Для многих в Благовещенске он был больше, чем основатель и председатель правления пассажирского порта «АмурАССО». Это был талантливый организатор, строитель, меценат, преданный амурской земле и ее людям. Сушков — фигура знаковая для нашего пограничного города. Он первым на Дальнем Востоке организовал круглогодичные перевозки через Амур в соседний Китай.
В Москву Владимир Сушков уехал, когда тяжело заболел. Нужен был самый высокий уровень высокотехнологичной помощи, которую в Дальневосточном регионе Владимир Николаевич не мог получить. Но здесь, на амурской земле, осталось самое для него дорогое, кроме детей, конечно. Это крепкое предприятие с развитой инфраструктурой и самым молодым в современной России речным флотом — осталось его детище, которому он отдал большую часть своей жизни.
«Володя в райкоме партии взял всю вину на себя!»
— Я хорошо знал еще его отца, — вспоминает Константин Непомнящий, бессменный руководитель Ивановского районного объединения «Сельхозтехника» с 1961 по 1997 год, у которого Владимир Сушков рос на глазах. — Когда в техникуме учился, Володя проходил практику у нас в мастерских. Начинал трудовую деятельность он в совхозе «Приозерный», а потом появился в Березовке — занял должность главного инженера ивановского ПМК. Я тогда руководил сельхозтехникой, и по работе мы постоянно с ним пересекались. Хватка у Сушкова смолоду была железная. Если что‑то задумал делать, то все доведет до конца. Есть у нас в Березовке улица Юбилейная. Дома когда‑то построили, а потом задались целью: а как же провести воду, потом отопление? Я говорю: «Володя, давай доброе дело людям сделаем». Он тогда уже был главным инженером управления сельского хозяйства в районе, организатор очень хороший. Помог нам! Люди до сих пор благодарны за то, что вода в домах есть.
Владимир Сушков был отличником речного и морского флота, имел звание почетного работника транспорта. Награжден Благодарственным письмом Президента Российской Федерации.
Однажды нас с ним вызвали на ковер. Бензовоз своевременно не доставил топливо в «Ерковецкий» совхоз. Оказывается, водитель по ошибке слил все на нефтебазе в селе, а топливо ждали в поле. Была страда, техника встала… Разговор в райкоме партии был жесткий. Тут Володя встает и говорит: «Это я во всем виноват, недосмотрел. Меня наказывайте». Да, он курировал доставку техники и горючего, но исполнителем был я. Это был мой косяк, а он тогда всю вину взял на себя. Хороший парень был — человек слова.
Даже когда уже в Москве жил, Володя не забывал о малой родине. Когда прилетал в Благовещенск, обязательно наведывался в родные места. В прошлом году был в Среднебелой на могилах матери и отца, по пути к нам в Березовку заехал. Меня в тот момент дома не было, так он два часа прождал, пока я вернусь. И потом еще мы больше двух часов сидели, друзей молодости пригласили, по душам разговаривали. Он хотя и перенес сложную операцию, чувствовал себя нормально. Еще бы жить и работать, но судьба распорядилась по‑иному…
«Он был рисковый и не боялся идти против течения»
Так говорят о Владимире Сушкове те, с кем он когда‑то начинал предпринимательское дело. В 1989 году он бросает стабильную размеренную жизнь чиновника в теплом местечке — организации «Амуркоммерциявнешторг» при областном управлении сельского хозяйства — и окунается в пучину бизнеса. Пассажирский порт «АмурАССО» сегодня — это красивое административное здание, пункты пропуска, речной вокзал, несколько терминалов, производственная база, склады, доки, причалы… Когда Сушков сюда пришел, на этом месте были только угольные склады. Начинали со строительства причальной стенки.
— Чтобы появилась причальная стенка, нужно было создать намывную территорию там, где нес свои воды Амур. Владимир Николаевич договорился с портом, и баржи во-зили гравий, — вспоминает, как все начиналось, старейший работник пассажирского порта Алла Масьянова. — Я как бухгалтер спрашиваю: а кто учитывает, сколько нам привезли пескогравия? Сушков говорит: «Я». Он работал круглосуточно, брал на себя все функции — и управленца, и инженера, и ревизора…
Он горел на работе, говорят те, кто трудился под началом Сушкова многие годы. Планерку мог провести прямо на базе или на стройке. И не раз бывало такое, что вечером гендиректор переодевался и всю ночь бок о бок с рабочими разгружал грузы, чтобы баржа не простаивала. Он не гнушается никакой работы и людей подбирает под себя — таких же трудоголиков, как он сам.
В конце 1990‑х, когда весь флот в стране продавался и судна разбирали на металлолом, Сушков решил собрать свою флотилию. И собрал! А через пять лет очередную цель поставил: давайте еще возьмемся и за грузовые перевозки. И какие бы амбициозные задачи Владимир Сушков ни ставил, они были всегда с заботой о коллективе и патриотическим подтекстом.
— Он рисковый по характеру. И всегда мог заразить окружающих своим энтузиазмом, своими идеями. Когда возникла идея наплавного моста, китайская сторона настаивала на том, чтобы поставить свои причалы, — вспоминает заместитель генерального директора предприятия Владимир Курякин. — Но Владимир Николаевич принял решение, что на грузовом направлении должны зарабатывать не только китайские, но и российские компании, и мы закупили сразу четыре баржи.
«Это был человек цели»
— Владимир Николаевич всегда был озабочен и опечален судьбой амурской флотилии, делал все, чтобы не развалился наш флот. А он разваливался на глазах — не только благодаря разрухе, которая шла из центра, но и недальновидности местных чиновников, которые не давали возможности нашим предпринимателям развиваться активнее, — вспоминает генеральный директор «Амурской ярмарки» Анатолий Телюк. — Поэтому и вопрос по регистрации судов Сушков решал в Хабаровске, а не в Благовещенске. Только тот, кто сам через это прошел, может оценить вклад Сушкова в спасение флота. Не случайно он потом пошел в депутаты. Не из‑за альтруистических соображений, а потому, что надо было вопросы решать и отстаивать свои позиции. Да, он решал вопросы экономические, но они же и социальный характер носят.
За собственные средства он обустроил в конце 80-х пункт пропуска Благовещенск — Хэйхэ.
Сегодня многие вспоминают замечательные корабли «Миклухо Маклай» и «Пржевальский», которые ходили в туристические рейсы от Благовещенска до Николаевска-на-Амуре и обратно, как это было здорово и познавательно. Не только эти, но и многие другие корабли были разбазарены. У нас остался только тот флот, который сумел сберечь Сушков. Это фигура знаковая для нашего города. В очень непростое время создать предприятие, которое уже четверть века отработало и развивается, — это дорогого стоит. Коллектив Пассажирского порта «АмурАССО» живет, зарплату получает и хорошо работает. Молодец! Он реализовал то, что хотел. Конечно, не в полной мере, я знаю, что планов было громадье. Но то, что сделать успел, вся инфраструктура останется здесь. Он оставил о себе память. И самое главное — он оставил результаты своей работы. Дай бог, чтобы все, что осталось после него, развивалось и набирало обороты.
«Он доверял, но проверял»
— Я знаю Владимира Николаевича с тех пор, когда он только создавал предприятие. Внешнеэкономическая деятельность тогда была еще только в зачатке, у таможни даже здания не было своего, — вспоминает генеральный директор ООО «Амурагроцентр», Александр Сарапкин. — Таможенный переход в Благовещенске заработал во многом благодаря его активной деятельности. Он в это дело вложил очень много своих сил и времени, всегда находился в гуще всех событий. Идет погрузка судна — Сушков рядом с рабочими, стройка идет — он уже там, смотрит, как плиты укладывают… Он лично знал каждого водителя, кто занимался грузоперевозками, каждого речника на судах. Не сидел в кабинете… В самом начале предпринимательской деятельности я арендовал у него склад. Однажды захожу — он там сидит. Казалось бы, что Сушкову там делать — он же директор?! А он сам проверяет, как поддоны стоят, как все разложено. Кладовщикам советы давал, как сделать лучше. Такой вот неравнодушный был человек. Приезжаешь на таможню, обязательно его где‑нибудь встретишь. Территория небольшая, он по двадцать раз в день ее пробегал. Этот кусочек территории для него был как дом. И даже когда уехал в столицу, сердце Владимира Николаевича осталось здесь. Я точно знаю, что у него квартира в Москве есть — и все. Никаких серьезных активов из области он не выводил. Все, что зарабатывал, вкладывал в развитие родного предприятия. Все осталось на этом куске границы.
Слово «халява» на дух не переносил
— Владимира Николаевича у нас хорошо знают и уважают — он четыре года отвечал за наш район, когда был депутатом Заксобрания, — говорит глава Михайловского района Сергей Жуган. — Нет ни одной, даже самой малой деревеньки, где бы он не побывал. Конечно, он оказывал спонсорскую помощь и больнице помогал. Я пришел на эту должность из системы речного флота, отработал 18 лет в Поярковском порту и знал Владимира Николаевича очень давно. Для него мелочей не было ни в каком деле. В каждую ситуацию он всегда старался вникнуть сам. Слово «халява» на дух не переносил. Ему самому это понятие никогда не было присуще и другим халявить не позволял: «Я никому лишние три рубля не заплачу — их надо еще заработать». До сих пор помню все его высказывания.
Вчера заглянул на один из местных форумов — и так на душе горько стало: до чего же люди порой бывают неблагодарные. Пишут, сами не понимая о чем, скрываясь под никами. Да, Сушков — человек не бедный, компания у него очень солидная. Но ведь это он ее создал! А потом заработали деньги и за счет собственных средств обустроили пункт пропуска Благовещенск — Хэйхэ. В то сложное время многие амурчане, в прямом смысле слова, жили за счет Китая, и наличие обустроенного пункта пропуска существенно облегчало им поездки. Почему не вспоминают, что Сушков был меценат? «Амурассо» оплачивало и поездки детских делегаций в Китай, и поездки ветеранов по местам боевых действий. Для них это незабываемое событие.
Церемония прощания с Владимиром Сушковым состоится 7 марта в 11 часов в ритуальном зале Центральной клинической больницы Москвы.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии