• Архиерейский дом — деревянное зодчество в камне. Фото: Андрей Анохин
  • Фото: Андрей Анохин

Деревянное зодчество в камне

— Можно сказать, что архиерейский дом — это первый крупный культурный комплекс Благовещенска. Отсюда началась культурная застройка областной столицы. Во второй половине 19‑го века даже в центральной части города не было чего‑то действительно красивого, представляющего хоть какую‑то архитектурную ценность. Там располагались казармы, пристани, бытовые постройки. На первоначальном этапе главным оставалось принять переселенцев, дать им какой‑то угол, — рассказывает кандидат исторических наук, руководитель отдела катехизации Благовещенской епархии Владимир Пушкарев. — На этом фоне святитель Иннокентий создал некий архитектурный эталон, к которому стремились и другие горожане.

Имя святителя Иннокентия хорошо известно как в Москве, Сибири, так и на Дальнем Востоке, одинаково почитаемо на Камчатке и американской Аляске. Однако же именно Благовещенск по праву остается столицей исторической памяти об этом неординарном человеке. Небольшое каменное здание на территории судостроительного завода, в десятках метров от берега Зеи — единственное зримое напоминание о святителе.

Ради спасения памятника корабелы намерены вернуть его церкви.

Появилось оно уже после его смерти, но стало неотъемлемой частью заложенного им целого архитектурного комплекса. Именно в этом месте епископ Камчатский, Курильский и Алеутский выходили на берег, чтобы благословить проходящие по Зее пароходы. Отсюда руководил необъятной епархией, а по сути, помогал закрепиться России на дальних рубежах.

Здание построено в 1911—1912 годах по проекту инженера Михаила Лащенко. Оно выполнено в псевдорусском стиле по канонам традиционного деревянного зодчества допетровской эпохи, однако выложено камнем. Отголоски тех архитектурных решений до сих пор украшают столицу Амурской области. Например, историческое здание железнодорожного вокзала очень сильно напоминает старорусский терем.

Новоселье в недострое

Однако начиналось все не столь уютно и основательно. Как известно из документов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (г. Владивосток), святитель перебрался в Благовещенск в 1862 году из Якутска. Левобережный Амур становился новым стратегическим рубежом государства, требовалась миссионерская, духовная поддержка. Кроме того, епископ обладал богатейшим опытом в освоении новых земель.

— «Продовольствие в изобилии и недорого. Климат очень здоровый. Если по реке Зее откроются золотые прииски, Благовещенск будет одним из отличных городов», — писал святитель своему другу, камергеру императорского двора Андрею Муравьеву, — рассказывает руководитель пресс-службы Благовещенской епархии Анна Лиманская. — И первый деревянный архиерейский дом сильно отличался от сохранившегося до наших дней каменного здания. Его решили возвести на берегу Зеи, в стороне от шума и городской суеты. В двухэтажном деревянном особняке, кроме архиерея, должны были уместиться не меньше тридцати человек — сотрудники консистории (администрации), причт домовой церкви, певчие, прислуга и члены миссионерского братства, которым надлежало заняться просвещением и проповедью Слова Божия среди приамурских народов и маньчжуров.

Однако денег, выделенных Синодом на строительство, не хватило даже на половину проекта, а взявшиеся за работу казаки оказались не слишком умелыми. Устойчиво выложить два этажа не получилось. Святителя данное обстоятельство не смутило. Он вселился в недострой вместе со своей свитой. Архиерейский дом еще не был покрыт железом, оштукатурен и обшит тесом, а новый хозяин первым делом обустроил в нем домовую церковь.

Освятили ее 5 октября 1862 года — предположительно в честь Благовещения Божией Матери. Ежедневные богослужения проводил обычно сам архиерей, читали и пели на клиросе выпускники основанной им же Якутской духовной семинарии. За каждое невнятно прочитанное слово или неверное ударение влетало им нещадно.

Невод для владыки

Первая зима стала тяжелым испытанием для постояльцев архиерейского дома. Он оказался очень холодным. Преосвященный ходил по внутренним помещениям, не снимая шубы и валенок.

Уже на следующий год здание пережило капитальную реконструкцию. Архиерейский дом изменился в облике, к нему пристроили флигель, кухню, внутри установили ванну — по морозу ходить в отдельно стоящую баню пожилому архиерею было опасно для здоровья. Кроме того, в здании появились полы с подогревом — прямо под ними устроили дополнительные печи. В конечном итоге все постройки окружили широким рвом для защиты от палов, которые устраивали маньчжуры.

220-летие со дня рождения и 40-летие со дня прославления святителя Иннокентия (Вениаминова) — основателя Благовещенска —  отмечается в 2017 году.

 

Неутомимый владыка слыл любителем житейской эстетики и между делом с удовольствием копался в земле. Своими руками обустроил парк, к елям и березам добавил саженцы липы. Прилегающую территорию заняли кусты малины и плодовых деревьев. Все это дело облагородилось дорожками, газонами, огородными теплицами и даже небольшой пчелиной пасекой. Сохранилось письмо святителя якутскому протоиерею Димитрию Хитрову. Высокопреосвященный Иннокентий просил у него волосяной невод.

— Да, святитель Иннокентий сам ловил рыбу в Зее, но рыбалка была не столько увлечением, сколько жизненной необходимостью. То же касается огорода и плодово-ягодного сада. Нужно понимать, что он сам и его помощники обустраивались на новом месте. Всех нужно было чем‑то кормить, — продолжает рассказывать Владимир Пушкарев. — За короткий промежуток времени архиерейский дом превратился в уютную, комфортную усадьбу. С нее начался совершенно иной уклад городской жизни, возле архиерейского дома стали селиться известные люди Благовещенска. Рядом появились усадьбы таких известных купцов, как Чепурина, Левашова и так далее.

Особое место среди надворных построек занимала столярная мастерская. В редкие свободные часы святитель любил пилить и выстругивать. Также есть сведения, что владыка неплохо знал навигацию и во время жизни в Благовещенске любил речные путешествия. При этом мог давать советы капитану, а иногда сам управлял катером.

Возродить жемчужину

Месяц назад приказом Министерства культуры Российской Федерации зданию с более чем вековой историей придали статус объекта культурного наследия регионального значения. Во многом этому способствовала позиция руководства Благовещенского судостроительного завода. Корабелы решили вернуть уникальный исторический объект Благовещенской епархии.

В здании появились полы с подогревом — прямо под ними устроили дополнительные печи.

— По благословению правящего архиерея здесь должны появиться храм в честь святителя Иннокентия и Дом-музей. Прихрамовая территория будет разграничена с территорией судостроительного завода. Мы будем сосуществовать в добром соседстве. Это здание будет иметь прямой выход к набережной реки Зеи. То есть прихожанам не придется идти на службу или праздник через проходную завода, — поделился планами настоятель храма Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил Бесплотных подворья Свято-Троицкого мужского монастыря в Благовещенске иеромонах Георгий (Исаков). — В свою очередь хочется выразить благодарность руководству судостроительного предприятия. Они с пониманием относятся к чаяниям прихожан. В частности, директор завода неоднократно помогал в строительстве храмов. Как пример: звон куполов, изготовленных судостроительным заводом, слышен в Тынде, то же касается Благовещенского кафедрального собора. Совместными усилиями хочется создать архитектурную жемчужину Благовещенска. Других зданий, связанных с жизнью святителя Иннокентия, в ДФО не осталось.

Несостоявшееся достояние

К началу 20‑го века архитектурный комплекс архиерейского дома насчитывал уже шесть зданий. Единственная каменная постройка, сохранившаяся до наших дней и расположенная на территории судостроительного завода, стала жильем и консисторией для новых архиереев. До революции внутри располагалась Успенская церковь. Каменный архиерейский дом становился пристанищем для нуждающихся. Как пример: в 1916 году сгорела Черемховская церковно-приходская учительская школа. 75 ее воспитанников временно поселились в помещениях владыки, а он сам отправился на съемную квартиру.

Стены этого здания помнят матросов Амурской флотилии, которые жили под его крышей и помнят, как в 1923 году арестовали последнего амурского архиерея. Священномученика Евгения Зернова расстреляли в 1937 году после череды лагерей. В порыве отделения церкви от государства Амургубисполком объявил архиерейский дом ни много ни мало достоянием республики. Планы насчет его вынашивались грандиозные, вплоть до организации санатория губернского значения. В итоге уникальный архитектурный комплекс, заложенный руками и помыслами святителя Иннокентия, практически полностью уничтожен. Все, что осталось — последний каменный дом амурских архиереев.

Возрастная категория материалов: 18+