В Приамурье количество выданных полисов ОСАГО в 2016 году оказалось вдвое меньше, чем стоящих на учете в ГИБДД автомобилей. По данным Банка России, страховые организации, работающие на территории региона, в прошлом году оформили 126 715 полисов. В то же время в органах Госавтоинспекции зарегистрировано 286,8 тысячи транспортных средств, не считая мотоциклов, мопедов, скутеров и квадрациклов.
Страхование автомобиля в России является обязательным с 2003 года. Отсутствие страховки считается нарушением закона и влечет административное наказание. Более того, без полиса ОСАГО автомобиль не имеет права передвигаться по дорогам. Исходя из сухой статистики ГИБДД и Центробанка, сегодня на нелегальном положении на трассах Приамурья находятся больше 160 тысяч машин.
В областной Госавтоинспекции отметили, что на дороги фактически не выезжает около 30 % от всех зарегистрированных автомобилей. К ним относятся, например, старые колымаги, неисправные или разбитые в ДТП автомобили. Их владельцам, по сути, незачем оформлять полис автогражданской ответственности, но и снимать с учета автохлам они не торопятся. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и тех амурчан, в семье которых есть два и более автомобиля, но по факту используется только одно транспортное средство.
Однако даже с учетом этих 30 процентов, численность автотранспорта без обязательного полиса ОСАГО остается высокой — это около 75 тысяч грузовиков, автобусов и легковушек.
Продажи полисов ОСАГО в Приамурье ежегодно падают на 15-20 процентов.
То, что амурчане стали чаще ездить без страховки, подтверждает и «штрафная» статистика. В прошлом году инспекторы ДПС выписали в полтора раза больше протоколов за езду без полиса ОСАГО, чем в 2015-м. «В 2015 году инспекторами было составлено более 16 тысяч административных материалов за езду без страховки ОСАГО, в 2016-м — уже около 25,5 тысячи», — рассказал АП инспектор отделения пропаганды амурского управления ГИБДД Андрей Бурмантов.
При этом он подчеркнул, что никаких специальных рейдов по выявлению незастрахованных автовладельцев в прошлом году не проводилось. «Эта работа носит повседневный характер, ведь при остановке автомобиля инспектор проверяет все документы, в том числе и наличие обязательного полиса ОСАГО», — добавил собеседник.
Причиной появления такого большого количества «нелегалов» на амурских дорогах стал затяжной кризис в системе автострахования, уверены эксперты. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) в этом кризисе системы винят страховых мошенников, или как их еще называют, криминальных автоюристов. «Эти люди искусственно завышают размеры выплат, используя несовершенство законодательства. Тем самым они уводят с рынка огромные суммы, которые оседают в их карманах и не достаются страхователям», — отметил президент РСА Игорь Юргенс.
Страховщики тоже предложили к этому свою руку. Чтобы минимизировать свои убытки, амурские филиалы начали искусственно лимитировать количество выдаваемых полисов, навязывать дополнительные услуги либо вовсе отказывать в страховании под разным предлогом.
Это спровоцировало сначала активизацию теневого рынка страхования — в Приамурье появились фальшивые полисы ОСАГО по ценам в несколько раз ниже рыночных. Позже автовладельцы стали отказываться от ОСАГО в принципе. В результате продажи полисов ОСАГО в Приамурье ежегодно падают на 15—20 процентов.
Динамика продаж
После бесчисленных попыток получить страховку благовещенец Андрей Кочерга решил ездить без полиса ОСАГО. Мужчина не скрывает, что ездит без страховки, даже напротив, отмечает выгоду от своего полулегального положения. «За год меня всего лишь раз остановили дэпээсники. Выписали штраф в 800 рублей. При этом за страховку я бы заплатил около 8 тысяч рублей», — говорит житель амурской столицы. По словам Андрея Кочерги, уже несколько товарищей последовали его примеру.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии