• Фото: Андрей Ильинский

Романтика и подъемные севера

Более 300 выпускников выйдут из стен Благовещенского государственного педагогического университета в этом году: 112 из них уже определились с местом работы (без учета выпускников, которые поедут работать в другие регионы России), остальным нужно сделать это в ближайшее время. И если в советские времена в вузах как часы работала система распределения, то сегодня молодой специалист сам вправе выбрать место работы. И материальные блага далеко не на последнем месте у будущих учителей. Наибольший размер единовременных выплат при трудоустройстве по традиции предлагают представители северных районов области.

32075

рублей — средняя зарплата учителя в амурских школах

— 150 тысяч рублей каждому молодому учителю, — озвучила внушительную сумму директор школы из Февральска Татьяна Батукова. — У нас самая большая школа в Селемджинском районе — 55 педагогов и 664 ученика. Приехала я за учителем информатики. Наш замечательный специалист, к сожалению, переезжает со всей семьей в Новосибирск. Мы предлагаем молодому учителю благоустроенную квартиру, ее уже начали ремонтировать. Еще у нас в школе замечательная материальная база. Практически в каждом кабинете SMART-доски, шикарный кабинет информатики — 25 компьютеров, робототехнические наборы, есть 3D-принтеры, квадрокоптеры, графические планшеты. Не хватает только учителя. Скучно у нас в Февральске парню или девушке тоже не будет. У нас замечательный народный ансамбль «Росинка», есть военно-патриотический клуб «Звезда». Главное — чтобы человек хотел работать и развиваться, а мы в этом поможем.

Приехали за молодыми и талантливыми целые делегации. Так, в Свободненский район заманивают «подъемными» от районной администрации в 50 тысяч рублей и жильем.

Фото: Андрей Ильинский

— В очереди в наши школы молодые учителя, увы, не стоят, — развела руками и. о. начальника отдела образования Свободненского района Татьяна Кузьмина. — В этот раз приехали за учителями математики, начальных классов и, конечно, учителей иностранного языка — в этих специалистах самая большая потребность. Человек восемь как минимум хотелось бы привезти.

Упор на патриотизм

В школах Константиновского района основной кадровый голод среди педагогов иностранного — целых четыре вакансии.

— Еще нам нужны учителя начальных классов, русского языка и литературы, информатики, — перечислили представители района. — Надеемся на доморощенные кадры. В этом году наша девочка заканчивает БГПУ и будет преподавать иностранный язык в Новопетровской школе.

Больше всего в амурских школах требуются учителя иностранных языков, на втором месте — математики, физики и информатики, а замыкают тройку лидеров — учителя начальных классов.

Делает упор на патриотизм и любовь к малой родине и директор косицынской школы Тамбовского района Георгий Арутюнян.

— Нам нужны математик, информатик, учитель русского языка. На ближайший учебный год у нас педагогов хватает, но мы работаем на перспективу, — пояснил он. — Очень много учителей пенсионного возраста, поэтому нам очень нужны молодые талантливые и амбициозные учителя. Будем завлекать их не деньгами и жильем, а чувством патриотизма. В БГПУ учится много ребят из Тамбовского района, будем надеяться, что они вернутся в родные школы в качестве учителей. А жилье в будущем молодые педагоги построят или приобретут, участия в программе «Устойчивое развитие сельских территорий».

В начале списка — «иностранцы»

Больше всего в амурских школах требуются учителя иностранных языков, на втором месте — математики, физики и информатики, а замыкают тройку лидеров — учителя начальных классов.

После торжественного открытия ярмарки вакансий директора и выпускники разошлись по кабинетам, где могли пообщаться предметно. И не удивительно, что самая большая делегация отправилась в 339 аудиторию — на встречу с выпускниками инфака.

112

студентов за два года отработали в сельских школах Приамурья в составе педагогических отрядов

— На самом деле есть вакансии, которые меня заинтересовали, — отметила пятикурсница Екатерина Щеголихина. — Хотя перспектива ехать на крайний север или в глухое село немного пугает. Если и ехать в отдаленный район, то хочется, чтобы там хоть какая-то цивилизация была — кинотеатр, кафе. Важна и заплата достойная. Тем более что я уже поняла, что учитель может зарабатывать. В начале учебного года я в составе педагогического отряда ездила на практику в Юхтинскую спецшколу Свободненского района. Заработная плата при небольшой нагрузке (21 час в неделю) была 31—32 тысячи рублей.

Некоторые директора предпочли «ловить» молодых специалистов не на официальных встречах, а в коридорах вуза и зазывать студентов если не на постоянную работу, то хотя бы на практику. Одним из таких «студентоловов» оказалась директор школы села Белоярово Мазановского района Наталья Одинцова.

Фото: Андрей Ильинский

— Нам очень нужен учитель русского языка и литературы, а также учитель английского языка. У нас село очень красивое — на берегу Зеи. Школа на 167 человек — вторая по численности в районе, — рассказала педагог. — Сейчас к нам приезжает учитель-заместитель, но очень хотелось бы, чтобы свой появился. Три года стараемся найти, но пока не получается. Хочется в этот раз уехать со своим специалистом.

С 1 сентября педагоги-целевики получат по 250 тысяч

На ярмарке вакансий в БГПУ побывала и министр образования и науки Марина Селюч. Она сообщила сразу несколько приятных новостей для будущих студентов БГПУ, особенно для тех, кто будет поступать в вуз по целевой программе.

Я уже поняла, что учитель может зарабатывать. На практике в юхтинской спецшколе при небольшой нагрузке (21 час в неделю) получила 31—32 тысячи рублей.

— Год назад со студентами в стенах БГПУ встречался губернатор Александр Козлов, — припомнила Марина Григорьевна. — И после встречи родилось постановление, которое вступает в силу уже с 1 сентября этого года. Согласно этому документу, студенты по целевому набору с нового учебного года будут получать дополнение к стипендии — по 2,5 тысячи рублей каждый месяц. Им будут оплачиваться дорога к месту прохождения практики и проживание. И выплачиваться единовременное пособие в 250 тысяч рублей при поступлении на работу.

Комментарий

«Каждый третий специалист в образовании — молодой педагог»

Марина Селюч, министр образования и науки Амурской области:

— Сегодня каждый третий специалист в системе образования — молодой педагог. Даже несмотря на это, не во всех амурских школах укомплектованность педагогическими кадрами на 100 процентов. Для этого есть объективные причины. Из сел уезжает много молодых людей, сельские школы становятся малокомплектными, но тем не менее я могу уверенно сказать, что нет ни одной школы, класса, где бы не проходили учебные занятия. Система образования в Амурской области очень стабильна, несмотря на все перипетии. Наша отрасль самая многочисленная — почти 30 тысяч человек. Сегодня на традиционной встрече присутствуют представители всех муниципальных образований Амурской области и представители 63 образовательных организаций, в том числе 35 руководителей сельских школ. Мы надеемся, что встреча будет плодотворной.