О Едином госэкзамене
Мария Черенкова, 11 класс:
— Как вы относитесь к ЕГЭ?
— Единый госэкзамен сегодня не критикует только ленивый. Он всех интересует, особенно волнуются и переживают одиннадцатиклассники и их родители. По моему субъективному мнению, единый госэкзамен нужно было делать необязательным и дать ему альтернативу. Выпускник должен иметь право выбора — сдавать ЕГЭ или сдавать экзамен по традиционной форме обучения, как раньше. Вот тогда, наверное, такого негативного отношения к ЕГЭ не было бы.
Анастасия Кузнецова, 10 класс:
— Единый госэкзамен, на ваш взгляд, проверка знаний или лотерея?
— ЕГЭ — это однозначно проверка знаний, не слушайте никого, если говорят, что это лотерея. Я сдавала единый госэкзамен дважды — по русскому языку и литературе — и хочу сказать, что ничего неожиданного на ЕГЭ нет. Контрольно-измерительные материалы по всем предметам, все задания, которые были на экзаменах прошлых лет, опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений. Более того, на специальном сайте можно получить консультацию по любому предмету. Вам ответят специалисты, которые формировали эти задания.
Главный критерий ЕГЭ — честность. Все школьники находятся в одинаковых условиях, требования для всех одни, исключен и субъективный признак. Задания в аудиторию, где сдают экзамен, присылают по закрытому каналу связи, затем ответы сканируют и тут же отправляют в центр информационной обработки. Учитель ни исправить, ни помочь не сможет, как бы ни хотел. Плюс еще и в том, что вступительные экзамены сдавать не нужно. Написал ЕГЭ — и все. Психологическая нагрузка на выпускника гораздо меньше. И подать заявку на поступление можно в несколько вузов. Кстати, каждый год около тысячи амурских выпускников поступают в ведущие университеты страны, где очень высокий проходной балл. Главное — определиться, кем хочешь быть, и углубленно изучать нужные предметы.
О российских и зарубежных школах
Софья Кобзарева, 8 класс:
— У вас есть любимые школы в Амурской области?
— Среди директоров школ Приамурья у меня есть люди, которых я знаю достаточно давно и отношусь к ним с большим уважением. Это профессионалы и мои единомышленники. Они очень много делают для своих образовательных коллективов. Я знаю школы, которые активно участвуют в трудовом обучении или военно-патриотическом воспитании. Некоторые сельские школы для меня являются маленькими островками доброты. В то же время есть школы, которые стабильно показывают низкие результаты по ЕГЭ, причины разные — и объективные, и субъективные. Для учителей таких школ мы организуем различные курсы повышения квалификации, чтобы повысить уровень образованности наших ребятишек.
Денис Брюханов, 6 класс:
— Приходилось ли вам посещать зарубежные школы и университеты? Вам там понравилось?
— Я была в нескольких школах Китая, можно сказать, просто на экскурсии. А вот систему образования Финляндии и двух скандинавских стран — Швеции и Дании — анализировала и изучала более детально. В этих странах обучение практикоориентированное, то есть большое внимание уделяется практическим заданиям. Россия тоже начала идти в этом направлении. Мы делаем так, чтобы ребята, которые обучаются сегодня в системе профессионального образования, изучали не только обязательные предметы, но и были хорошими практиками. Для этого в России создано и действует движение «Молодые профессионалы». Например, учащийся райчихинского колледжа в прошлом году принимал участие во всероссийском конкурсе строительных специальностей и занял 4-е место. Молодые повара также привезли призовые места. Такого успеха удалось достичь потому, что ребята не только изучали теорию, но и на практике осваивали азы профессии. Это сейчас главное.
Моя большая мечта проехать от Благовещенска до Москвы на автомобиле.
— Что наши российские школы могут перенять у зарубежных?
— Перенимать нам не надо, Денис. У нас разные подходы, разная ментальность, но нужно брать все лучшее и учиться. Когда мы говорим о зарубежной системе образования, мы должны понимать, что только в России существует бесплатное дополнительное образование. Одно хочу порекомендовать — активнее учите английский язык. Это язык бизнеса, экономики, туризма, очень много интересных масштабных исследований опубликовано именно на английском языке.
Ксения Каземова, 8 класс:
— Отличается ли качество российского образования от зарубежного?
— Вы знаете, полностью ответить на вопрос не смогу. Ведь по качеству образования нужно иметь четкую статистику. Я могу судить лишь по некоторым исследованиям. Например, в прошлом году школьники из Москвы одержали победу в международной олимпиаде по математике. Так что сказать, что там очень хорошо или очень плохо, будет некорректно, нужно иметь четкие статистические данные. К тому же у нас отличаются преподавание, требования, разные школьные программы, сроки обучения.
О лицее и российском образовании
— Несколько лет вы были директором лицея АмГУ, вспоминаете те годы?
— Лицей — это самое счастливое время моей педагогической деятельности. Тогда мы принимали только старшеклассников, причем отбор был жесткий. Все ребята замечательные, и все были мотивированы на успех. Настолько были дружными, что целыми классами уходили поступать на юридический или экономический факультеты. У меня сегодня ностальгия. Смотрю на вас и вспоминаю тот лицей и своих ребят. Это счастье, что сейчас я могу с бывшими лицеистами активно общаться в Фейсбуке. Я радуюсь их победам. Однако самая большая удача в жизни — работа со своими лицеистами, теперь они мои коллеги. Представляете, как это здорово! Могу бесконечно говорить про лицей, про ребят, которые сейчас живут и работают в Китае и других точках мира. Они молодцы, у всех уже есть ребятишки. И у вас тоже все будет хорошо — по-другому быть не может.
Степан Сикерин, 8 класс:
— Что бы вы изменили в системе российского образования?
— Я многое бы изменила, но начала бы с ключевой фигуры — с учителя. Считаю, что нагрузка педагога должна быть не более 18 часов. Ведь, чтобы сегодня, в век информационного потока, давать качественные знания, учителю надо много знать и везде успевать. Первую половину дня он работает, вторую — занимается самообразованием. Вот тогда, наверное, и молодые специалисты пошли бы в школы. Еще ввела бы в начальных классах единую программу. Сейчас их несколько. Вообще, сегодня программа начальной школы очень сложная. У нас есть ребята, которые не ходят в детсады и родители с ними не занимаются. Таким детям трудно адаптироваться к школьной программе, поэтому в области проводятся специальные выездные консультативные курсы. В них принимают активное участие в том числе и студенты психолого-педагогического факультета АмГУ. Они выезжают в малочисленные районы и летом занимаются с ребятами, готовят их к школе.
— Слышал, что теперь все школы должны работать в первую смену, так ли это?
— Действительно, сегодня нормативные документы Министерства образования России направлены на то, чтобы все ребятишки учились в одну смену. До 2025 года правительство страны ставит задачу ликвидировать вторую смену. Я двумя руками за это. Если бы все учились в первой половине дня, то во второй у ребят была бы возможность заниматься по интересам. В России уже начала действовать программа «Создание новых мест в образовательных организациях РФ». Амурская область обязательно будет строить новые школы. Особенно нуждаются в них Благовещенск, Белогорск, Свободный. Кстати, пока программа реализуется в субъектах России, где дети обучаются в третью смену. Школы строят современные. Нам тоже нужны такие. Правительство Амурской области в этом плане серьезно работает с федеральными министерствами.
О работе министра
Софья Мальцева, 7 класс:
— Сложно быть министром образования?
— Да, сложно. В этой профессии самое важное — просто любить детей. Научить этому невозможно, это идет от сердца. Если ты не любишь ребятишек, просто не иди в образование, есть много других специальностей и возможностей. Детей нужно понимать сердцем.
— Когда вам предложили стать министром? Вы сразу согласились?
— Так сложилась судьба, что до министра образования работала первым заместителем министра (тогда ведомство называлось комитетом по образованию администрации области). Потом из госслужбы ушла и занималась докторской, потому что на госслужбе написать докторскую нереально. Когда пригласили на высокую должность, очень много думала, потому что знала, куда возвращаюсь и как надо будет работать. Но что случилось, то случилось.
Мария Шишкарева, 6 класс:
— Если бы не ваша нынешняя должность, кем бы вы сейчас работали?
— Я бы работала профессором кафедры психологии и педагоги АмГУ, есть у меня такая совмещаемая должность. Работала бы со студентами и с теми людьми, которые хотят посвятить себя науке.
Андрей Тимофеев, 10 класс:
— Как часто вы ездите в командировки?
— Часто, потому что должна знать, что происходит на местах — в городских и сельских школах. Достаточно часто летаю в Москву на коллегии, конференции. У меня есть такое правило: когда ухожу в отпуск, езжу на конференции по психологии. Например, в марте была в Казани на международном симпозиуме по психологии личности. Очень интересно. Кстати, для меня такие конференции — это отдых. Нет ничего ценнее, чем общение с огромным количеством людей, да и знания о том, что происходит в российской психологии, помогают в работе. В этой жизни надо все успеть.
Михаил Семенов, 6 класс:
— Во сколько заканчивается ваш рабочий день?
— Михаил, точно сказать невозможно, он всегда ненормированный. Если говорить о любой должности в правительстве области, то работа с 8 до 17 часов — это нереально. Тем из вас, кто готовится стать министром, нужно понимать, что суббота и воскресенье редко будут выходными. Придется много работать и общаться с людьми.
О школьных годах и выборе профессии
Алексей Бакум, 5 класс:
— Какой предмет вам больше всего нравился в школе и на какие оценки вы учились?
— Я не была отличницей, но оканчивала полугодие без троек. Моим любимым предметом всегда была литература. Я много читала стихов, любила Роберта Рождественского — серьезные произведения, до сих пор помню их наизусть. В начальной школе я была не очень организованной, родителей даже в школу вызывали. Осознанно заниматься и нести ответственность за свои поступки начала с пятого класса.
Влада Грачева, 10 класс:
— Почему вы когда-то решили стать учителем биологии?
— Больше, наверное, любила химию, чем биологию, мне нравился этот предмет. Помню своего учителя, помню, как сдавала экзамен по химии в одиннадцатом классе. Биология привела меня к другой, более фундаментальной науке, которой я начала заниматься, и до сих пор занимаюсь. Эта наука помогла мне, когда я писала кандидатскую и докторскую диссертации по психологии. Ведь вся психология основана на знании биологии, на знаниях о человеке. Сейчас я профессор кафедры педагогики и психологии в АмГУ. Так что, я почти ваш коллега — тоже прихожу в эти стены и здесь работаю.
Когда защищала в Москве докторскую диссертацию, все мои бамовские друзья говорили: «Мы с тобой». Такие моменты дорогого стоят.
Анастасия Юрчук, 11 класс:
— Вам нравилось работать учителем?
— Я не могу отвечать на этот вопрос в прошедшем времени, потому что я и сегодня учитель. С АмГУ так и не рассталась, хотя при моей занятости можно было такой работой не заниматься. Знаете, бывает, что встаю в субботу и размышляю: «У меня такая сложная неделя была, мне бы дома остаться и просто помолчать». Прихожу к студентам и понимаю: как хорошо, что они у меня есть.
О БАМе
Максим Акилов, 8 класс:
— Мы знаем, что вы принимали участие в строительстве БАМа. Помните ли вы те времена, как это было?
— После окончания БГПИ я очень много времени посвятила комсомольской работе, была членом партии, а раньше партийная дисциплина была очень строгая. Меня перевели в Тынду на должность первого секретаря горкома комсомола. Замечательное время! На строительство Байкало-Амурской магистрали, всесоюзную ударную комсомольскую стройку приехала молодежь со всего Советского Союза. Были представители всех союзных республик, никто не замечал национальностей, все дружили. Ребята работали в очень сложных условиях. Жили в палатках, зимы — холодные, летом — гнус бесконечный. Строили дома, школы, больницы. А какие красивые комсомольские свадьбы играли!
Мне очень жаль, что сегодня повторить такой проект, как БАМ, вряд ли возможно. Хотя сейчас возрождается движение студотрядов. Однако молодежь все равно по-другому думает и живет. В то время я никогда бы не услышала: «Это твои проблемы, сама разбирайся». Могу сказать, что та бамовская дружба, которая связывает меня с моими коллегами, вечна. Когда приезжаю в Москву, знаю, что у меня там очень много друзей. Более того, когда защищала докторскую диссертацию, все мои бамовские друзья садились рядом и говорили: «Мы с тобой». Такие моменты дорогого стоят. Это история моей жизни, спасибо вам за такой вопрос.
О хобби
Дмитрий Добровольский, 9 класс:
— Есть ли у вас хобби?
— У меня много увлечений и самое большое — цветы. Я живу на земле, поэтому есть возможность выращивать розы, я их обожаю, у меня более 200 кустов.
Роза — царица всех растений, она требует неимоверного ухода. Каждый куст осенью выкапываю, пересаживаю, ставлю в то место, где он должна перезимовать, а ранней весной все садоводческие работы начинаются снова. (Улыбается.) Еще у меня цветут георгины огромных размеров, лилии, анютины глазки и много других разных цветов. Пока занимаюсь только растениями, зимой читаю про то, как правильно за ними ухаживать, а летом вожусь, разговариваю с ними, и они мне дарят красоту. К сожалению, не хватает времени на изучение английского языка, чтобы владеть им в совершенстве. Ведь на всех научных конференциях доклады читают именно на этом языке. Сегодня много чем можно заниматься — было бы желание и время.
О путешествиях
Богдан Тельганчук, 7 класс:
— Любите ли вы путешествовать и часто ли у вас это получается?
— Мне кажется, нет на земле такого человека, который бы не любил путешествия. Путешествовать люблю, знаете как?
Сама за рулем. Моя большая мечта: проехать от Благовещенска до Москвы на автомобиле. Остановиться на Байкале, Алтае, в общем, посмотреть всю нашу страну. Я знаю тех благовещенцев, которые так путешествовали, говорят, это неизгладимое впечатление. Для меня ездить за рулем — это отдых, это свобода, это наслаждение. Столько красивых мест можно увидеть, даже у нас в Амурской области. Так что, если тебе плохо, отправляйся в путешествие, любуйся на природу, ищи позитив во всем.
Спецпроект АП «Классный час», как и все школьники, уходит на летние каникулы. Новые встречи, новые герои и непосредственные детские вопросы — теперь в сентябре. До встречи!
Добавить комментарий
Комментарии