупки полиса ОСАГО после авторизации на официальном сайте страховщика необходимо заполнить заявление в электронной форме.

Страховая компания обязана предоставить возможность оплаты е-полиса банковской картой, дополнительно страховщиком могут быть предложены иные способы оплаты. Электронный полис будет отправлен на адрес электронной почты, указанный при регистрации на сайте. Автовладелец также по желанию может получить полис в привычном бумажном виде, при этом необходимо будет оплатить услуги почтовой доставки. После покупки ОСАГО онлайн необходимо распечатать бланк полиса и возить с собой для предъявления сотрудникам полиции.

15 или 21

Трудно не согласиться с тем, что при оформлении ОСАГО человеческий фактор играет большую роль. Так, например, при заполнении отдельных полей на сайте страховщика некоторых благовещенцев ввело в ступор то обстоятельство, что номер диагностической карты состоит из 15 цифр, а сайты страховщиков требуют 21‑значный номер.

Немногие осведомлены, что необходимо вносить номер карты, который зарегистрирован в ЕАИСТО (единой автоматизированной системе технического осмотра). Он, как правило, указан на оборотной стороне бумажного экземпляра карты техосмотра. Кроме того, в интернете есть большое количество бесплатных сервисов, позволяющих проверить ТО по базе ЕАИСТО.

Куда жаловаться

При возникновении вопросов по оформлению договоров Е-ОСАГО граждане могут направить письменное обращение в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров при Банке России. Это можно сделать по адресу 107 016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12 либо по электронной почте fps@cbr.ru, а также заполнив электронную форму в интернет-приемной Банка России. К обращению необходимо приложить скриншот с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховой компании.

Кроме того, обращение можно направить в Российский союз автостраховщиков (115093, Москва, ул. Люсиновская, 27, стр. 3. Электронная почта request@autoins.ru, телефон 8‑800‑200‑22‑75).

Возрастная категория материалов: 18+