«Копай себе могилу!»
«Брата отвезли на берег Зеи, дали лопату и сказали: копай. Если через неделю не отдашь 700 тысяч, которые должна твоя дочь, в следующий раз мы тебя здесь закопаем. Он нашел деньги за неделю», — рассказ жительницы Благовещенска кажется сценой из дешевого боевика. Вот только подобных случаев работы коллекторов по стране — сотни. Доведение до самоубийства, насилие, незаконное проникновение в жилище — работа коллекторов до последнего времени фактически не была регламентирована законом, и фразу «возвращение долгов» специалисты по возвращению трактовали как хотели.
«К нам на собеседование пришел военный пенсионер и спросил — дадут ли пистолет для выездов к должникам».
— Я помню, к нам на собеседование — устраиваться в отдел по работе с проблемными клиентами — пришел военный пенсионер, — рассказывает сотрудник одного из банков области. — Первый его вопрос был: дадут ли пистолет для выездов к должникам. Конечно, его не взяли. Но я знаю, что он устроился в коллекторское агентство и считается там одним из самых эффективных специалистов.
Регулярные нарушения Уголовного кодекса коллекторами по всей стране в итоге привели к созданию Федерального закона РФ № 230. В нем подробно расписано, кто и как может заниматься возвращением взятых в кредит средств. Законодатели определили контролирующий работу коллекторов орган — это Федеральная служба судебных приставов.
— И коллекторы, и приставы занимаются взысканием долгов, — комментирует начальник отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан управления ФССП по Амурской области Ольга Заварзаева. — Но если мы работаем в рамках возбужденного исполнительного производства, то коллекторы — в досудебном периоде. Служба судебных приставов теперь уполномочена не только осуществлять контроль за их деятельностью, но и привлекать к административной ответственности в случае нарушений законодательства.
Должников беспокоить по расписанию
41
миллиард рублей — кредиты на такую сумму взяли амурчане на 1 января 2017 года, по данным ГУ Центробанка по Амурской области.
Новые правила не дают коллекторам давить на должника. Например, звонить заемщику можно не чаще 2 раз в день и 4 раз в неделю. Беспокоить проблемного заемщика телефонными разговорами, смс, письмами и лично можно только в рабочие дни с 8 утра до 22.00, в выходные и праздники — с 9 до 20.00 по месту пребывания должника.
Теперь коллекторы могут звонить только по телефону, который зарегистрирован на должника. А значит, звонки родственникам и друзьям незаконны. Личный визит — не чаще раза в неделю.
— При любом обращении — письменном или устном — коллектору стоит представиться, назвать свою организацию, представить полную информацию о кредитном договоре, размере и структуре просроченного долга, — комментирует Ольга Заварзаева. — Не допускаются угрозы, оскорбления должников, моральное давление. Чтобы не нарушить права обеих сторон, коллекторам предложили записывать все переговоры.
Если коллекторы звонят раньше или позже разрешенного времени или чаще, указывают не всю информацию, амурчане могут обращаться к приставам. За это агентствам грозят штрафы: от 5 до 50 тысяч рублей на физическое лицо и от 10 до 100 тысяч — на юридическое.
— Если вы хотите подать обращение о нарушении коллекторами ваших прав, имеет смысл заранее взять распечатку телефонных звонков или электронных писем — это ускорит процесс, — говорит Ольга Заварзаева. — Кроме того, нужно помнить, что в компетенции ФССП административные нарушения. Все, что попадает под действия Уголовного кодекса, будет рассматриваться правоохранительными органами.
Кому можно стать коллектором
67,2
миллиарда рублей должны жители области кредитным организациям на 1 января 2017 года, по данным ГУ Центробанка по Амурской области.
В ФССП можно пожаловаться только на легальные коллекторские агентства — все они есть в реестре в открытом доступе на сайте службы приставов. Если компании, требующей возвратить долг, нет в списке, можно обращаться в полицию, так как работа таких взыскателей долгов незаконна.
При этом коллекторы, зарегистрированные в любом регионе, имеют право работать по всей России. Всего на сегодняшний день в реестре около 50 агентств. В Амурской области была подана только одна заявка на создание агентства, но и ее уже отозвали.
— К компаниям, которые хотят вести коллекторскую деятельность, существует ряд требований. Ни один сотрудник агентства не должен за последние три года иметь непогашенной задолженности. Более того, возместить долг такой человек должен был в течение 30 дней после вступления в силу соответствующего решения суда, — говорит Ольга Заварзаева. — Также сотрудники и руководство коллекторского агентства не должны иметь непогашенной судимости в сфере экономики и против госвласти.
Кроме того, коллекторское агентство обязано застраховать ответственность за причинение вреда должнику в ходе своей работы. Сумма страховой выплаты должна быть не менее 10 миллионов рублей. Также 10 миллионов — минимальный разрешенный размер чистых активов агентств.
Также коллекторам придется потратиться на специальное программное обеспечение и оборудование для фиксации и трехгодового хранения записей переговоров с должниками.
Вопрос рентабельности
4,5
миллиарда рублей — просроченная задолженности амурчан перед банками на 1 января 2017 года.
Все вместе — жесткие и затратные требования к организации работы, ограничение возможности психологического давления на должника и высокие штрафы за малейшие нарушения — ставит под сомнение рентабельность коллекторского бизнеса. Ведь банки (а именно они в основном продают свои непогашенные кредиты) в большинстве имеют свои отделы работы с проблемными должниками. Однако, будучи вынужденными действовать в рамках закона, такие кредитные организации не могут позволить себе выйти за рамки допущенного Уголовным кодексом при общении с должником. А значит, коллекторам достаются заемщики, на которых уговоры «по‑хорошему» банковских сотрудников не подействовали. Но теперь и у коллекторов остались те же мирные методы убеждения, следовательно, уровень возврата долгов, скорее всего, упадет. Таким образом, ждать высокой конкуренции в коллекторской сфере в ближайшем будущем, скорее всего, не придется.
И самое неочевидное — ФЗ № 230 может повлиять и на процентные ставки по потребительским кредитам. Ведь если коллекторы будут скупать меньше «проблемных» займов, значит, больше «просрочки» ляжет на банки. Но повышение процентных переплат для всех клиентов может сказаться на конкурентоспособности кредитных организаций. Поэтому имеет смысл ждать развития тенденции последних лет — дифференцированного подхода к процентной ставке в зависимости от платежной благонадежности клиента.Кредитная история будет иметь все больший вес.
Амурчане пожаловались на сборщиков долгов
Две первые жалобы на работу коллекторов сотрудники ФССП по Амурской области получили в конце января. Амурчане пожаловались на звонки коллекторов. «Мы проверили коллекторские агентства, они зарегистрированы в Москве. Собрали пакет документов, дополнительно опросили граждан и направили все документы в столицу, — комментирует Ольга Заварзаева. — Поскольку законопроект вступил в силу с начала этого года, механизмы взаимодействия еще нарабатываются».
Отказаться от звонков коллекторов теперь можно, написав заявление в ФССП. Достаточно направить письмо через нотариуса или заказной почтой кредиторам, и коллекторы потеряют право донимать человека. Заявления могут быть двух видов: либо перевод всех переговоров с должником на представителя (адвоката), либо полный отказ от взаимодействия, после которого коллекторам останется идти в суд. Второй вид заявления может быть направлен коллектору или кредитору не раньше чем через четыре месяца после возникновения просрочки.
«За каждый звонок мы получали 5 рублей»
До последнего времени стать коллектором было несложно: объявления с соответствующими вакансиями ежедневно выкладывали в интернете.
— Я училась на 4‑м курсе и искала подработку на пару часов в день. Решила попробовать себя в роли коллектора. Устроиться было просто — лишь бы возраст позволял. Никакого образования или опыта от меня не требовалось. Мы работали от компании «Феникс», должниками всегда были те, кто взял заем в банке «Тинькофф», — делится воспоминаниями жительница Благовещенска Дарья. — После обучения каждому выдавали базу с номерами и шаблоны разговора, их было три: с самим должником, с его близкими родственниками и со знакомыми. На каждый звонок отводилось три минуты. Я должна была успеть представиться, узнать, с кем говорю, сообщить о задолженности и постараться уговорить человека вернуть долг. Ругаться, кричать, использовать нецензурную лексику запрещено. Я проработала всего несколько недель, так как зарплата оказалась минимальной. За сам звонок нам платили по пять рублей, основной доход — если человек после обращения гасил хотя бы часть задолженности. Но это было большой редкостью.
«Дешевле поставить «Антиколлектор» и не платить»
Коллекторы не могут причинить должнику реального вреда, — считает благовещенка Марина, которая не раз имела дело с ними.
— На самом деле коллекторы беззубы. У меня было два непогашенных кредита. По первому со мной связался очень вежливый молодой человек, предложил реструктуризацию. Мы согласовали график платежей, и я погасила долг. А во втором случае звонили нахалы. Разговаривать с такими я не собираюсь, — говорит жительница областного центра. — Их угрозы смешны: говорили, что заберут квартиру, а это невозможно, если у человека единственное жилье. Заявляли, что отберут ребенка, — тоже нереально, если он сыт, одет, получает медпомощь и ко мне как к родителю нет нареканий. Говорили про испорченную навсегда кредитную историю. Неправда, банки учитывают только последние пять лет. Орали, что заведут дело по статье «Мошенничество». Это тоже вранье, доказать мошенничество по оформленному займу можно, только если я ни разу не заплатила ни копейки банку. В итоге я просто установила на телефоне программу «Антиколлектор» — она не пропускает звонки с телефонных номеров коллекторов. Теперь звонят редко, пару раз в месяц. Кладу трубку, нажимаю на кнопку — и этот номер появляется в общей «антиколлекторской» базе и блокируется у всех, кто пользуется программой.
Агентств станет в 10 раз меньше
Сегодня в Благовещенске работает лишь несколько представителей легальных федеральных коллекторских агентств. Одно из самых крупных — «Первое коллекторское бюро/ Национальная служба взыскания».
— Мы ожидаем, что коллекторский рынок претерпит изменения. До текущего момента на рынке было представлено более 800 компаний, которые называли себя коллекторами, — рассказал АП заместитель гендиректора объединенной компании «Первое коллекторское бюро/ Национальная служба взыскания» Павел Михмель. — После вступления закона в силу, ожидаем, что агентств останется не более 80. Это вызвано высокими требованиями, которые закон предъявляет к работе таких компаний. Коллекторские агентства, которые не войдут в реестр, будут действовать за рамками правового поля и попадут в поле зрения правоохранителей. Наконец, сделан первый шаг к формированию цивилизованного регулируемого рынка коллекторских услуг.
«Коллекторы выгоднее суда»
Зачастую банку выгоднее перепродать долг коллектору, а не добиваться возврата займа через суд.
— Судебный спор не всегда гарантирует возврат средств — например, у должника нет «белой» зарплаты, имущества, которое можно реализовать. При этом учтите, что пока долг не закрыт, банк вынужден, держать в резерве сумму, равную этому долгу. То есть заемщик теряет вдвойне, — комментирует банковский эксперт, пожелавший не называть своего имени. — При этом длиться суд может до года. Все это время деньги, вместо того, чтобы приносит прибыль, заморожены. Поэтому банки сотрудничают с коллекторами. Максимальная сумма, за которую можно продать такой долг — 80 % от задолженности, но это в том случае, если есть твердый залог. В среднем дисконт составляет от 40 до 60%.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии