По приказу Дзержинского
Михаил Трилиссер — не первый редактор «Амурской правды», да и сама история газеты началась задолго до официального дня рождения. Пожалуй, началось все с «Известий Благовещенского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», которые возглавлял Яков Шафир. Судьба его трагична — расстрелян с началом японской интервенции. Потом было «Красное знамя», а затем «Красный клич», выпускавшийся в тайге, под прикрытием партизан.
Михаил Трилиссер оказался в Благовещенске еще в 1918 году, уже имея за плечами каторгу и внушительный опыт подпольной работы. Здесь так же прошел через арест и чистилище колчаковской контрразведки. В тюрьме успел тяжело заболеть, что не помешало ему совершить побег — помогли подпольщики с воли. Выздоровление получил под чужим именем, в казачьем госпитале, в одной палате с белогвардейскими офицерами.
Вся жизнь Михаила (Меера) Трилиссера проходила в жанре шпионской войны.
Весной 1920 года Трилиссер назначен на должность руководителя областной газеты. К тому времени Красный клич, уже выходит под названием «Амурская правда». Правда, в редакторском кресле Михаил Абрамович задерживается не долго. Спустя месяц был утвержден председателем Амурского обкома партии, а еще спустя год состоялась судьбоносная встреча с родоначальником отечественных спецслужб Феликсом Дзержинским.
Их разговор проходил в перерывах десятого съезда партии, куда Трилиссер прибыл в качестве делегата. Дзержинский разглядел в нем чекиста-разведчика и пригласил на работу в центральный аппарат ВЧК. «Я хотел бы, чтобы вы возглавили подразделение Иностранного отдела… Работать будете в контакте с начальником контрразведывательного отдела Артузовым», — обратился Дзержинский к Трилиссеру. Уже зимой 1922 года бывший главред АП назначен начальником Иностранного (разведывательного) отдела ВЧК (ОГПУ).
Агентурный туризм
Его назначение проходит на фоне исторических событий, от которых зависит вся дальнейшая судьба молодой республики. Идет активная подготовка к Генуэзской международной конференции. Фактически нашим дипломатам предстояло добиться признания Советского строя на международном уровне. Естественно, в среде русской эмиграции таким поворотом событий были довольны далеко не все.
100
лет исполнится Амурской правде 24 февраля 2018 года
Трилиссер получает из Берлина шифровку, в которой говорится о возможном покушении на советских дипломатов. Под ударом жизни наркома иностранных дел Георгия Чичерина и полпреда РСФСР в Лондоне Леонида Красин. Трилиссер тут же докладывает об опасности Дзержинскому. В качестве источника ценной информации выступает марксист Эрих Такке. Трилиссер налаживает с ним регулярную связь, начинается шпионская игра, благодаря которой советская разведка узнает обо всех этапах готовящейся провокации.
«Первым делом приобретены у Орлова револьверы системы Маузера… Тот же Орлов добыл особые палки-трости, в которые вставлены маленькие шприцы, прикрытые колпачком, с ядом — цианистым калием… Установлено будущее местонахождение прибывающей на днях советской делегации…», — говорится в одной из полученных шифровок.
Благодаря принятым мерам, расправу над дипломатами удается предотвратить, а осенью 1923 года Трилиссер сам выезжает в Германию. Событие само по себе неординарное. Пребывание начальника Иностранного отдела ОГПУ в капиталистической стране кажется за пределами здравого смысла. Однако Михаил Абрамович понимает, насколько важно наладить резидентурные связи на западном направлении, он цепляется за каждую ниточку. Его цель — Эрих Такке, сыгравший решающую роль в защите наших дипломатов.
При этом сам Трилиссер пользуется исключительным доверием высшего руководства страны и, в свою очередь, обладает редким уровнем хладнокровия. В Германии одна их ключевых фигур советской разведки полностью засекречена. Трилиссер ведет себя как турист — совершенствует знания немецкого языка, знакомится с готической архитектурой.
По ходу дела проходит конспиративная встреча с Такке. Он охотно идет на полноценное сотрудничество и вскоре выполняет прямые поручения советской разведки.
По кровавому следу карателей
Летом 1925 года Трилиссер так же выезжает в Финляндию, где инструктирует и ставит задачи легендарному разведчику-нелегалу Дмитрию Быстролётову. Это он будет менять паспорта, континенты, собственные роли — выступать в качестве лорда, графа, бизнесмена и даже гангстера. Как результат — снабжать Москву французскими, английскими, турецкими, немецкими, финскими шифрами и кодами, лично контролировать переписку Гитлера и Муссолини.
В 1926 году Дзержинский умирает, незадолго до этого Трилиссер назначается заместителем председателя ОГПУ. На похоронах родоначальника советских спецслужб, Михаил Абрамович выступает на трибуне Мавзолея. Спустя год вместе с контрразведывательным отделом ОГПУ Трилиссер участвует в разоблачении мощной резидентурной сети английской разведки в Ленинграде. Перед судом оказываются 20 человек.
Как Китай выдал белоказачьего генерала
После организации работы на западном направлении интерес Михаила Трилиссера вновь смещается в сторону Дальнего Востока. Хотя активная работа на дальних рубежах уже идет полным ходом. Еще в 1925 году Иностранный отдел под руководством Трилиссера разыгрывает уникальную комбинацию, благодаря которой советскому правительству со стороны Китая выдается белоказачий генерал Анненков. Этот военачальник, даже по мнению белоэмигрантов, потерял человеческий облик. За ним тянулся кровавый след, анненковцы прославились дикими карательными операциями против мирного населения в годы гражданской войны в России.
«Они нашу деревню оцепили и начали рубить. Кто из мужчин не успел убежать, всех изрубили — 18 человек. Делали, что хотели: забирали, палили, смеялись над женщинами и девушками, насиловали от 10 лет и старше. У меня в хозяйстве спалили 45 десятин хлеба, взяли пару лошадей, корову, все хозяйство разрушили. И тогда моего мужа взяли в город и изрубили, отрезали нос и язык, вырезали глаза, отрубили полголовы. Мы нашли его уже закопанным. Всех оставшихся в селе перепороли», — рассказывала на судебном процессе свидетельница Цирюльникова, жительница сожженного анненковцами села Чёрный Дол. Справедливое возмездие стало возможным благодаря деятельности Трилиссера и его помощников.
Тайна мирового масштаба
В 20-30 годы прошлого века Дальний Восток живет в состоянии непрерывного напряжения. КВЖД сотрясают бесконечные провокации. Трилиссер подготавливает особую группу из опытных чекистов и лично курирует ее работу в Маньчжурии. В 1927 году его разведчикам удается, казалось бы, невозможное. Они добывают секретнейший документ, получивший известность как Меморандум Танаки. В нем стратегия завоевания мира японцами. В частности, речь идет о захвате Китая и Монголии с последующим выходом на территорию СССР.
«В программу нашего национального роста входит необходимость вновь скрестить мечи с Россией на полях Монголии, в целях обладания богатствами Северной Маньчжурии…», говорится в документе.
Трилиссер получает из Берлина шифровку, в которой говорится о возможном покушении на советских дипломатов.
Разведчики Трилиссера аккуратно снимают множественные печати с секретного документа, копируют содержимое, вновь «опечатывают» конверт, и возвращают его на законное место. О случившемся авторы Меморандума узнают только из иностранной прессы, в которой он неожиданно публикуется. Благодаря налаженным зарубежным связям, Михаил Трилиссер и его помощники сделали тайные замыслы японцев достоянием всего мира.
Михаил Абрамович Трилиссер руководил Внешней разведкой СССР около восьми лет. Во многом благодаря ему заложена основа той самой неповторимой советской разведшколы, которая прославлена в отечественном кинематографе, книгах и учебниках. Его воспитанниками можно назвать таких легендарных разведчиков как Николай Кузнецов и Алексей Ботян.
После 1930 года Михаил Абрамович по личному поручению Сталина занимал руководящие посты на государственной работе. Но это его не спасло. За год до нападения фашистской Германии Трилиссера расстреляли в ходе массовых репрессий.
За помощь в подготовке материала благодарим управление ФСБ России по Амурской области
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии