YouTubeYouTube

Пока в мире обсуждают, случайно ли в интернете оказались личные-неприличные фотографии исполнительницы главной роли Эммы Уотсон, в России рецензенты на полном серьезе разбирают «Красавицу и чудовище» по косточкам на предмет пропаганды той самой нетрадиционной ориентации. Хорошо только детям: они заполняют залы и с восторгом смотрят фильм. 

В том, что на родине картина получила рейтинг PG, предполагающий присутствие родителей, ничего особенного нет: скорее, это способ дополнительно подзаработать. Продукция компании Disney в большей своей части — именно что семейное кино, к тому же первые явления чудовища могут действительно напугать ребенка, рядом с которым нет взрослого, а немногочисленные сцены схваток и стрельбы и вовсе снимают все вопросы по этому поводу. В России дело обстояло иначе. У нас пугать детей оборотнями и показывать им убийства считается более приемлемым, нежели демонстрировать им «носителей европейских ценностей», как любят выражаться особенно патриотически настроенные граждане.

Детскую сказку подвергли проверке по требованию знаменитого своими выходками (другого цензурного слова автору подобрать, к сожалению, не удалось) депутата — Минкульт вынес свой вердикт. Пропаганды, с которой страна ведет неустанную борьбу, не обнаружилось, но фильм все же получил жесткий рейтинг 16+. Для сравнения: такой же у совсем не детского «Сплита», идущего в соседнем зале. То есть сказку лишили всей основной аудитории одним махом.  Впрочем, в российских кинотеатрах чаще всего прибегают к уловкам, чтобы не терять прибыль. Поэтому на «Красавицу и чудовище» родителей пускают даже с младенцами, надеясь, что во время особенно развращенных сцен те закроют им ладошками глаза и уши. 

Религиозным организациям следовало бы тоже забить тревогу: в картине полным-полно сцен, где девушка мило общается с козлоподобным мохнатым существом, а также обедает с ним и даже читает рекомендованные этим созданием книги.

И вот, досмотрев картину до конца, адекватный гражданин понимает, что скандал раздули на пустом месте. Этот самый «персонаж-гей» среди пляшущих комодов и говорящих чайников смотрится вполне гармонично и уж тем более ничего не пропагандирует. Кондон вообще не выглядит режиссером-реформатором, а, напротив, пошагово переносит на экран мультфильм, стараясь отступать в сторону только в случаях крайней необходимости. Современным детям предлагают то же самое, от чего четверть века назад были в восторге их родители: на экране слишком много красок, причудливых существ и песнопений с танцами, чтобы малыш успел задуматься о том, почему один дядя бросил в сторону другого «особенный взгляд».

«Красавица и чудовище» не пропагандирует ничего, кроме победы любви над неблагоприятными обстоятельствами, злыми чарами и людской злобой: впрочем, в этом тоже можно при желании разглядеть некий скрытый умысел. Поздновато, конечно, но религиозным организациям следовало бы тоже забить тревогу: в картине полным-полно сцен, где девушка мило общается с козлоподобным мохнатым существом, а также обедает с ним, танцует и даже читает рекомендованные этим созданием книги. Более того, под конец оборотень восторжествует, а пытавшийся победить его персонаж падет. Очень подозрительно. 

Искать в сказках намеки мы любим издавна — тем более что чаще всего более в них искать и нечего. Рассуждать о сюжете «Красавицы и чудовища» 2017 года так же бессмысленно, как и над любой другой из многочисленных экранизаций сказки, авторство которой многие ошибочно приписывают Шарлю Перро. Да, стокгольмский синдром, да, превосходство душевной красоты над красотою физической (хотя сама Белль прекрасно все совмещает), да, необходимость платить жестокую цену за легкомыслие и праздность. Кондон и вовсе освобожден от необходимости что-либо рассказывать: его дело — построить в полный рост замок, служащий компании Disney логотипом, сделать мультипликационное чудище хотя бы немного реалистичным (получилось не очень) и выполнить еще ряд похожих задач. Скорее технических, нежели творческих.

В наши дни этого оказывается достаточно, чтобы еще раз хорошо заработать на всемирном наследии и начать думать над экранизацией двух мультфильмов-сиквелов, пока Уотсон не убежала в бедные страны в качестве посла ООН. Придраться не к чему: у оператора Тобиаса Шлиссера, скажем, карьера долгая и противоречивая, но в послужном списке есть и «Хэнкок», и «Морской бой», так что о зрелищах он представление имеет. Всем известные песни спеты на совесть (хотя дубляж и не дает оценить этого в нужной мере), хореография — что надо, а там, где приходит время для саспенса, Кондон умело держит марку. 

Остается только оценить актерские работы. Оставим в покое всех этих напомаженных французских дворян, в компании которых вышеупомянутый депутат, боюсь, потерял бы сознание и скоропостижно скончался от передозировки зловредной пропаганды. Основные партии в «Красавице и чудовище» достаются Уотсон и Люку Эвансу, сыгравшему самовлюбленного негодяя Гастона; Дэну Стивенсу большую часть действия приходится провести в образе монстра. Актриса с успехом избавляется от образа Гермионы Грейнджер, хотя полностью ей это удастся не скоро. Вот и в этом фильме не обходится без «начитанности» и сцены в библиотеке, которую вполне можно было бы принять за шутку в сторону «Гарри Поттера». И все же зритель с удивлением понимает, что у мультипликационной Белль эмоций было не в пример больше, чем у кинематографической, способной лишь радоваться, злиться да грустить.

Эванс, в свою очередь, вовсю выжимает из зрителя смех с возмущением, порой сразу — у него больше опыта и гораздо интереснее персонаж. Гастон не скован рамками служения любви, равно как и любой другой высшей цели — это дает актеру возможность петь оду эгоизму, но не в полный голос, а насколько это позволяет Кондон: всё же нельзя было допустить, чтобы антигерой вдруг стал симпатичен зрителю в этой истории. Роли одушевленных предметов из замка создатели фильма раздали звездам: Эмме Томпсон, Иэну МакКеллену, Юэну Макрегору, но оценить их старания в дубляже российский зритель не сможет. 

«Красавица и чудовище» — проект коммерческий настолько, что скрывать это никто и не собирался: но не бывает года без громкой сказочки и не бывает так, чтобы у нее не было зрителя. Еще вчера Disney удавалось подходить к ремейкам максимально творчески (возьмите хотя бы «Алису в стране чудес»), теперь мы видим, как компания уверенно сворачивает на новые рельсы, и это зрелище не вселяет особенного оптимизма. Взрослому зрителю картины только и остается, что удивляться скрупулезности, с которой мультфильм превратили в большое кино — ну, или искать среди его героев, скрытых и не очень извращенцев. А также удивляться наличию чернокожих в европейской деревушке, в очередной раз проклиная «толерантность».

Ребенку, для которого этот сюжет (очень древний, если вспомнить Апулея) открывается впервые, будет гораздо интереснее. В визуальном отношении фильм очень силен, на полную катушку использует 3D-технологии; к тому же в нем достаточно смешных и завораживающих моментов. Так это и должно было работать, и работает, как бы ни возмущался критик — в конце концов, тем, кто 26 лет назад создал исторический шедевр, дано полное право проводить над ним любые, пусть даже не самые бескорыстные эксперименты.

Смотрите  расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».