Беспризорные могилы
Письма мне пишут часто. В основном, хорошие и правильные. Но иногда поспорить все-таки хочется. Особенно, когда разговор заходит о государственной политике молодежного воспитания. Недавний пример:
«Уважаемый, Андрей! Накануне родительского дня, убираясь на могилах брата и родителей (участников войны), я обнаружила заброшенную могилу, в которой похоронена участница войны по имени Леонида (фамилию записать было нечем). Я, как могла, почистила всё, помыла памятник, на котором гордо значилось: «Вечная слава защитникам Отечества!» Приехав на Радуницу, положила конфеток, букетик цветов. Но вот не дает покоя мысль: почему же наша вечная слава оказалась такой короткой? Разве нельзя заняться этой проблемой городским и областным властям, «настоящим полковникам» из военкомата, совету ветеранов и организовать опеку за «беспризорными» могилами? Да организуйте солдатиков, студентов, старшеклассников из патриотических клубов, приведите на такие могилы, попросите помочь — разве они откажутся? Вот это будет более действенное военно-патриотическое воспитание, чем сотни лекций, моралей, высоких фраз…» С уважением, И. В. Кондратенко, г. Благовещенск.
Благодарность не ради показателей
А теперь, дорогая И. В. Кондратенко, низкий вам поклон. За то, что не прошли мимо. За то, что отмыли памятник, привели порядок, положили цветы и конфеток. За то, что хотя бы одна участница войны для кого-то совершенно незнакомого оказалась не чужой и посторонней. Оказалась своей и близкой.
Что касается «настоящих полковников», городских властей и организованного патриотизма, то выскажу свое мнение — нельзя! Мы это уже проходили. Благодарность потомков должна исходить из сердца, а не ради отчетности в вышестоящие инстанции. Проверено десятилетиями — там, где государство вмешивается в воспитательные процессы, моментально возникает банальная бюрократия. Мы же не хотим, чтобы уход за могилами превратился в борьбу за высокие показатели.
Это не потому, что государство плохое. Просто не его это функции. Работа государства — гарантировать права и платить пенсии тем же самым ветеранам, обеспечивать их разными льготами, квартирами, лечением и наградами. Все остальное — это наше личное дело. Мораль и нравственность не воспитывается в коридорах власти, она воспитывается в семье, на таких вот примерах, как вы. Когда сельский учитель вместе со своими учениками проводит субботник на памятнике воинам-амурцам или ухаживает за могилой павшего воина по личной инициативе — это нормально. Если директор школы организует тимуровскую работу по звонку из районо — это ненормально.
Все хотят уважения после смерти
Мы как-то быстро привыкли к тому, что государство обязано нам по умолчанию. Такое впечатление, что мы без него уже детей родить нормально не можем, не помереть достойно. Государство виновато в том, что женщинам и старикам не уступают место в автобусе. Оно же несет ответственность за брошенные, забытые могилы фронтовиков. Не мы, а некая официальная структура… Жутко.
А я смотрю на своих детей и очень хочу, чтобы они меня похоронили. Естественно, не сейчас — потом, когда время придет. Не государство, не органы социальной защиты, а собственные дети. И очень надеюсь, что делаю для этого очень многое.
Стараюсь воспитывать, обращать внимание на хорошее и плохое, наталкиваю на размышления и призываю не забывать историю. Их уважение к нашему прошлому и окружающим людям — лучшая гарантия от равнодушия и цинизма. Не пройдут мимо памятника погибшим — значит, и мою могилу отмоют, украсят цветами, принесут блинов. Конечно, все это будет нужно уже не мне, это будет нужно им.
Кому-то подобный расклад мыслей покажется мрачным, а мне внушает бесконечный оптимизм. Если так разобраться, то мы все живем только ради достойного места на кладбище. Ради того, чтобы дольше помнили. Причем касается это не только верующих в Царствие Небесное, но и закоренелых атеистов. Все мы, без учета взглядов и религиозных убеждений, рассчитываем на простое человеческое уважение даже после ухода в небытие. Но для этого нужно что-то сделать еще при жизни. Не по указке чиновников, по собственным чистосердечным убеждениям.
Все прочее, действительно, скоротечно. Наше прошлое государство больше 70 лет усиленно воспитывало достойное поколение, которое не забудет. Насаждало, заставляло, выслушивало клятвы. Увы, хватило пары десятков лет, чтобы могилы фронтовиков стали массово переходить в разряд «беспризорных».
Но ведь можем и по-другому. Каждый год с интересом смотрю на Бессмертный полк. Не знаю ни одного случая, чтобы людей собирали в добровольно-принудительном порядке, заставляли на предприятиях, подвозили ведомственными автобусами и воздействовали через профком или отделы кадров. Никакой обязаловки, но количество участников год от года только увеличивается. Значит, не так уж мы безнадежны, значит, время придет — опомнимся. Уже опомнились. Дойдет очередь и до могил.
И еще, уважаемая И. В. Кондратенко, ваше письмо обязательно прочту своим детям. У нас так мало примеров бескорыстного неравнодушия. Спасибо!
https://www.youtube.com/watch?v=X__GJAvZ4_M
— ГурдРусский по Ф.М.Достоевскому — это всечеловек.
«В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во всё вживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы <...>У него инстинкт общечеловечности.»
Главное, самосознание в себе русского человека — вот что надо..." Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/02/dostoevskij-citaty-o-rossii-o-russkih.html© Сайт: www.alldostoevsky.ru
— ГурдТогда мы услышим: «Как я все это люблю. Купола , песни бескрайние. Спасибо Господи, что я русская (ий).» (Разумеется не по биологическому признаку.)
— ГурдПатриотизм — это часть культуры. Его нельзя навязать, он должен вызреть в самом народе. Но определенный момент, элемент насилия, Андрей, в воспитании культурного человека безусловно присутствует.
— Как вы думаете, наша Розочка станет певицей или танцовщицей?
— Думаю, танцовщицей.
— Вы видели, как она танцует?
— Нет, мы слышали, как она поет.
Это шутка, но в ней есть правда. Ребенка нужно направлять, ориентировать. Свои ценности прививать, иначе их место легко займут другие. Этот урок мы проходили в 90-е. Если у ребенка есть культурный иммунитет, полученный им путем приращения, а не демагогическими призывами, то никакие чужие ценности ему не страшны. Тут мы с вами заодно))
«Любое государство хотя бы ради самосохранения должно заботиться о патриотическом воспитании народа...»
http://www.pravmir.ru/kak-nelzya-uchit-patriotizmu-opros-ekspertov/
— Гурд